Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудиторские процедуры и их оформление.






Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применять различные методы или использовать различные аудиторские процедуры (одну или несколько). Наиболее распространены следующие аудиторские процедуры.

1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в проверке ранее сделанных клиентом арифметических расчетов и в выполнении независимых подсчетов. Эта процедура дает математически точную информацию. При обнаружении ошибок в подсчете аудитору следует проследить дальнейший путь этой искаженной информации и оценить ее влияние на степень достоверности отчетности. Пересчет обычно осуществляется выборочно в соответствии со стандартом «Аудиторская выборка».

2. Инвентаризация. Этот прием подтверждает физическое наличие имущества и финансовых обязательств, дает точную информацию об их существовании и приблизительную о состоянии и оценке основных средств, инвентаря, материалов, готовой продукции и т.п. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации и правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. До начала проведения инвентаризации аудиторская организация обязана выяснить, как часто проводилась инвентаризация, проверить документы о прежних инвентаризациях, ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, выявить из них дорогостоящие, проанализировать систему их учета и контроля, выявить ее слабые и сильные стороны. В случае наблюдения за проведением инвентаризации аудитору надо принять участие в осуществлении контрольных измерений, изучить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые или малоиспользуемые ценности, проверить, как хранятся запасы, принадлежащие третьим лицам, учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах, проверить реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка может проводиться в двух направлениях: в направлении сверки учетных данных с фактическим наличием ценностей и наоборот.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Достоверна только информация, полученная в момент исследования учетных работ, выполняемых бухгалтерией.

4. Подтверждение. В значительной части деловых операций участвуют третьи стороны. От них могут быть получены в письменном виде подтверждения информации, которая вызывает сомнение у аудитора. Например, при обнаружении подчисток и исправлений в банковских выписках из банка запрашиваются их копии. Запрос рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес третьей стороны. В нем должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации. При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с третьей стороной, которой был направлен запрос. Если от третьей стороны получена информация, расходящаяся с учетными данными клиента, то надо применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны. Его проводят на всех стадиях аудита и в ходе ознакомительного посещения фирмы-клиента, и для выяснения отдельных вопросов, возникающих при проверке. Результаты опроса должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора, проводившего опрос, и лица, которое было опрошено. Для проведения опросов могут быть использованы готовые бланки с перечнями вопросов и местом для ответов. Протоколы, конспекты и заполненные бланки приобщаются к другим рабочим документам аудитора. Полученная информация должна быть подкреплена независимыми сведениями, полученными в ходе других аудиторских процедур. Исключение составляет добровольное признание в хищениях, нарушениях, неверном использовании учетной политики и т.п. (Об этом, правда, в стандарте не говорится).

6. Проверка документов. Документы могут быть внутренними (подготовленными и обработанными внутри проверяемой фирмы), внешними (подготовлены вне фирмы), а также внутренними и внешними одновременно. Среди документов также выделяют официальные и обычные. Наиболее достоверны с точки зрения уменьшения вероятности подделки официальные документы (например, уставные документы, выписки банка, корешки денежных чеков). Менее достоверны обычные документы (например, счета-фактуры поставщиков, договоры с покупателями на поставку продукции). Степень доверия к внутренним документам зависит от качества внутреннего контроля за их подготовкой и обработкой. Цель проверки документов – подтверждение учетных записей.

7. Прослеживание (сканирование). С помощью этой процедуры выявляются и изучаются нетипичные статьи и события, отраженные в учете. При выполнении этой процедуры аудитор выборочно проверяет первичные документы и их запись в регистры синтетического и аналитического учета с использованием стандарта «Аудиторская выборка».

8. Аналитические процедуры. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин таких ошибок и искажений. Они применяются в период предварительного планирования аудита до заключения договора на аудиторскую проверку, обычно в форме экспресс-анализа, при составлении программы аудиторской проверки, когда изучается отчетность фирмы-клиента и определяются участки, на которые следует обратить особое внимание, и в ходе самой проверки.

9. Подготовка альтернативного баланса сырья, материалов (на основании норм) и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции.


13.Аудит собственного капитала Уставный капитал является одним из важнейших показателей, позволяющих получить представление о размерах и финансовом состоянии экономических субъектов. Это стартовый капитал для производственной деятельности с целью получения в дальнейшем прибыли. Уставный капитал представляет собой средства, вложенные собственниками предприятия. Собственниками предприятия могут выступать как юридические, так и физические лица, а также отдельные частные лица.
Формирование уставного капитала связано с целями создания организации и ее организационно-правовой формой..
Согласно Гражданскому кодексу РК Уставный капитал, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, может выступать в виде: уставного капитала, уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда.
Уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Складочный капитал – формируется у организаций, у которых по законодательству устава нет. Это хозяйственные полные и коммандитные товарищества.
Уставный фонд – это имущество, закрепленное за предприятием собственником для осуществления предпринимательской деятельности. Уставный фонд имеют государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного или складочного капитала.
Аудит добавочного и резервного капитала
Создание резервного капитала обязательно в акционерных обществах, так как законодательно закреплено, что его размер должен соблюдаться в пределах не ниже 15 % объявленного уставного капитала. Образуется за счет нераспределенного дохода субъекта и предназначен для поддержания уставного капитала, выплаты дивидендов по акциям, если недостаточно доходов.
Другим немаловажным источником собственного капитала является дополнительно оплаченный капитал. Он представляет собой сумму превышения продажной стоимости акций над номинальной Следовательно, аудитор должен тщательно проверить состав, источники образования собственного капитала, сопоставить остатки в балансе с данными регистров бухгалтерского учета и Главной книги.
За счет нераспределенного дохода аудируемый субъект может возместить дивиденды учредителям, а оставшуюся сумму перенести на счет.
В первую очередь, аудитору необходимо проверить:
-достоверность отражения в учете доходов и расходов;
- объективность данных на счете и правильность их использования в период подготовки финансовой отчетности;
- точность данных по счетам.
Проверку необходимо завершить анализом финансового состояния, который обеспечит полную качественную оценку всей финансово-хозяйственной деятельности аудируемого субъекта.
Уставный капитал отражается на сч 85УК, на котором учитываются только состояние и движение УК (складочного капитала, уставного фонда) предприятия. При проверке следует иметь в виду, что величина УК соответствует размеру, зарегистрированному в учредительных документах. Полнота внесения вкладов учредителей контролируется, путем сопоставления его размера (К 85) с величиной задолженности по счету 75 " Расчеты с учредителями". Изменение величины УК разрешается только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия.
При проверке необходимо установить:
- Своевременно ли учредители внесли свою долю, в каком виде.
- Правильность начисления доходов учредителям и налогов, связанных с этим.
- Своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).
- Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.
- Правильность оформления документов по взносам в уставный капитал.
- Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.
- Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.
Имеет ли право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс. Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
Порядок распределения чистой прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей.
Правильность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы.
Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала (Д75 К85; Д01, 50, 51, 52, 10, 12, К75)
Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:
При учреждении АО все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% УК. Все акции общества являются именными.
Минимальный УК ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленного ФЗ на дату регистрации общества, а закрытого — не менее 100 МРОТ.
Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом не менее 50% УК общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть - в течение года с момента его регистрации. Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее 1 года с момента их приобретения (размещения).
Записи по сч 85 производятся лишь в случаях увеличения или уменьшения УК.
Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по К 75 " Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету: денежных средств (счета 50, 51, 52), материальных ценностей (счета 01, 07, 08, 10, 11, 12, 41), НМА (счет 04), ценных бумаг (счета 06, 58).
При предоставлении предприятию в качестве вклада прав на пользование зданиями, сооружениями и оборудованием делаются записи Д 04 К 75 Одновременно на забалансовый счет 001 " Арендованные основные средства" принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.
Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в УК (в оплату акций), производится в оценке определенной по договоренности учредителей.
Начисление доходов от участия в предприятии отражается записью Д 88 К 75. При отсутствии или недостаточности прибыли для выплаты доходов отражается: Д 86 К 75.

 


Планирование аудиторской проверки

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа;
1-й этап — предварительное планирование, которое произ­водится на стадии выбора клиента. По результатам этой работы аудиторской проверки вообще может не быть, если обнаружит­ся высокий уровень внешнего риска
2-й этап — разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
3-й этап — составляется аудиторская программа, определя­ющая объем, виды и последовательность осуществления ауди­торских процедур.
По окончании процесса планирования общий план и про­грамма должны быть документально оформлены и завизиро­ваны.
Процесс планирования достаточно трудоемок: его 2 и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.
При планировании аудита должны быть соблюдены его об­щие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.
Принцип комплексности предполагает взаимную увязку и со­гласованность всех этапов планирования.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопря­женных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирова­ния со сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется организация, имеющая филиалы, представитель­ства, дочерний организации.
Принцип оптимальности предполагает разработку нескольких вариантов плана и затем выбор оптимального.
На предварительном этапе планирования аудитору необходимо выяснить, с какой целью клиент хочет провести проверку и каких результатов он ждет от нее. Во время переговоров с клиентом аудитор получает согласие на предоставление информации, которая необходима для понимания экономической деятельности клиента и оказывает влияние на составление финансовой отчетности. Аудитор составляет документ по изучению экономической деятельности клиента, это может быть анкета с набором вопросов, которую заполняет клиент или аудитор при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов клиента, в зависимости от порядка, установленного в аудиторской компании. Этот документ позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента, снижая свой предпринимательский риск. По результатам этапа предварительного планирования аудита рассчитываются нормативы трудозатрат и оценивается объем и стоимость аудиторских услуг.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В общем плане, как уже отмечалось, должны быть указаны ожидаемый объем, графики и сроки проведения аудита, подго­товки отчета и аудиторского заключения..
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;
б) распределение аудиторов в Соответствии с их профессио­нальными качествами и должностными уровнями по конкрет­ным участкам аудита;
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских проце­дур, необходимых для практической реализации плана аудита..При составлении программы аудита следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности фирмы и для формиро­вания результатов ее деятельности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.