Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежная практика подготовки полицейских по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.






 

 

Существующая система подготовки полицейских предусматривает первоначальную подготовку (базовое обучение), которая предназначена обучить выполнению основных полицейских задач и навыкам полицейской службы, а также исполнению тех или иных должностных обязанностей в полиции. Она означает наиболее общее, основное профессиональное полицейское обучение, без учета часов на специализацию. Таким образом, базовая подготовка - это «общее ядро» профессиональной подготовки всех служащих полиции, обязательный ее компонент.

В США, как и в Европе, под первоначальной базовой подготовкой понимается получение необходимого минимума знаний, выработка умений и навыков, которые будут востребованы при вступлении служащего правоохранительного ведомства в должность.

В Европе постепенно начинают складываться единые требования к содержанию базовой подготовки, которая, по рекомендациям экспертов Совета Европы и руководителей профессиональных образовательных учреждений, должна включать следующие пункты (предметы, дисциплины):

- право (полицейское и уголовное, конституционное и права человека);

- психология и обучение действиям в конфликтных ситуациях;

- управление (основные принципы);

- социология, политические науки, административное управление;

- самозащита (борьба, стрельба и т.д.);

- криминология и криминалистика;

- правила дорожного движения;

- информатика и экономика;

-международные отношения, европейское законодательство, Шенгенский договор, Европол и т.д.1

 

В реальности традиционными предметами в базовом обучении являются: право (уголовное, гражданское, дорожное, субъект преступления, уголовные процедуры, карательные процедуры), общее законодательство и административные знания, психология, предупреждение преступности, молодежные проблемы, проблемы с наркотиками, информатика, криминалистика, исследование места преступления, патрулирование, задержание транспортных средств, сбор информации о преступлениях, опрос свидетелей, вмешательство в общественные беспорядки и история правоохранительных органов.

Типичными профессиональными навыками, которыми необходимо овладеть во время базового обучения, являются: выявление и сбор доказательств преступления, дорожное регулирование, личная безопасность, написание рапорта, оказание первой помощи, навыки общения (коммуникация), пользование компьютером, налаживание отношений с общественностью, контроль толпы, сбор информации, принятие решений, навыки администрирования (управления), владение иностранными языками, пользование полицейской дубинкой, использование наручников, плавание, стрельба и физическая подготовка.

Как показало исследование, из всех направлений профессиональной подготовки на ее первоначальном этапе и подходов к этой деятельности за рубежом важными являются:

- разработка профессиограмм;

- использование метода программного развития личного состава;

- разработка программ по обучению (научению) молодых полицейских этике поведения и общения с гражданами, правонарушителями, а также с коллегами по службе в соответствии с нормами Кодекса поведения;

- разработка программ модульной подготовки полицейских кадров.

 

Содержательный анализ учебных планов и методических материалов полицейских образовательных учреждений США и ФРГ показал, что в правовой подготовке наиболее важным считается усвоение молодыми полицейскими деонтологических норм должного поведения и традиций. На такие темы, как «Моральный кодекс», «Правила и предписания (слушателю академии)», «Общественные отношения полиции», «Мастерство общения», «Закон этики полицейских офицеров», отводится 15-20% учебного времени, не считая того, что этико-нравственный аспект присутствует во многих других учебных дисциплинах. Несомненно, что особый характер обществоведческой (социологической и этико-деонтологической) направленности придает этому учебному курсу то, что преподают его в том числе и штатные полицейские священники, имеющие «в резерве» многовековой опыт воздействия на людей с позиции христианской морали.

Американской системе первоначальной подготовки кадров полиции присущи такие отличительные черты, как особое внимание к изучению тактических основ и методов деятельности, которые нашли отражение в следующих темах: «Тактика патрулирования повышенного риска»; «Оборонительная тактика»; «Оборонительная езда (на полицейской автомашине)»; «Патрульные процедуры»; «Защитная тактика».

В сравнительном анализе содержания правовой подготовки курсантов учебных центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и курсантов полицейских школ, академий (США) важное значение имеет тот факт, что и там, и там на первом плане стоит система знаний о деятельности, правовых основах работы органов внутренних дел по укреплению правопорядка. Поэтому одним из важнейших разделов содержания первоначальной подготовки является такая учебная дисциплина, как основы правовых знаний.

В ходе проведенной работы были выявлены общие характерные черты первоначальной профессиональной подготовки сотрудников полиции Германии и милиции России:

 

а) в организации профессиональной подготовки:

- организация работы школ (Германия) и учебных центров (Россия) первоначальной профессиональной подготовки по учебным планам, разработанным на весь период обучения;

- строго регламентированный распорядок дня, требующий высокой дисциплинированности как от обучающихся, так и от преподавателей;

- индивидуальный подход при отборе кандидатов на учебу;

- моделирование учебных мест и совершенствование учебно-материальной базы в этом направлении;

- преобладание классно-урочных форм проведения учебных занятий;

- рациональное сочетание фронтального обучения с индивидуальным;

-привлечение практических работников для проведения учебных

занятий и обмена опытом;

 

б) в содержании учебного процесса:

- прагматичность, рациональность, конкретность в изучении учебных предметов, четкое определение целей и задач обучения, а также круг необходимых сотрудникам знаний, умений и навыков;

- чередование теоретического обучения с практическими занятиями, стажировками в оперативных службах;

- максимальная ориентация учебно-воспитательного процесса на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности, моделирование практических ситуаций, решение практических задач;

- стремление к индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

- постановка и решение в процессе обучения воспитательных задач;

- осуществление обратной связи с выпускниками, изучение опыта их работы и его учет в деятельности должностных лиц и преподавателей;

- изучение и применение отдельных элементов в профессиональной подготовке сотрудников МВД Германии и России на основе зарубежного опыта.

А также США и кадров милиции России:

 

1. Полицейских США в системе первоначальной подготовки обучают не столько общегосударственным принципам правоохранительной деятельности, сколько конкретизированным формам и методам работы полицейского в типовых ситуациях на основе опыта и практики работы полиции штата.

2. Явно выраженной особенностью учебных планов и программ полицейской подготовки в США является сильный крен в сторону тактической составляющей, о чем свидетельствует внимание к темам тактических основ и конкретно-профессиональной деятельности.

3. Общегосударственный подход к укреплению правопорядка в учебных планах полиции США явно уступает прагматике, конкретике профессиональных действий на основе изучения законов конкретного штата.

 

Во втором параграфе на основании исследования содержательной стороны процесса организации профессиональной ориентации сделан вывод о том, что первоначальная подготовка должна начинаться значительно раньше. Международный опыт показывает, что эту работу необходимо начинать еще в образовательной школе. В частности, в США практически при каждом департаменте созданы юношеские отряды содействия полиции, которые состоят из 10-30 добровольцев 12-16 лет. Они оказывают посильную помощь правоохранительным органам: занимаются несложной канцелярской работой, участвуют в организации общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, помогают дежурному по департаменту и т.д.2

 

 

Необходимы координация научных исследований, осуществляемых в этих направлениях, техническое оснащение, разработка и выпуск профессионального диагностического оборудования, создание соответствующих программ для компьютерной техники. Должна быть пересмотрена и усилена реклама профессий системы Министерства внутренних дел.

Среди задач учебно-методического центра нам видится: внедрение в практику научно обоснованных норм, методов профессионального подбора (отбора), системы профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел и выпускников образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации; методическое руководство территориальными центрами, кабинетами и лабораториями по профориентации и другими подразделениями, работающими в рассматриваемой области, а также изучение и распространение положительного опыта совместной работы базовых образовательных учреждений, практических органов внутренних дел и образовательных учреждений Министерства образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

На наш взгляд, целесообразно при каждом областном (городском) управлении органов внутренних дел создать учебное отделение, на базе которого к профессии следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, инспектора паспортного отделения и др. готовили бы учащихся 9-11-х классов. Комплектование учебных групп должно осуществляться с учетом профессиональных интересов и склонностей подростков.

После этапа профессиональной ориентации отбора кадров для службы в органах внутренних дел следует обучение их по месту будущей службы. Оно осуществляется со дня назначения сотрудника на должность и до его направления на обучение в Центр первоначальной подготовки (ЦПП).

Анализ процесса обучения по месту службы показал, что проблем в данной сфере работы с кадрами остается еще много.

 

 

III. Заключительная часть (15 мин.)

 

1. Ответы на вопросы слушателей.

 

2. Закрепление темы.

 

Вопросы:

 

1. Правовые основы работы с кадрами в подразделениях ГИБДД.

2. Отбор кандидатов на службу в подразделения ГИБДД.

3. Стажировка. Наставничество. Первоначальная подготовка и её этапы. Служебная, боевая и физическая подготовка. Самостоятельная подготовка.

4. Зарубежная практика подготовки полицейских по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

 

3. Подведение итогов занятия (сделать обобщенный вывод и выставить оценки слушателям в журнал учета учебных занятий).

 

4. Задание на самоподготовку (поставить конкретные вопросы, указать

разделы, параграфы, страницы, статьи и т.д.).

 

· Изучить ст. 11 ФЗ «О полиции».

· Изучить ФЗ «О полиции».

· Изучить ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ».

· Изучить ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ».

· Изучить Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ.

· Изучить Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ.

· Изучить Порядка отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел РФ.

· Изучить Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ.

 

 

Начальник цикла КиСТ ЦПП

подполковник полиции А.В.Жекин

 

«_______» _____________ 20 _____ г.

 

 

План-конспект рассмотрен на заседании цикла

 

«_______» _____________ 20 _____ г., протокол № ________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.