Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструктивная разработка и расчет тихоходного вала.
4.3.1. Разработка эскиза тихоходного вала. Выбор муфты. Ориентировочно определяем диаметр участка вала под посадку муфты. Считаем, что на этом участке вала будет действовать крутящий момент. Тогда: мм (4.3.1) где [t] – допускаемое напряжение на кручение, для материала вала. Для предварительных расчетов рекомендуется принимать в пределах 15 ÷ 25 МПа [1, с. 266]. Т3 –крутящий момент на тихоходном валу, Нм. Выбор муфты производим в зависимости от диаметра вала dm3. Принимаем dm3 = 70 мм; ℓ m3 = 140 мм, ДМ3= 180 мм (табл.5.2). Проверяем правильность выбора муфты: (4.3.2) где Т2 – крутящий момент на тихоходном валу, Нм; Кр =1, 1 – коэффициент безопасности. Принимаем диаметр под уплотнение равным диаметру под подшипник (dП принимать целым числом и кратным 5), мм (4.3.3) где t –буртик, принимаем по таблице 4.1. По диаметру под подшипник dП выбираем ширину подшипника В, отдавая предпочтение подшипникам средней серии (табл.4.3.1); В =37 мм. Определяем диаметр буртика под подшипник, мм (табл.4.1.1): (4.3.4) Диаметр буртика под подшипник принимаем равным диаметру под колесо, мм: Диаметр буртика под колесо, мм: (4.3.5) Длину вала под уплотнение с учетом ширины манжеты, зазоров и ширины крышки принимаем: ℓ У3 = 50 мм. Определяем зазор Х между колесами и корпусом, мм: (4.3.6) Принимаем Х = 10 мм. Расстояние между опорами Ɩ о3 =191 мм (4.3.7) Длина консольного участка вала, мм: (4.3.8) Рис. 4.3.1. Эскизная компоновка тихоходного вала.
4.3.2. Выбор шпонок и проверочный расчет шпоночного соединения. Выбираем две шпонки по dm3 = 70 мм и по dКТ = 82 мм с размерами (табл. 4.1.4) 20х12х125; 22х14х70. Длину шпонки ℓ выбираем по стандартному ряду 5 ÷ 10 мм меньше длины посадочных мест сопряженных деталей. Выбранные шпонки по dm3 и по dКТ необходимо проверить на смятие их боковых сторон. Условие прочности на смятие, МПа (4.3.9) где Т3 – крутящий момент на ведомом валу, Нм; d – диаметр вала в рассматриваемом сечении, мм; t1 – величина заглубления шпонки в вал (табл. 4.1.4), мм; t1 = 7, 5; t1 = 9 h – высота шпонки, мм; ℓ р – рабочая длина шпонки при скругленных торцах, мм;
b – ширина шпонки, мм. [s]см – допускаемое напряжение смятия, зависящее от принятого материала для шпонки. При стальной ступице [s]см = 100 ÷ 150 МПа. При sсм ≤ [s]см условие прочности на смятие выполняется.
4.3.3. Определение сил, действующих на тихоходный вал, Н: окружная: (4.3.10) радиальная: (4.3.11) осевая: (4.3.12) Дополнительная неуравновешенная радиальная сила от муфты, Н: (4.3.13) где DМ3 – диаметр центров пальцев муфты, (табл.4.1.2), мм. 4.3.4. Определение реакций в опорах и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Рис. 4.3.2. Схема нагружения тихоходного вала.
мм мм Рассмотрим реакции в опорах от действия сил Ft4 и Fm3 в горизонтальной плоскости. Сумма моментов относительно опоры А, Н: (4.3.14) Сумма моментов относительно опоры В, Н: (4.3.15) Проверка: ; Определяем реакции в опорах от действия сил Fr4 и Fa4 в вертикальной плоскости. Для этого составляем сумму моментов всех сил относительно опор А и В и находим опорные реакции. Сумма моментов относительно опоры А, Н: (4.3.16) Сумма моментов относительно опоры В, Н: (4.3.17) Проверка: ; Определяем моменты сил Ft4 и Fm3, действующих в горизонтальной плоскости, Нмм: (4.3.18) Определяем моменты сил Fa4 и Fr4, действующих в вертикальной плоскости, Нмм: (4.3.19) Определяем суммарные изгибающие моменты, Нмм: (4.3.20) (4.3.21) Эквивалентные моменты в указанных сечениях, Нм: (4.3.22) (4.3.23) Определяем диаметры валов в этих сечениях, мм: (4.3.24) Допускаемые напряжения на изгиб для валов и вращающихся осей принимаем [sизг] =50 ¸ 60 МПа. Результаты сравниваем с размерами разработанной конструкции вала: При d1 < dКТ и d2 < dП условие прочности выполняется. d1 = 59 мм < dКТ =82 мм d2 = 61, 3 мм < dП = 75 мм
4.3.5. Расчет тихоходного вала на сопротивление усталости. В опасном сечении определяем запасы усталостной прочности и сравниваем их с допускаемыми. Определяем запас усталостной прочности по изгибу: (4.3.25) и кручению: (4.3.26) где s-1 = (0, 4 ÷ 0, 5) sB – предел контактной выносливости при изгибе, МПа; t-1 = (0, 2 ÷ 0, 3) sB – предел контактной выносливости при кручении, МПа; sа и tа – амплитуда цикла при изгибе и кручении. При симметричном цикле и работе вала без реверса sа = suзг; sm = 0. tm = tа = 0, 5 tкр, МПа. suзг – напряжение изгиба в рассматриваемом сечении, МПа; tкр – напряжение кручения в рассматриваемом сечении, МПа. (4.3.27) (4.3.28) Ws (нетто) – момент сопротивления сечения вала при изгибе; Wк (нетто) – момент сопротивления сечения вала при кручении. Для опасного сплошного сечения, мм3: (4.3.29) (4.3.30) где d – диаметр вала в опасном сечении (dКт или dП), мм; Кs – эффективный коэффициент концентраций напряжений при изгибе; Кt – эффективный коэффициент концентраций напряжений при кручении (табл. 4.1.5); Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала (табл. 4.1.6); КV – коэффициент влияния поверхностного упрочнения (табл. 4.1.7.); ys и yt – коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла напряжений (табл. 4.1.8.); ys = 0, 1 yt = 0, 05. Обобщенный коэффициент запаса усталостной прочности в опасных сечениях определяют по уравнению Гофа и Полларда (4.3.31) где [S] = 1, 2 ÷ 2, 5 – допускаемый коэффициент запаса усталостной прочности.
|