Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамическая устойчивость






Электроэнергетическая система динамически устойчива, если при ка­ком-либо сильном возмущении сохраняется синхронная работа всех ее элементов. При исследовании устойчивости необходимо определить, как поведет себя система в экстремальных условиях и какие меры следует принять, чтобы избежать нежелательных последствий.

Для выяснения принципиальных положений динамической устойчиво­сти рассмотрим явления, происходящие при внезапном отклю­чении одной из двух параллельных цепей ЛЭП (рис.2.1, а). Результирую­щее сопротивление в нормальном режиме определяется выражением

 

хdрез1 = хd + хтр1 + хл/2 + хтр2, (2.1)

 

а после отключения одной из цепей – выражением

 

х'dрез2 = х'd + хтр1 + хл + хтр2. (2.2)

 

Рис. 2.1.Схема электропередачи (а) и схемы ее замещения (б, в)

 

 

 

Рис. 2.2. Угловые характеристики мощности генератора

при отключе­нии одной цепи ЛЭП

 

 

Рис. 2.3. Неустойчивый (а) и устойчивый (б) режимы работы системы

 

Так как х'dрез2 > х'dрез1, то справедливо отношение

 

Рmax2 = Е'Uс /х'dрез2 < Рmax2 = Е'Uс /х'dрез1. (2.3)

 

Из (2.3) следует, что при неизменных Е', Uс и изменении х'dрез макси­мальное значение передаваемой мощности меняется.

При внезапном отключении одной из цепей ЛЭП ротор не успевает из-за инерции мгновенно изменить угол δ. Поэтому режим будет характе­ризоваться точкой b на другой угловой характеристике генератора – харак­теристике 2 на рис. 2.2. После уменьшения его мощности возникает избы­точный ускоряющий момент, под действием которого угловая скорость ротора, а следовательно, и угол δ увеличиваются. С увеличением угла мощность генератора возрастает по характеристике 2.

В процессе ускорения ротор генератора по инерции проходит точку с, после которой его вращающий момент становится опережающим. Ротор начинает затормаживаться, и начиная с точки d его угловая скорость уменьшается. При этом возникают затухающие колебания вокруг нового установившегося режима, соответствующего точке с. Если угловая ско­рость ротора возрастает до значения, соответствующего точке е или дру­гим точкам на нисходящей части характеристики Р = ƒ (δ), то генератор выпадает из синхронизма.

Следовательно, об устойчивости системы можно судить по измене­нию угла δ во времени. Изменение δ, показанное на, а, рис.2.3соответст­вует устойчивой работе системы. При изменении δ по кривой, изображен­ной на рис.2.3, б, система неустойчива.

Рассмотрим переходный процесс при КЗ одной из цепей ЛЭП с по­следующим ее отключением (рис.2.4, а). Схемы замещения электропере­дачи для нормального и послеаварийного режимов показаны соответст­венно на рис.2.4, б и в.

 

Рис.2.4. Схема электропередачи (а) и схемы ее замещения для

нор­мального (б) и послеаварийного режимов (в)

 

Угловая характеристика мощности генератора для нормального ре­жима определяется выражением

 

Р1 = Е'Uc sin δ /х1 (2.4)

где

х1 = х'dрез1 = х'd + хтр1 + хл/2 + хтр2,

 

а для послеаварийного режима – выражением

 

Р111 = Е'Uc sin δ /х111 (2.5)

где

х111 = х'dрез2 = х'd + хтр1 + хл + хтр2.

 

Схему замещения электропередачи для аварийного режима можно по­лучить, если в точку КЗ включить шунтирующее сопротивление хк (рис. 2.5, а), значение которого зависит от вида КЗ: хк = 0 при трехфазном КЗ; хк = х2 + х0 при однофазном КЗ и хк = х2х0/(х2 + х0) при двухфазном КЗ на землю, где х0 и х2 – суммарные сопротивления схем нулевой и обрат­ной последовательностей относительно точки КЗ.

Рис. 2.5. Схема замещения электропередачи для аварийного

режима (а) и её преобразования (б, в)

 

Схему замещения, показанную на рис. 2.5, а, можно последовательно преобразовать из звезды (рис.2.5, б) в треугольник (рис.2.5, в), в котором

хЕ = ха + хк + хахкb;

хU = хb + хк + хbхкa; (2.6)

хЕU = ха + хb + хахbк.

 

Сопротивления хЕ и хU, подключенные непосредственно к эдс Е' и к напряжению Uc, на активную мощность генератора в аварийном режиме существенно не влияют и могут не учитываться. При этом вся активная мощность генератора передается через сопротивление хЕU = х11, связы­вающее эдс генератора Е' с напряжением приемной системы Uc, а угло­вая характеристика мощности генератора определяется выражением

 

Р11 = Е'Uc sin δ /х11 (2.7)

 

Амплитуда угловой характеристики мощности для аварийного ре­жима зависит от сопротивления хЕU. Это сопротивление является взаим­ным сопротивлением между эдс Е' и Uc. С уменьшением сопротивления шунта сопротивление хЕU увеличивается, что приводит к снижению ам­плитуды угловой характеристики мощности. Наиболее тяжелым будет ава­рийный режим при трехфазном КЗ в начале ЛЭП, когда сопротивление хЕU бесконечно велико, а амплитуда угловой характеристики мощности равна нулю. Самый легкий аварийный режим соответствует однофазному КЗ, при котором сопротивление шунта КЗ будет максимальным.

Угловые характеристики мощности генератора для нормального Р1(δ), аварийного Р11(δ) и послеаварийного Р111(δ) режимов показаны на рис.2.6. Отдаваемая генератором мощность и угол между эдс Е' и напряжением Uc в нормальном режиме обозначены соответственно Р0 и δ 0. В начальный момент КЗ из-за инерции ротора генератора угол δ мгновенно измениться не может. Это приводит к внезапному уменьшению мощности от точки а на характеристике Р1(δ) до точки b на характеристике Р11(δ). В результате на валу генератора возникает некоторый избыточный ускоряющий момент, обусловленный разностью мощностей первичного двигателя и генератора, под влиянием которого ротор генератора начинает перемещаться относи­тельно вектора напряжения приемной системы (угол δ увеличивается). Этому перемещению соответствует увеличение мощности по характери­стике Р11(δ).

Если вся кинетическая энергия будет израсходована до достижения гене­ратором угла δ кр (точка f на характеристике Р111(δ)), то под действием из­быточного тормозящего момента ротор начинает перемещаться в обратном направлении по характеристике Р111(δ) и после нескольких колебаний пе­рейдет в новый установившийся режим с углом δ у. Если ротор пройдет угол δ кр, то избыточный момент вновь станет ускоряющим. С увеличением угла δ ускоряющий момент ротора будет прогрессивно возрастать, и гене­ратор выйдет из синхронизма. Таким образом, в первом случае система динамически устойчива, а во втором неустойчива.

 

Рис. 2.6. Угловые характеристики мощности генератора для разных режимов

 

Рассмотренные переходные режимы системы при разных возмуще­ниях позволяют сформулировать отличительные признаки статической и динамической устойчивости:

при статической устойчивости в процессе появления возмущений мощность генератора меняется по одной и той же угловой характеристике, а после их исчезновения параметры системы остаются такими же, как и до появления возмущений;

при динамической устойчивости система переходит на другую угло­вую характеристику, причем после исчезновения возмущений ее пара­метры отличаются от первоначальных, но остается в допустимых преде­лах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.