Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи детей раннего возраста с нарушениями слуха в семье.






В научной и методической литературе имеется значительное количество рекомендаций по организации воспитания детей с нарушениями слуха в семье (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)

во-первых, работа с ребенком младенческого или раннего воз­раста до определения его в дошкольное учреждение. Ранняя коррекционная и общеразвивающая работа в этих случаях по­зволит не допустить отставания в развитии малыша от слыша­щих сверстников, сделает переход к педагогической работе в условиях дошкольного учреждения более естественным.

Другой вариант — организация педагогической работы в семье с ребенком дошкольного возраста, по каким-то при­чинам не посещающим дошкольное учреждение. В этом слу­чае родители проводят систематическое целенаправленное воспитание и обучение ребенка, его реабилитацию, подго­товку к школьному обучению.

Наиболее распространенным вариантом является сочета­ние воспитания и обучения ребенка в детском саду компен­сирующего вида с занятиями в семье, когда развивающая и коррекционная работа проводится родителями под руковод­ством сурдопедагога дошкольного учреждения.

Рано начатое воспитание глухого или слабослышащего ребенка в семье:

ПЛЮСЫ воспитание протекает в наиболее естественной для ребенка среде — се­мье; малыш не разлучается с близкими людьми, что поло­жительно отражается на его эмоционально-личностном раз­витии. Коррекционная и развивающая работа тесно связана с естественной для малыша обстановкой и привычным рас­порядком жизни в семье; к общению с ребенком привлека­ется достаточно большой круг людей, он постоянно слышит естественную речь и т. д.

МИНУСЫ: родители не всегда правильно и полно понимают рекомендации спе­циалистов, адекватно оценивают свои педагогические воз­можности и потенциальные возможности ребенка; не могут организовать режим дня ребенка, последовательно реализо­вать педагогические задачи.

обучение ребенка в семье должны но­сить целостный комплексный характер, включать все на­правления педагогической работы.

Важными условиями речевого развития ребенка в семье, как и в дошкольном учреждении, являются создание рече­вой среды, речевое общение с ребенком всех членов семьи, вовлечение его в этот процесс, какими бы минимальными ни были его речевые возможности.

Другие важные условия эффективности коррекционной работы —раннее качественное слухопротезирование ребен­ка с помощью аппаратов заушного типа, установление пра­вильного режима работы, приучение малыша к длительно­му пользованию ими.

Организация педагогической работы в семье с детьми, не посещающими дошкольные учреждения

Организация педагогической помощи детям мла­денческого возраста тесно связана с организацией режима и деятельности ребенка. На первом году жизни формируют­ся важнейшие предпосылки речи, к которым относятся эмо­циональное общение взрослого с ребенком, сенсорное и мо­торное развитие, предметные действия.

Особое значение в первые месяцы жизни малыша имеет формирование зри­тельного и слухового сосредоточения, связанного с приуче­нием фиксировать взгляд и следить за перемещением яр­ких игрушек, говорящих взрослых, прислушиваться к гром­ким звукам. Умение сосредоточиваться на зрительных и слуховых раздражителях приводит к появлению у ребенка комплекса оживления, который всячески должен поддер­живаться и развиваться взрослыми. Ак­тивизация голосовых реакций малыша требует постоянно­го эмоционального контакта, положительных эмоций, поддержания гуления и побуждения к нему.

Основные средства формирования предпосылок возник­новения речи у детей младенческого возраста — эмоциональ­ное общение матери с малышом во время осуществления гигиенических и других режимных процедур; привлечение внимания к лицу говорящих взрослых, подхватывание звуков, издаваемых ребенком; разнообразные действия с пред­метами и игрушками. Особое значение на первом году жиз­ни ребенка имеет формирование у него возможности подра­жать звукам, что тесно связано с формированием сенсомо-торных умений, возможностями восприятия голоса и речи взрослых на основе зрения и слуха. Важное значение на первом году жизни ре­бенка имеет организация всевозможных пальчиковых игр, сопровождаемых эмоциональным произнесением потешек и стишков («Сорока-белобока», «Пальчики гуляют», «Паль­чики в лесу» и др.). Эти игры основаны на движениях при­косновения к пальчикам на руках или ногах, выполняются сначала взрослым своими руками, а затем ручками малы­ша. Возникшая у ребенка потребность в общении со взрос­лым — источник его психического развития, в том числе и речевого.

Взрослые направляют внимание на предметы и их на­звания, нужные для обеспечения режимных процессов: по­суды, одежды, еды и др. В процессе общения с малышом мать поддерживает и стимулирует голосовые реакции малыша. Для этого она сопровождает свои действия эмоциональной речью, допол­няя ее выразительной мимикой лица, естественными же­стами, подхватывая звуки и лепет ребенка, побуждая ре­бенка к их повторению. Первый год жизни, как подчеркивается в исследованиях устной речи неслышащих детей (Ф.Ф. Pay, T.B. Пелымская), имеет осо­бое значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи детей с нарушенным слухом, при более по­зднем начале специальной педагогической работы с малы­шом именно эта сторона устной речи вызывает затрудне­ния.

Таким образом, педагогическая работа с детьми младен­ческого возраста с нарушенным слухом в семье направлена на формирование голосовых реакций и лепета, внимание ребенка к обращенной речи, обучение ситуативному пони­манию слов и простых фраз, активизацию собственной речи в виде звукоподражаний, лепетных и усеченных слов. Рабо­та по речевому развитию теснейшим образом связана с раз­личными направлениями общеразвивающей и коррекционной работы.

Как уже подчеркивалось, работа по развитию речи ре­бенка в семье сочетается с физическим и моторным разви­тием, сенсорным воспитанием, развитием предметной дея­тельности и игры, ознакомлением с окружающим миром, развитием изобразительной деятельности, музыкальным воспитанием. В каждом из названных направлений работы наряду с задачами, присущими данному виду деятельности, решаются и задачи речевого развития. Работа по развитию речи является частью комплексной системы, объединяющей речевое развитие с развитием слухового восприятия, обуче­нием произношению.

 

Основными задачами работы по развитию речи детей раннего возраста в семье являются следу­ющие:

  • развитие потребности в общении с окружающими с ис­пользованием устной речи;
  • накопление словаря, уточнение значений слов и выска­зываний в разных бытовых ситуациях, в связи с разны­ми видами детской деятельности, ознакомлением с ок­ружающим миром;
  • развитие связной речи, прежде всего разговорно-обиход­ной, и ее активизация в различных условиях практи­ческой деятельности;
  • формирование предпосылок и начало обучения письмен­ной форме речи в виде глобального чтения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.