Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре образовательной программы. Методологический семинар проводится с магистрантами магистерской программы «История, теория и философия права» на протяжении всего периода их обучения






Методологический семинар проводится с магистрантами магистерской программы «История, теория и философия права» на протяжении всего периода их обучения. Он включен в раздел М 3 (практики и научно-исследовательская работа) базового учебного плана подготовки магистра. Работа на методологическом семинаре позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:

• История отечественного государства и права;

• История государства и права зарубежных стран;

• История политических и правовых учений;

• Теория государства и права.

Основные навыки, полученные магистрами в ходе работы научно-исследовательского семинара, могут быть использованы в дальнейшем при освоении программы аспирантуры по специальностям 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» и 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»

Работу научно-исследовательского семинара предполагается организовать в следующих формах:

ü – семинары, проводимые ведущими профессорами и преподавателями кафедры; они имеют целью ввести магистрантов в проблематику научных исследований преподавателей кафедры, познакомить их с методикой составления и осуществления исследовательских проектов и полученными в ходе работы научными результатами;

ü – представление «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры и факультета, а также других высших учебных заведений;

ü – обсуждение научных публикаций, привлекших внимание научной общественности;

ü – проведение мастер-классов ведущих специалистов в соответствующих магистерской программе областях теоретико– и историко-правового знания;

ü – проведение тематических «круглых столов»;

ü – выступление участников семинара с докладами и научными сообщениями и их обсуждение;

ü – обсуждение выполняемых участниками семинара научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых работ, магистерских диссертаций);

ü – обсуждение научных докладов приглашенных на заседание семинара или заседание кафедры гостей.

Предполагается проведение выездных заседаний семинара для практического знакомства с деятельностью научно-исследовательских учреждений и центров научной информации, функционирующих в области исследовательских интересов магистрантов.

Научно-исследовательский семинар планируется организовать в виде очных 4 часовых заседаний. Предполагается, что в течение 2-х годичного обучения каждый слушатель выступит, как минимум, три раза с докладами. Во-первых, с обоснованием научной темы, которую он избрал для исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Во-вторых, с научным докладом в рамках тематического плана работы семинара (в качестве одного из вариантов – выступление по теме курсового исследования на 1 курсе магистратуры). В-третьих, с представлением основных положений, выводов, результатов, полученных в ходе подготовки диссертационного исследования.

Работа научно-исследовательского семинара будет организована научными руководителями семинара – руководителем и куратором магистерской программы ИТФ, а также ведущими преподавателями кафедры. Задача руководителя научного семинара состоит в организации и координации научной работы слушателей, в умении «разогреть» дискуссию по их докладам, резюмировать ход дискуссии, указав как на положительные ее моменты, так и на научные и методические ошибки слушателей.

 

Тематический план

 

  п/п Наименование темы Виды занятий
Всего часов Лек. Сем.   Сам. раб.  
           
1-й год обучения Раздел 1. Проблемы истории и теории юриспруденции (модуль 1)
1. Юридическое мировоззрение: источники, вехи и модели развития        
2. Развитие юридического образования и юриспруденции в России во второй половине XIX – начале XX вв.        
3. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права        
4. Право, правовые системы в условиях глобализации        
5. Тенденции развития современной российской правовой системы        
6. Правовая политика как общетеоретическая и организационно-правовая проблема        
7. Теоретико-правовые проблемы соотношения права, государства, демократии и экономики        
8. Роль права в формировании инновационной экономики и общества. Правовые формы интеграции науки и образования        
Раздел 2. Законотворческий процесс в России Нового времени (модуль 2)
9. Источники, историография, методология.        
10. Феномен профессиональной бюрократии и ее место в политической системе Российской империи        
11. Повседневный мир петербургской канцелярии        
12. Законотворческие практики в XIX веке        
         
13. Проблема кодификации законодательства.        
14. Бюрократия и правовое пространство Российской империи        
15. Группы интересов и законодательный процесс в XIX – начале XX в.        
16. Пресса и законодательный процесс в XIX – начале XX в.        
17. Законотворческий процесс в 1906–1917 гг.        
Раздел 3. Проблемы технологии и методологии нормотворчества (модуль 3)
18. Нормография как наука и научная дисциплина        
19. Нормотворческая юридическая техника        
20. Приемы и способы изложения нормативного материала        
21. Мониторинг в правотворчестве        
22. Антикоррупционный мониторинг        
23. Оценка регулирующего воздействия        
24. Организация подготовки законопроектов. Требования, предъявляемые к законопроектам        
25. Подготовка законопроектов        
26. Технология подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации        
27. Структура и содержание нормотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти        
Раздел 4. Гражданское общество в историко-правовом и теоретико-правовом ракурсах (модуль 4)
28. Гражданское общество в России: исторический и теоретический аспекты проблемы        
29. Гражданское общество в политико-правовой мысли Нового времени. Классические теории.        
30. Развитие теорий гражданского общества в XX веке        
  Воззрения на гражданское общество в российской политико-правовой и философской теории последних лет        
  Общественные организации в политической системе российского общества: XIX – начало XX века. Складывание основ гражданского общества        
  Опыт функционирования общественных организаций в советский период        
34. Гражданское общество и некоммерческий сектор в постсоветской России        
35. Гражданское общество в посткоммунистической Европе: траектории и перспективы развития        
36. Подведение итогов НИСа 1-го года обучения. Предзащита курсовых проектов.        
  ЗАЧЕТ        
  ИТОГО (по 1-му году обучения):        
  Раздел 5. Теория прав человека        
37. Теория прав человека: от истории к современности        
  Права человека и демократия        
  Пределы вмешательства в права человека        
  Универсализм прав человека и культурный релятивизм        
  Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции        
  Право на свободу совести и вероисповедания        
  Право на свободу слова: концепция, философское и теоретико-правовое обоснование, пределы        
  Равенство и дискриминация        
  Раздел 6. Методика проведения мониторинга в области прав человека        
  Организация и проведение мониторинга соблюдения прав человека: постановка задач        
  Анализ нормативно-правовой базы как часть мониторинга прав человека и часть теоретических исследований в области прав человека        
  Методы социальных наук в изучении и мониторинге прав человека. Количественные и качественные методы мониторинга        
  Методика проведения мониторинга и исследований в конкретных областях прав человека (анализ литературы и отчетов по проведенным исследованиям)        
  Мониторинг нормативно-правовых актов        
  Подготовка отчета о проведении мониторинга и презентация результатов исследования        
  Презентация результатов мониторингов, проведенных студентами        
  Раздел 7. Методология юридической науки        
  Понятие, предмет и объект правовой науки        
  Метод, система и функции правовой науки        
  История западноевропейской правовой науки        
  Понятие, виды и стадии правовых исследований        
  Методология догматических и сравнительно-правовых исследований        
  Методология социальных правовых исследований        
  Методология историко-правовых исследований        
  Методология теоретико-правовых исследований        
  Организация научного исследования и особенности подготовки научных публикаций        
  Методика преподавания юридических дисциплин        
  Раздел 8. Апробация основных положений магистерских диссертаций. Предзащита диссертаций        
  Зачет        
  Итого: по второму году обучения        
  Итого: за два года обучения 576      





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.