Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Соревновательные игры






1. Игра «ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК» (координация движений) Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, — «поросята» прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять,

= 101 -


'


Игротерапия общения

побегать, порезвиться и похрюкать. По сигналу взрослого (му
зыка, бубен и др.) «поросята» выбегают и веселятся. Но насту
пает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети
спешат в свои «домики». *

Пока «поросята» играли, ветер унес чей-то соломенный домик (взрослый незаметно убирает один стульчик в процессе детского веселья). Но шустрый «поросенок» занимает домик своего соседа, и кто-то остается без домика. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый «поросенок».

2. Игра «АПЕЛЬСИН» (взаимопомощь, эмпатия)
Участники игры делятся на две команды. Первый игрок в

каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернет апельсин первому игроку.

3. Детско-родительская игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»

(взаимопомощь)

Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание большего объема). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи или др.).

4. Детско-родительская игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»

(зрительное внимание)

«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов (красный,


------ Примерный план игровой терапии с родителями------

желтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

5. Детско-родительекая игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

(развитие децентрации мышления, нравственных качеств личности)

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

Описание игр для взрослых

1. Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединен
ние)

Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

2. Игра «1 МИНУТА НА РАЗГОВОР» (психологическаяраз
рядка, вербальная активность)

Участникам игры предлагается разбиться на пары и по единому для всех сигналу начать разговор. Речь должна быть быстрой, со смыслом. Через 1 минуту общий сигнал объявляет конец разговора, происходит смена пар, и разговор возобновляется (от 3 до 5 смен). Необходимо следить, чтобы все участники побывали в роли говорящего.


 


102


103


'


Игротерапия общения

3. Игра «ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ* (объединение, раскре
пощение)

Ведущий придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков), записывает ее на листе бумаги • Затем лист переворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т.д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист переворачивается и фразы сравниваются. Происходит смена ведущего и игра продолжается.

4. Игра «ПРОДОЛЖИ ФИГУРУ» (объединение, раскрепо
щение)

Проводится так же, ^как игра «Продолжение фразы», но вместо слов участники придумывают детали животного и по очереди дорисовывают изображение.

5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ,
ПОКАЖЕМ»
(мимика, пантомимика, взаимопонимание)

Участники делятся на две группы. Группы договариваются, какую деятельность они будут имитировать. Можно изображать профессиональную деятельность, домашнюю работу, конфликтную ситуацию в общественном месте, эмоциональное состояние и т.п. Одна группа показывает движения, а вторая должна догадаться, что делают участники.

Более интересно, когда участники выполняют разные движения одной ситуации.

6. Игра «СУД» (игра для группового тренинга)

В игре участвуют подсудимый, судья, заседатели (присяжные), обвинитель, защитник. Сюжет игры должен быть чисто игровым и ни в коем случае не должен касаться внутригруппо-вых взаимоотношений. Все случаи перехода игры в выяснение отношений необходимо пресекать, а для сохранения темпа ведущему следует активно использовать метод аквариума (оперативно заменять несправившихся игроков, по необходимости самому вступать в игру).

= 104 -


--- Примерный план игровой терапии с родителями •—-•

7. Игра «ЧУВСТВО ДРУГОГО» (взаимопонимание)

Из группы выделяются двое играющих. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и вновь оглянуться — и так три раза подряд.

8. Игра «ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ» (упражнение для тренинга
общения)

Участникам игры объявляется, что через некоторое время один из членов группы покинет помещение и войдет только тогда, когда его позовут. Он будет выполнять роль почетного гостя, а остальные члены группы должны сделать так, чтобы гость чувствовал себя как дома. Несколько человек выбираются членами жюри, которые по пятибалльной системе оценивают все действия участников. Учитывается и оценивается сухость или фамильярность, подобострастие Или грубость, скованность или развязность и т.п.

9. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЕНКА» (совместно с детьми)
Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каж
дого играющего ребенка. Дети должны стоять молча, можно
менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего
ребенка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если роди
тель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупа
ется. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадыва
нии.

10. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ» (объединение,
раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество букв равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

Далее игра продолжается так же, как и игры «Продолжение фразы», «Продолжи фигуру».


 


Игротерапия общения

Консультации для родителей

Психологическая, педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей. Кроме родительского тренинга и совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходится разъяснять индивидуальные психологические особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. Такие беседы не имеют характера терапевтической консультации, они представляют собой ознакомление с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбрать, что приемлемо. Такой демократичный стиль общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

Как помочь эмоциональным детям?

(Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

= 106 -


—'— Примерный план игровой терапии с родителями ---

Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать...), но ты пойми и меня, я чувствую...». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки». Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.


Игротерапия общения

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама вы- I берет общий, единый образ-мечту для ребенка.

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая - добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации (игры на расслабление см. в описании), так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессоницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

Родительская любовь и профессионализм психолога помогут ребенку справиться с любыми трудностями.

108 =


------ Примерный план игровой mepaituu с родителями ----






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.