Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации и схема психологического анализа занятия






1. Проводится на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей ход урока. В протокол записываются моменты, характеризующие психологические особенности учащихся, их учебной деятельности, психологические аспекты педагогического воздействия педагога на обучаемых, особенности их личности и деятельности.

2. Анализу следует подвергать психологическую интерпретацию задач урока и их реализацию:

- познавательную деятельность учащихся (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.);

-уровень внимания и эмоционально-волевую деятельность;

- активизацию мотивов учения (познавательных потребностей, интересов, стремлений);

- расширение знаний благодаря формированию новых понятий, представлений, развитию умений, навыков;

- применение способов активизации умственной деятельности учащихся;

6) ориентацию учащихся на применение изучаемых знаний для объяснения современной жизни;

- учет эмоциональных состояний и волевых проявлений учащихся на уроке;

- создание психологической атмосферы общения на уроке, отношений между учащимися, между учащимися и педагогом;

- проявление педагогического такта, степень личностного влияния учителя на учеников: проявление симпатии или антипатии, авторитет учителя и пр.;

- особенности применения различных средств воздействия (побуждение, одобрение, ободрение, юмор, поощрение самостоятельности, совет, просьба, юмор, ирония, порицание, нотация, наказание, предупреждение о наказании, выговор, угроза и пр.);

- проявление коммуникативных умений учителя: способности устанавливать контакт с одним, несколькими, с группой учащихся; умение разрешать конфликты, способствовать творческому самочувствию, свободное владение словом, мимикой, жестами, раскованность и др.).

3. Главное в психологическом анализе урока – осмысление взаимодействия педагога и учащегося.

4. Схема психологического анализа занятия такова:

-место урока в системе проблемного, развивающего, ориентированного на личность обучения, его цель и задачи;

-учет психологических особенностей учащихся при подготовке к занятию (взаимоотношения в группе, уровень ее организованности, подготовленность учащихся, их отношение к учению, к данному предмету);

-психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации и социальной зрелости (воспитательные задачи урока, связанные с развитие терпимости, стойкости, смирения, свободы, противостоянием неудачам, способностью “не потерять свое лицо», преодолением эмоционального и интеллектуального шантажа и др.) пути выполнения намеченного; использование на уроке психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типических особенностях учащихся, социально-психологической структуре класса), чтобы достичь поставленных целей.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся:

- постановка проблемы на занятии;

- задействование в решении проблемы субъективного опыта учащихся; стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала;

- обеспечение контроль и оценки не только результата, но и процесса учения;

- выявление личностно значимого отношения к учебному тексту (доказательства, аргументация, аксиома);

- включение в дидактический материал текстовых пояснений, указаний, примечаний, комментария, смысловых таблиц, системы учебных заданий;

- организация ориентированного на личность обучения благодаря усилению мотивации учебной деятельности (самоконтролю, самооценке, вовлечению учащихся в процесс оценивания); работе с первоисточниками;

-представление учащемуся свободы выбирать способы выполнения учебных заданий (для снятия эмоционального напряжения и страха ошибиться);

- внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы учащегося, ее организации и оценке наиболее продуктивных;

-возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения;

- выявление личностных особенностей для прогноза интеллектуального роста, имеющего отношение к разнородному учебному материалу;

- организация сотрудничества с учащимися, для чего определяется генератор идей, инициаторы, функциональные лидеры; использование неправильных ответов в дискуссии;

- определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.).

5. деятельность и личность учащихся на уроке:

- интерес учащихся разного уровня подготовленности к предмету;

- степень эрудированности;

- легкость усвоения материала;

- активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;

-деятельность учащихся коллектива; сплоченность, организованность; аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; особенности участия отдельных учащихся в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, возможность рассказа об имеющихся в учебной жизни трудностях, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на одногруппников, обращение за помощью, готовность ее предоставить и получить);

- дисциплинированность;

-умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия педагога;

- отношение учащихся к педагогу и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка);

- приемы и способы умственной деятельности (применение правил, предписаний, изложение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, создание образов, инициатива в их использовании);

6. Характеристика личности и деятельности педагога:

- знание предмета, эрудиции, разносторонность интересов;

- умение доступно объяснить материал;

- умение возбудить интерес к изучаемой теме;

- требовательность;

-такт, вежливость в общении;

- умение показать практическую значимость изучаемого материала;

- поддержание дисциплины на уроке;

-вовлечение учащихся в активную работу на уроке;

- справедливость, честность;

- скромность, простота;

- умение отмечать достоинства учеников;

- создание благоприятной психологической атмосферы общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);

- учет психического состояния отдельных учащихся;

- коммуникативные умения (находить выход из трудных ситуаций, самообладание, рискованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состояний, умение предвидеть поведение отдельных учащихся; распознавание побуждений по выражению лица учащихся, экспрессивная речь, ее окраска, техника владения экспрессивным проявлением – приглашающие, осуждающие, восторженные интонации и др.);

- главные достоинства личности и деятельности педагога, пути преодоления отдельных недостатков личности и коммуникативной техники.

7. организация пространства в кабинете как способ влияния на учебную деятельность учащихся; работа у доски, за партами, в группах, свободное передвижение по классу, выбор пособий, наглядного материла.

8. Общая оценка занятия, касающаяся достижения обучающих целей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.