Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема изучения личности учащегося средней ступени обучения средней общеобразовательной школы (гимназии) и составления психолого-педагогической характеристики






Краткая характеристика семьи и классного коллектива. Общие сведения о школьнике: фамилия, имя, возраст, особенности физического развития и здоровья. Общая характеристика семьи. Социальный статус семьи, психологический климат в семье, влияние семьи на развитие личности ученика. Отношение в семье к деятельности, поведению, интересам ученика. Краткая характеристика класса: состав, успеваемость, дисциплина. Психоэмоциональная атмосфера в классе. Характер межличностных отношений в классном коллективе. Нормы поведения, принятые в классном коллективе. Отношение учащихся к критике. Положение изучаемого ученика в коллективе (лидер, активист, рядовой член, изолированный, пользуется авторитетом в классе, за что его уважают или не уважают, наличие постоянных друзей в классе, член микрогруппы (по интересам), направленность микрогруппы), его отношение к одноклассникам, взрослым и учителям.

Характеристика учебной деятельности ученика. Основной мотив учебной деятельности (знания, процесс получения знаний, отметка и т. д.). Доминирующая мотивация учебной деятельности (достижение успеха или избегание неудачи).Отношение к учебе, дисциплинированность, посещаемость занятий,, добросовестность при подготовке к занятиям, старательность, организованность и интерес к учебной деятельности. Преобладающие оценки. Наличие связи между способностями ученика, его взаимоотношениями с учителями и отметками по предметам. Отношение к отметкам, к похвале или порицанию со стороны учителей.

Характеристика познавательной деятельности ученика. Преобладающий вид внимания на уроке (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Сосредоточенность на содержании урока, распределение и переключение внимания. Устойчивость внимания.

Особенности восприятия и памяти. Способы заучивания и запоминания материала. Владение приемами рационального запоминания, легкость воспроизведения материала. Умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, делать самостоятельные выводы, быстро находить пути решения задач. Проявление самостоятельности, логичности, гибкости ума, критичности. Преобладающий тип мышления (абстрактно-логическое или наглядно-образное). Темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный). Уровень речевого развития. Умение выражать мысли в устной и письменной форме. Активный словарный запас. Содержательность, выразительность и культура речи. Умение самостоятельно работать с учебниками, словарями, находить дополнительный материал к занятиям.

Эмоциональное состояние, преобладающее на уроках (приподнятое, ровное, подавленное) и дисциплина. Проявления скованности, страха, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Способы контроля над своим состоянием. Уровень развития общих способностей. Наличие специальных способностей (музыкальных, спортивных и т. д.).

Характеристика социальной активности ученика. Отношение к общественной деятельности. Наличие общественных поручений: постоянных, эпизодических, уклонение от общественной работы и его причины. Проявления творчества, ответственности или формализма при выполнении поручений.

Предпочтительные виды трудовой деятельности. Мотивы трудовой деятельности: получение удовольствия от процесса деятельности, результат труда, или овладение трудовыми умениями и навыками, стремление выделиться в коллективе, стремление получить одобрение педагогов. Ответственное отношение к труду. Профессиональная ориентированность. Формы и способы организации и проведения свободного времени (чтение (предпочтения); посещение театра, концертов, музеев; посещение дискотеки; просмотр телепередач, компьютерные игры, социальные сети; занятия спортом, посещение кружков, факультативов, секций, студий и пр.; времяпрепровождение с друзьями на улицах и т. д.)

Особенности темперамента и характера ученика. Преобладающий тип темперамента и его проявления (в общей, двигательной, речевой, двигательной и эмоциональной активности). Импульсивность, сдержанность, наличие аффективных реакций в различных ситуациях. Наличие состояний повышенного возбуждения или подавленности. Стабильность настроения. Умение регулировать свои эмоциональные состояния, поведение. Проявление положительных и отрицательных черт характера. Особенности характера, определяющие цели деятельности и поведения, а также черты, связанные с достижением поставленных целей (рациональность, настойчивость, решительность, целеустремленность, усидчивость и т. д.).Особенности характера, которые отражаются на отношении к деятельности, другим людям и самому себе. Отношение к себе, к своим силам и возможностям. Склонность проявлять ответственность за совершенные поступки, неудачи или обвинение в них других людей, обстоятельства. Самоуважение, проявление чувства собственного достоинства. Адекватность самооценки.

Общие психологические выводы. Описание основных достоинств и недостатков процесса и формирования личности учащегося. Выявление внутренних предпосылок и внешних причин имеющихся недостатков.

Разработка психолого-педагогических рекомендаций, направленных на улучшение воспитательной работы с наблюдаемым учащимся и классным коллективом. Описание личного профессионального вклада в воспитание данного ученика (для повышения его успеваемости, улучшения поведения и расширения круга интересов).

Анализ собственной педагогической деятельности. Эффективность в установлении доверительных отношений с изучаемым учащимся и с классным коллективом Анализ возможных неудач. Методическая система, использованная для поддержания дисциплины, внимания, интеллектуальной активности учащихся на уроке. Описание трудностей практики. Удовлетворенность результатами прохождения практики, успешность в реализации своего творческого потенциала. Удовлетворенность объемом и характером профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в университете. Аспекты образовательного процесса, которым необходимо уделить большее внимание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.