Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На машине Атвуда.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Определение ускорения свободного падения На машине Атвуда. Методические указания к лабораторной работе №20 (Раздел " Механика")
Ростов-на-Дону 2010
Составители: В.С. Ковалёва, В.С. Кунаков, О.А. Лещёва, О.М. Холодова.
УДК 530.1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА: Метод. указания. -Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. - 11 с.
Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения при выполнении лабораторных работ по физике (раздел «Механика и молекулярная физика»).
Печатается по решению методической комиссии факультета «Нанотехнологии и композиционные материалы»
Научный редактор канд. хим. наук, доц. А.Я. Шполянский
© Издательский центр ДГТУ, 2010
Лабораторная работа №20
Определение ускорения свободного падения на машине Атвуда.
Цель работы: экспериментально определить ускорение свободного падения.
Приборы и принадлежности: машина Атвуда ФПН02-ПС, набор основных и дополнительных грузиков, электронный секундомер. Теоретическая часть. Свободным падением называется движение, которое совершало бы тело только под действием силы тяжести. Такое движение может быть, например, в трубке, из которой выкачали воздух. При свободном падении тела с небольшой высоты от поверхности Земли (, где – радиус Земли) оно движется с постоянным ускорением , направленным по вертикали вниз. Ускорение называется ускорением свободного падения. Оно одинаково для всех тел и зависит лишь от высоты над уровнем моря и от географической широты на поверхности Земли. Ускорение максимально на полюсах и минимально на экваторе Земли. Впервые ускорение свободного падения было экспериментально определено итальянским физиком Г.Галилеем.
Описание метода и экспериментальной установки для определения ускорения свободного падения. Метод основан на исследовании движения двух грузов, связанных нитью, перекинутой через неподвижный блок (рис.1). Грузы имеют одинаковые массы , величина которых значительно превышает массу нити. Если на один из грузов положить дополнительный груз (перегрузок) массы , то они начинают двигаться прямолинейно и равно-ускоренно с некоторым ускорением , а блок начинает вращаться с угловым ускорением . Применяя второй закон Ньютона, запишем уравнения движения грузов в проекциях на оси: а) для груза без перегрузка: , (1) б) для груза с перегрузком: , (2) где – ускорение движения грузов, и - силы натяжения нити (см. рис.1), - ускорение свободного падения. Уравнение вращения блока (т.к. по 3-му закону Ньютона и ): , (3) где - момент инерции блока, - угловое ускорение блока, - радиус блока. Решая систему уравнений (1), (2) и (3), получим формулу для определения ускорения свободного падения в виде: (4) Из выражения (4) следует, что для определения ускорения свободного падения необходимо знать массы грузов и перегрузка , момент инерции блока и ускорение движения грузов . Ускорение движения грузов определяется из формулы пути при равноускоренном движении: , откуда (5) где - время, в течение которого грузы перемещаются на величину . Подставив в формулу (4) выражение ускорения (5), получим: (6). Силы натяжения нити и имеют различные значения и могут быть определены из уравнений (1) и (2) (7) (8) Если момент инерции блока настолько мал, что величиной можно пренебречь по сравнению с массой грузов , то выражение (6) получает вид: (9) Силы натяжения нити при условии имеют одинаковые значения . Определить силу натяжения можно из формул (7) либо (8). Общий вид машины Атвуда приведен на рис.2. Её конструкция была предложена Д.Атвудом и названа в его честь. Машина представляет собой настольный прибор с вертикальной стойкой 1, на которой крепятся все основные элементы машины Атвуда, и основание 2. На вертикальной стойке 1 расположены два кронштейна: нижний 3 и верхний 4. На верхнем кронштейне 4 крепится блок с узлом подшипников
качения, через блок перекинута нить с грузами 5 одинаковой массы. Перегрузок 6 кладут на правый груз 5. На верхнем кронштейне находится электромагнит, который с помощью фрикциона при подаче на него напряжения, удерживает систему с грузами в неподвижном состоянии. На нижнем кронштейне 3 крепится фотодатчик, который выдает электрический сигнал окончания счета времени равноускоренного движения грузов. Нижний кронштейн 3 представляет собой площадку с резиновым амортизатором, о который ударяется груз при его остановке. Нижний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке по всей ее свободной длине. На вертикальной стойке 1 укреплена миллиметровая линейка, по которой определяют начальное и конечное положения грузов, а следовательно, и пройденный путь. Начальное положение определяют визуально по нижнему срезу грузов, конечное положение – по индексу нижнего кронштейна. Секундомер 7 выполнен самостоятельным прибором и соединен кабелем с датчиком (фотоэлектрическим). На установке кнопка 8 - " сброс времени", кнопка 9 – " пуск", кнопка 10 – " сеть"
|