Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.






Социальная философия – особая философская наука, которая изучает предельные основания общества как целостного явления.

Объектом изучения социальной философии является общество.

В современный русский язык слово «общество» пришло из древнерусского языка;

в нем оно восходит к праславянскому имени «общий», которое означает «то, что находится вокруг».

Социальная философия исходит не только из того, что общество – совокупность людей, а элементом общества как системы является человек – существо биологическое, социальное и духовное. В ней обращается внимание на то, что отдельные люди рождаются, живут, умирают. И при жизни, и после смерти людей между ними формируются многообразные связи и отношения. Это означает, что общество – это не просто определенная совокупность людей, а разнообразные связи и взаимоотношения между людьми, такие связи, которые обеспечивают непрерывный характер существования и развития устойчивой неприродной реальности.

В отличие от социологии, социальная философия изучает предельные основания общества как особой формы бытия, целого. Что касается социологии, то она изучает по преимуществу определенные элементы общества - коллективы, социальные институты, различные общности людей и т.д., специально интересуется их структурой, функциями и социально-историческими по своей природе его конкретными элементами и по отдельности, и взятыми в единстве.

Социальная философия как относительно самостоятельная философская наука тесно связана со следующими философскими дисциплинами – онтологией, гносеологией, политической философией.

В рамках социальной онтологии центральным является вопрос о специфике бытия социума, социальной реальности.

В рамках социальной гносеологии исходным является вопрос об особенностях познания социальной реальности.

Исторически социальная философия теснейшим образом была связана, во-первых, с политической философией и, во-вторых, с философией истории.

Следует иметь в виду, что в древнем мире относительно самостоятельной социальной философии еще не было, а проблемы общества обычно отождествлялись с проблемами государства. Более того, в рамках единой, недифференцированной системы социально-политических философских знаний преимущественным интересом пользовались проблемы этики и философии государственного управления. Например, проблемы этики и специфики философии государственного управления живо интересовали уже древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Важнейшее место они занимали в философии древнего Китая – конфуцианстве, даосизме и легизме.

Становление социальной философии как относительно самостоятельной философской дисциплины пришлось на эпоху Возрождения и Нового времени и было связано с постижением сущности государственной власти и ее связей с жизнью обычных людей в трудах Н. Макиавелли; с теорией естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы; исследованием проблемы соотношения социума и государства, общества и природы Дж. Локком и Ш. Монтескье.

Заметный вклад в формирование социальной философии Нового времени внесла немецкая классическая философия, особенно в исследовании предельных оснований бытия человека (И. Кант), права, нравственности и морали (Г. Гегель). Важный вклад в развитие современной социальной философии внесла концепция материалистического понимания истории К. Маркса.

В ХХ – ХХI вв. внимание к социально-философским проблемам еще больше возросло. В разных аспектах социально–философская тематика присутствует в теории общественного круговорота О. Шпенглера, социального интуитивизма А. Бергсона, в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, в общесоциологических учениях М. Вебера, П.А. Сорокина, Т. Парсонса, философии постмодернизма, философии глобализации и др.

Современная социальная философия тесно связана с современной философией истории и глобализации, в которой в последние годы были разработаны концепции «глобальной деревни» (М. Маклюэн), «конца истории» (Ф.Фукуяма), «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон), «мир-системы» (Й.Валлерстайн), «глобализации и глокализации» (Р.Робертсон) и др.
46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

Для К. Маркса специфическим признаком понятия «общество» было понятие «общественные отношения». Это означало, что какой-либо индивид становится личностью, а некоторая группа людей – социальным классом не благодаря своим биологическим свойствам – качеству крови или форме бороды, полу и т.п., а в соответствии с теми отношениями, которые устанавливаются между ним (ними) и другими индивидами.

К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение об определяющей роли способа производства, общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Следовательно, связывают людей в «социальный организм» не какая-либо общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения (в единстве образующие конкретно-истрический способ производства), видоизменения которых и составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т.д. Однако определяющим является общественное бытие, эта своеобразная «социальная материя», которая предстает перед взором обычного человека как «реальный процесс» его жизни.

Материалистическое понимание истории подчеркивает объективный характер многих процессов, происходящих в обществе, акцентирует внимание на роли принципа детерминизма в его изучении. Согласно данному принципу в историческом материализме Маркса, из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим» (К. Маркс).

Общество, поэтому, можно изучать как «естественноисторический процесс», открывая в нем определенные объективные законы, подобно тому, как естествознание, изучая природу, все глубже и полнее постигает ее законы. В материалистическом понимании истории обращается также внимание на то обстоятельство, что общественные(социальные) законы, в отличие от законов природы реализуются только в совместной сознательной деятельности людей; что эти законы более сложны по механизму проявления и имеют вероятностный характер, действуя как «законы-тенденции».

Марксизм, следовательно, не отрицает роли субъективного фактора в истории и свободы воли, поскольку «история – не что иное как деятельность преследующего свои цели человека». Не отрицает он и деятельностного подхода к истории. В нем внимание, однако, акцентируется на другом: в основе общественной связи людей и их деятельности лежит общественное бытие, материальные, в первую очередь, производственно-экономические общественные отношений, которые при всей их материальности (т. е. первичности и независимости от сознания) не являются, однако, вещественными. Образно говоря, общественное бытие, «социальную материю» нельзя пощупать (или чувственно ощутить каким-то другим способом), но она вполне реально, а подчас и трагически, определяет и направляет жизнь миллионов людей. Навязывание ходу истории человеком своей субъективной воли, оторванной от общественного бытия, например, подстегивание событий, проявление революционного нетерпения в жизни чревато, поэтому, как показал опыт уже минувшего XX-го века, выпадением из общего потока развития мировой цивилизации, замедлением темпов прогресса и т.п. Не менее односторонним и недиалектическим выглядят и такие интерпретации социального детерминизма, согласно которым все в обществе заранее предопределено его законами («невидимой рукой рынка» (А.Смит), «кротом истории» (К. Маркс)). Не сложно показать, что на практике упование, например, на объективные законы рынка, которые де сами по себе могут разрешить любые противоречия и экономические кризисы не всегда сбываются.

 

 

47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

Общество - это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, открытая социальная система, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой. Основной системообразующий фактор может быть усмотрен и в материальных, и в духовных связях людей.

Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках социума его элементы – подсистемы (сферы общественной жизни; система человек-общество; малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и т.д.) Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Вместе с тем каждая из подсистем общества как системы обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Общество как социальная системахарактеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной непредсказуемостью, вероятностным и нелинейным типом развития.

Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей его развития. Как только в обществе начинают предприниматься попытки претворить в жизнь одну из моделей развития, претендующую на статус единственно правильной и научной, общество в реальной жизни по существу превращается из открытой системы в закрытую систему, т.е. систему не способную к дальнейшему совершенствованию.

В разных социально-философских моделях общества выделяются разные ее системные элементы.

В марксистской философии подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни (в зависимости от типа общественных отношений):

· экономическую сферу, её элементы - материальное производство и производственные отношения (среди которых главными являются отношения собственности), которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления;

· социальную сферу, её элементы - такие структурные образования как классы, социальные общности, социальные институты и т.д., взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом. Социальная сфера – это сфера воспроизводства человека как социального существа;

· политическую сферу, её элементы - разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.

· духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы " общество", оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга. Разделение общества на данные сферы помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Взяв за основу типологию социальной деятельности в системе " общество" можно выделить, например, уже несколько иные сферы деятельности людей:

· материальную, сферу производства материальных ценностей;

· духовную, сферу производства духовных ценностей;

· управленческую, сферу регулирования материальных и духовных ценностей;

· сервисную, сферу обслуживания производства и регулирования материальных и духовных ценностей.

Материальные процессы жизни общества

Материальный процесс жизни включает материальное производство средств жизни и воспроизводство самого человеческого рода.
Материальное производство, или способ производства материальной жизни, обозначает конкретно-историческую целостность, системное единство производительных сил и производственных отношений, продуктом функционирования и развития которых являются средства к жизни, сам человек как общественное существо, их постоянное воспроизводство.

48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком смысле слова социальная структура – это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая.

Иерархический характер социальной системы позволяет ей выполнять очень важную в обществе регулятивно-организующую роль, помогая обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования.

Социальный процесс есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

Несмотря на множество подходов к рассмотрению социальной структуры общества, наиболее распространенным является теория исторических типов социальной структуры. В рамках этой теории принято выделять четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие. Основными же элементами системы являются две группы людей: одни люди обладают гражданскими правами, другие их полностью лишены и наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни нельзя.

Сословный тип социальной структуры характерен для государств периода развитого феодализма, в том числе для России. В данном случае социальная связь основывается на четком закреплении социальных прав и обязанностей представителей каждого сословия. Эти права и обязанности также по преимуществу предаются по наследству. Но здесь в отличие от кастовой системы допускается ограниченный переход из одного сословия в другое.

Классовый тип социальной структуры. Данный тип получил научную разработку в трудах родоначальников марксизма. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. В отличие от предыдущих типов принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлена законом и не передается по наследству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.