Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевое развитие детей в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др.)






 

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.

На занятиях по видам деятельности речевой материал регламентирован и усваивается в тематической логике. Он приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения. В игре происходит развитие значений и функций слова; «перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях.

Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.

В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Особое значение в процессе усвоения математического материала детьми с нарушениями слуха имеет сформированность значений слов больше, меньше на...; сколько, столько же, сложи и др.

Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Речевой материал, используемый в процессе организации игр, труда, изобразительной деятельности и конструирования, физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности, так называемый «терминологический» речевой материал.

Во вторую группу включается речевой материал, отражающий тематику сюжетно-ролевых, дидактических или подвижных игр, рисования, лепки, трудовой деятельности. Часть этого речевого материала может быть знакома детям по различным бытовым ситуациям, экскурсиям, в связи с рассматриванием картинок и др.

Речевой материал третьей группы представляет слова и фразы, связанные с организацией общения детей со взрослым и между собой по ходу деятельности.

Воспитатель заранее отбирает необходимый речевой материал из словаря, указанного к программе данного раздела. Для лучшего запоминания эти слова и фразы заранее пишутся на табличках или фиксируются на доске. Они предъявляются устно и прочитываются устно со слабослышащими детьми или устно-дактильно с глухими детьми, начиная со средней группы.

Педагоги заранее определяют способы раскрытия значения слов. Важное значение имеет правильность показа предмета, демонстрации его свойств, выполняемых действий. Необходимо, чтобы дети хорошо видели предмет, а в процессе восприятия использовать и другие способы обследования, привлекая двигательное, тактильно-двигательное восприятие, вибрационную чувствительность.

Слова, сообщаемые воспитателем в связи с определенным видом деятельности, включаются во фразы, необходимые для общения детей и педагога (возьмите кисточки, закрасьте шар). Нельзя сводить работу по развитию речи только к предъявлению специальных слов и выражений, чаще всего обозначающих названия предметов и игрушек. Важное значение должно придаваться накоплению глагольного словаря, т. к. он важен для обеспечения общения с детьми и является основой диалога.

Воспитатель уточняет и активизирует в речи детей речевой материал, связанный с темой занятия. Например, при проведении игры «Больница» дети уточняют значения слов и фраз (заболела, лечит, врач дал лекарство, укол, шприц, вата, выздоровела, рада и др.). Этот материал уже может быть знаком по другим занятиям (ознакомлению с окружающим, развитию речи), в процессе игры значения слов конкретизируются, уточняются, вводятся в речь детей в новом контексте. Заранее планируется материал, необходимый для

организации общения с детьми по ходу деятельности. Сюда включаются слова и фразы, связанные с организацией детей. Помимо фраз, необходимых для общения детей со взрослым, планируются и фразы для общения детей между собой. Их количество должно увеличиваться с каждым последующим годом обучения.

На разных занятиях воспитателя речевой материал включает фразы одинаковой структуры, которые являются общими для различных видов деятельности и могут широко использоваться в свободной деятельности детей. Такие выражения, как Что ты хочешь делать? Во что ты хочешь играть? Что ты хочешь рисовать (лепить, строить)? Хочу (не хочу), (не) нравится, устал, усваиваются детьми и в быту, и на разных занятиях.

Помимо заранее предусмотренных воспитателем к занятию слов и фраз должна использоваться возникающая у детей потребность в новых словах. С целью активизации речи детей можно и преднамеренно создавать ситуации, ставя ребенка перед необходимостью назвать предмет, обратиться к взрослому.

Такие виды деятельности ребенка, как сюжетно-ролевые и подвижные игры, все виды изобразительной деятельности тесно связаны с формированием символизации и предполагают высокий уровень развития представлений, воображения, мышления. Символический характер этих видов деятельности связан с формированием умения переименовывать в игре предметы, называя их по-другому (кубик называть утюгом, пустую коробку — телевизором), обозначать словом воображаемые, символические действия, передаваемые с помощью условных движений (перенос тяжелых вещей в игре «Новоселье» и др.).

Такие же требования относятся и к изобразительной деятельности: необходимость формирования точных представлений лежит в основе изображения по словесной инструкции.

В процессе обучения играм, рисованию и другим видам изобразительной деятельности, труду, в ходе физического и музыкального воспитания нужно учить детей пользоваться разговорной речью, помогать им вести простые диалоги, договариваться друг с другом, выражать желания и просьбы.

Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяются требованиями программы по развитию речи. Воспитатель вместе с сурдопедагогом, учитывая требования программы по развитию речи, определяют, когда дети могут только отвечать на вопросы воспитателя по ходу деятельности, а когда сами формулировать просьбы, задавать вопросы, отчитываться о выполненной работе, планировать дальнейшие действия. Однако введение более высоких требований к речи детей не должно происходить в ущерб деятельности ребенка, вводиться формально на фоне низкого уровня игры, рисования, труда.

Если своевременно речевой материал не будет вводиться в ходе деятельности, то и уровень игры, рисования, конструирования будет оставаться низким, не соответствовать программным требованиям.

В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть используемые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы. В зависимости от категории детей и этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной и устно-дактильной форме. Отдельные хорошо знакомые слова и выражения могут предъявляться на слух. Важно обеспечить понимание предлагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.

Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.