Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игротерапия общения






Задание 5 «ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ» (проверяется слуховое внимание, логическое мышление)

• Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего

дней он был в деревне? (12 дней.)

• В комнате сидели три кошки. Сколько лап у всех вместе?

(12 лап.)

• Какое слово короче: «кот» или «кит»? (Они одинаковы.)

• Какое слово длиннее: «удав» или «червячок»? (Червячок.)

Задание 6 «ЗАГАДКИ» (проверяется логическое мышление, речь, воображение) Придумай загадки про мяч и телевизор.

Задание 7 «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» (проверяется логическое мышление, слух, внимание, знание школьных правил)

В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.

• Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную

морковку.

• У Лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил за-

пасную ручку у соседа.

• Белочка тихо в парте играла орешками.

• Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он

поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.

III. Терапевтические игры

1. Игры-этюды (психогимнастика)

В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музы-

= 90 =


Примерный план игровой терапии с родителями

кальный сигнал или др.). Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями.

2. Игра «ЧТО СЛЫШНО?» (развитие переключения, кон
центрации внимания, развитие воли)

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно предложить подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).

3. Игра «КТО ЗА КЕМ?» (развитие зрительной памяти,
знакомство с детьми, их именами)

Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся друг за другом в произвольном порядке, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребенок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись вещами, сменили прическу и т.п.).

4. Игра «ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ» (развитие воображения,
эмоционально-волевых процессов)

«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несме-янок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок», становится водящим.

5. Игра «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИ» (развитие воображе
ния, эмоционально-волевых процессов)

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?...).

91


Игротерапия общения

Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.).

6. Игра «ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ» (коррекция страха телМ
ноты, замкнутого пространства, высоты)

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются дет- I ские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется детский столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики покрываются материей). Пчелка проснулась, откры- 1 ла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Театрализованные игры

(развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха, тревоги)

7. Игра-сказка «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Взрослый читает отрывок из сказки А.С. Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон — морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или переделать ее.

8. Игра-сказка «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»

Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помо-

- 92 -


------ Примерный план игровой терапии с родителями ---

гал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор... (дети чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына). Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

9. Игра-сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.

10. Игра-сказка «БРЫКАЮЩАЯСЯ ЛОШАДКА»

Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь о пол руками). Взрослый читает текст сказки.

«Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», — кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действия). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». «Не хочу, не пойду!» — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами

= 93 =


Игротерапия общения

ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».

11. Игра-сказка «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА» («ДВА
ЩЕДРЫХ МЕДВЕЖОНКА»). Используется текст вен
герской народной сказки «Два жадных медвежонка»

В эту сказку могут играть все дети, выполняя движения, изменяя мимику, пантомимику жестов в процессе чтения сказки. Можно предложить детям распределить роли между собой (два медвежонка и хитрая лиса), использовать кукольный театр. Текст к сказке «Два щедрых медвежонка» дети придумывают сами и проигрывают сценку.

12. Детско-родительская игра-сказка «МИР НАОБОРОТ»

(снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого)

«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришел гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, — предложил волшебник. — Для этого надо нам вместе произнести заклинание: Прыг-скок.

Ой, смотрите, кто живет В мире все наоборот? Дети стали управлять,

= 94


—; — Примерный план игровой терапии с родителями ——-

Мам в колясочках катать.

Если надоест нам чудо,

Скажем вместе:

Прыг отсюда!»

Услышав заклинание «Прыг-скок», дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают... После заклинания «Прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным.

Игры для релаксации

13. Игра «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» (релаксация, развитие чувства эмпатии)

Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

14. Игра «ПОДСНЕЖНИК» (релаксационный комплекс) 1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).

= 95 =


Игротерапия общения

2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца по
степенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь
сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и вста
ют).

3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цве
точку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх,
напрягая пальцы, поднимаясь на носки).

 

4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на
ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним
теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети мед
ленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я — первый ве
сенний цветок и зовут меня подснежник», — кивает он всем го
ловой.

5. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал под
снежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачивают
ся). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на прота
лину (дети ложатся на ковер).

6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник
в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется
чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка,
дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную
страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему
удивлялись и радовались).

15. Игра «ГУСЛИ-САМОГУДЫ» (релаксационно-танце-

валъный комплекс) 1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце,

На высоком крыльце,

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

«Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.

Гусли, гусли-самогуды

Распевают песни всюду.

96


------ Примерный план игровой терапии с родителями ---

Раз готовы вы друзья, Танцевать нам всем пора.

2. Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети
стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть.

3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.

Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься! Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать.

4. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы живота.

Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись!

5. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи. Выше, выше, резче, резче. Стали плечи затихать, Затихать и засыпать.

6. Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцуй еще минутку.

97

7-2992


 


Игротерапия общения

7. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был вни
мательным. Ребенок заказывает любые движения для всего тела.

; Вновь народ стоит и ждет.

Что нам музыка споет? Ты, помощник, выходи, Общий танец закажи.

Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный» танец, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.

8. Звучит спокойная музыка, дети не сходя с места плавно
двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь
на ковер.

А теперь, все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают (по желанию) о своих образах-мечтах.

Игры на коррекцию агрессии

(только для психически здоровых детей)

16. Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической
агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

17. Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ» (психологическая раз
грузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

- 98=


•? ——*- Примерный план игровой терапии с родителями -

18. Игра «ЗЛЫЕ—ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный Круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

19. Игра «КАРАТИСТ» (снятие физической агрессии) Как и в предыдущей игре, дети образуют'круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движения ногами).

Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...», — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

99


Игротерапия общения

20. Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии)

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

21. Игра «УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК» (преодо
ление упрямства и негативизма)

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

22. Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии,
негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).


------ Примерный план игровой терапии с родителями ---

23. Игра «КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ» (снятие вербальной агрессии)

«Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, — говорит клоун, — капуста!» А ребенок отвечает... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты, — продолжает клоун, -клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты — колокольчик...» (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

24. Игра «ЖУЖА» (снятие общей коллективной агрессии) Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.

«Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.