Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая философия является учением о предельных основаниях власти и наиболее общих закономерностях организации совместной жизни людей.






В рамках политической философии, анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение их предельных оснований.

Наряду с политической философией проблемами власти интересуется также и политическая наука, или политология. В ее рамках в наши дни предпринимаются попытки, отталкиваясь от того факта, что властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, создать даже особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (от гр. kratos – власть и logos – учение). Несмотря на то, что сегодня это направление исследований формируется в рамках политической науки, оно, претендуя на изучение предельных оснований власти, во многом соприкасается с предметом политической философии.

Власть – это способность и возможность влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством разнообразных источников, ресурсов и стимулов.

Отношения власти сначала своим источником имели силу, ресурсом – страх, а стимулом – наказание. Постепенно в ходе истории источники, ресурсы и стимулы власти стали более разнообразными. Источником власти становился авторитет, ее ресурсом – право и убеждение, а стимулом – информирование и аргументация.

В политической науке сегодня выделяется несколько основных подходов к трактовке феномена власти:

а) директивный (Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер);

б) функциональный (Т. Парсонс);

в) информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер);

г) коммуникативный (Ю. Хабермас, Н. Луман).

Каждый из них в качестве предельного основания власти рассматривает и (или) ее способность и возможность влиять на поведение и деятельность людей.

Несмотря на различия в классических и неклассических подходах к определению сущности власти, в них выделяются следующие общие ее характеристики и свойства: всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Целью власти является, в конечном итоге, организация совместной жизнедеятельности людей с помощью разнообразных источников, ресурсов, стимулов, аргументов. Власть способна противодействовать кризису и упадку, нейтрализовать напряжение или конфликты в обществе, содействовать устойчивости общественного целого. В этом смысле, «отсутствие власти развращает абсолютно» (Эдлай Стивенсон), а использование нелигитимной власти способствует тому, что «абсолютная власть – развращает абсолютно» (Джон Актон).

Власть как сложное явление состоит из различных разновидностей. Если в качестве критерия выделения различных видов власти берется сфера ее функционирования, то выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная власть.

Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой способность и возможность субъекта проводить свою волю в области управления делами общества в целях защиты и реализации своих коренных интересов. Власть – важнейший элемент и государства, и любой другой политической или общественной организации, всякого сообщества или коллектива.

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является основанием политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание – проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, захвата.

Политика представляет собой искусство управления государством.

Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология (с греч. politike – искусство управления государством). Политика является сознательным участием в делах государства, в особенности, определением направлений его функционирования и развития. Она раскрывается, прежде всего, в формах, задачах и содержании деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти. Политика – тонкое искусство государственного управления. Будучи искусством возможного, концентрированным выражением экономических отношений общества, она должна опираться на достижения наук и соответствовать критериям нравственности.

В структуре политики как деятельности выделяются три основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, возможность выработки эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка людей, кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Власть и политика неразрывны, но не тождественны. Политическая власть может охватывать все сферы человеческой деятельности, и это является ключом к пониманию жизни современного общества. Государственная власть – основной вид политической власти. Она, а также государственное управление – объект изучения в философии государственного управления.

50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

Идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

Роль идеологии в жизни общества и государства раскрывается в ее основных функциях. Ими являются функции самосознания, воспитательная, коммуникативная.

Для того чтобы быть руководством к действию, идеология должна содержать в себе не только знания об окружающем человека мире и его месте в нем, но и сведения о потребностях, интересах, целях и задачах деятельности людей. Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке закрепляется в функции самопознания идеологии. Самопознание в идеологии является соединением двух процессов – познания мира и места в нем человека и его самосознания. Оно может иметь разную глубину и виды. Зарождаясь еще в сфере общественной психологии в виде самоощущений субъекта действия, в сфере идеологии самопознание является, по преимуществу, самоидентификацией и самооценкой субъекта. Самоидентификация связана с формированием относительно устойчивого образа субъекта действия, его потребностей, интересов, целей, ценностей и идеалов. Самооценка представляет собой формирование теоретической модели самоидентификации, постижение принципов и норм деятельности. Для того чтобы реализовать функцию самопознания идеологии в полном объеме, необходимо изучать историю субъекта идеологии – и, подчеркнем, не только его политическую, а и духовную, культурную историю.

Если самопознание является по преимуществу теоретической функцией идеологии, то ее оборотной стороной и сферой практической реализацией является воспитательная функция идеологии. Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с целями и задачами определенной идеологии. С воспитательной функцией идеологии и функцией самопознания тесно связаны ориентировочная и мобилизационная функции идеологии. Обратим внимание на следующие важные аспекты данных функций. Обычно считается, что ориентиром может быть только такая идеологическая система, которая соответствует действительности, иначе говоря, является по своему содержанию объективно истинной. В реальной жизни в качестве ориентиров могут использоваться не только истины, а и заблуждения, как, впрочем, и такие духовные явления, о которых нельзя сказать наверняка, выражают ли они истинные или ложные знания. Следует иметь в виду, что ценности и идеалы, например, свободы и братства, равенства и справедливости, как свидетельствует человеческая история, не имеют однозначного истолкования. Несмотря на это, данные ценности неплохо ориентируют массы людей, т.е. являются как средствами их ориентации, так и мобилизации. Веря в истинность и непреложность различных идеалов и ценностей, большие и малые социальные группы людей формировали историю.

Коммуникация является особым видом социального взаимодействия, процессом соединения и разделения людей, согласования и дистанцирования друг от друга их принципов, ценностей, идеалов, убеждений и представлений.

Коммуникация – всегда многосторонний, как минимум, трехсторонний процесс. В ХХ веке в связи с формированием системы массовой коммуникации заметно возросла роль в процессе коммуникации ее каналов и средств. Согласно канадскому философу Маклюэну, сегодня вполне осмысленно можно говорить о том, что сами каналы и средства коммуникации стали самостоятельными идеологическими явлениями. Коммуникативная функция идеологии является общей функцией идеологии, стоящей в одном ряду с функциями самопознания и воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.