Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема изучения личности младшего школьника средней общеобразовательной школы (гимназии) и составления психолого-педагогической характеристики






Краткая характеристика семьи и класса. Общие сведения о школьнике: фамилия, имя, возраст, особенности физического развития и здоровья. Общая характеристика семьи. Психологический климат в семье, влияние семьи на развитие личности ученика. Отношение в семье к деятельности, поведению, интересам ученика. Краткая характеристика класса: состав, успеваемость, дисциплина. Психоэмоциональная атмосфера в классе. Характер межличностных отношений в классном коллективе. Нормы поведения, принятые в классном коллективе. Положение изучаемого ученика в коллективе (предпочитаемый, изолированный, отвергаемый, пользуется авторитетом в классе, за что его любят или не любят, наличие постоянных друзей в классе), его отношение к одноклассникам, учителями другим взрослым.

Характеристика учебной деятельности ученика. Уровень овладения младшим школьником социальной ролью ученика, умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. Основной мотив учебной деятельности (интерес к содержанию учебного материала, радость познания, получение отметки, стремление получить одобрение, страх перед наказанием и т. д.). Доминирующая мотивация учебной деятельности (достижение успеха или избегание неудачи).Отношение к учебе, дисциплинированность, прилежание при подготовке к занятиям, старательность, проявление волевых усилий и ответственности. Преобладающие оценки. Наличие связи между способностями ученика, его взаимоотношениями с учителями и отметками по предметам. Отношение к отметкам, к похвале или порицанию со стороны учителей.

Характеристика познавательной деятельности ученика. Преобладающий вид внимания на уроке (непроизвольное, произвольное). Сосредоточенность на содержании урока, распределение и переключение внимания. Устойчивость внимания.

Особенности восприятия и памяти. Способы заучивания и запоминания материала. Легкость воспроизведения материала. Умение быстро находить пути решения задач. Преобладающий тип мышления (абстрактно-логическое или наглядно-образное). Темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный). Уровень развития воображения, речи. Правильность произнесения звуков. Активный словарный запас. Умение выражать мысли в устной форме. Содержательность и выразительность речи. Умение работать с учебником на уроке под руководством учителя, умение сотрудничать с учителем на уроке.

Эмоциональное состояние, преобладающее на уроках (приподнятое, ровное, подавленное) и дисциплина. Проявления скованности, страха, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Способы контроля над своим состоянием. Уровень развития общих способностей. Наличие специальных способностей (музыкальных, к занятиям физической культурой и др.).

Характеристика социальной активности ученика. Отношение к поручениям. Наличие поручений: постоянных, эпизодических, уклонение от выполнения поручений и его причины. Проявления ответственности при выполнении поручений.

Предпочтительные виды трудовой деятельности. Мотивы трудовой деятельности: процесс деятельности, результат, стремление получить одобрение, желание быть первым и др. Ответственность при выполнении трудовой деятельности. Способы организации и проведения свободного времени (чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры, занятия спортом, игра с друзьями во дворе, посещение кружков и т. д.).

Особенности темперамента и характера ученика. Преобладающий тип темперамента и его проявления (в общей, двигательной, речевой, двигательной и эмоциональной активности). Импульсивность, сдержанность, наличие аффективных реакций в различных ситуациях. Наличие состояний повышенного возбуждения или подавленности. Стабильность настроения. Наличие навыков произвольного поведения. Проявление положительных и отрицательных черт характера. Отношение себе.

Общие психологические выводы. Описание основных достоинств и недостатков процесса формирования и развития личности младшего школьника. Выявление внутренних предпосылок и внешнихпричин имеющихся недостатков.

Разработка психолого-педагогических рекомендаций, направленных на улучшение воспитательной работы с наблюдаемым учащимся и классом в целом. Описание личного профессионального вклада в воспитание данного ученика (для повышения успеваемости, улучшения поведения и расширения круга интересов).

Анализ собственной педагогической деятельности. Эффективность в установлении доверительных отношений с изучаемым учащимся и с классом в целом. Анализ возможных неудач. Методическая система, использованная для поддержания дисциплины, внимания, интеллектуальной активности учащихся на уроке. Описание трудностей практики. Удовлетворенность результатами прохождения практики, успешность в реализации своего творческого потенциала. Удовлетворенность объемом и характером профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в университете. Аспекты образовательного процесса, которым необходимо уделить большее внимание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.