Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особая специфика отношений, составляющих предмет финансового права.






Очевидно, содержание отношений в области финансовой деятельности непосредственно связанно с базисными экономическими отношениями. Вместе с тем финансовые отношения (предмет финансового права) – это экономические отношения, характерны для более высокой ступени развития общества. Финансовые отношения, будучи особыми экономическими отношениями (производными от них), имеют ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями. Так, в частности, это- денежные, перераспределительные отношения, которые связаны с аккумулированием, распределением и использованием фондов денежных средств субъектов финансовых правоотношений. Основным же характерным отличаем финансовых отношений от прочих экономических отношений является наличием публичного, а не частного интереса, реализуемого в процессе финансовой деятельности.

Действительно, объективные экономические отношения чаще всего опосредуют частные интересы. Например, основной закон рыночной экономики- закон стоимости, который трактуется как стихийный регулятор общественного производства. На основании этого закона на рынке наблюдается тенденция самопроизвольного перераспределения капитала из наименее рентабельных (убыточных) отраслей экономики в наиболее рентабельные (прибыльные), что отвечает частным интересам инвесторов. Вместе с тем такого рода тенденция вступает в неизбежное противоречие с публичным интересом государства, которое заинтересовано не в развитии сверхрентабельных отраслей экономики, приносящих сверхприбыли отдельным лицам, а в поддержании структурного равновесия и баланса экономического состояния страны. К наиболее уязвимым (убыточным) областям относятся, в частности, социально значимые сферы: здравоохранение, образование, наука, культура, а также области, от которых зависит суверенитет государства (оборона, фундаментальные научные исследования, например в области космоса).

Именно процесс реализации и защиты публичного интереса является предпосылкой и основой финансовых отношений, в которых в одной из стороной (прямо или косвенно) выступает государство как главный субъект, организующий стихийные экономические процессы в нужном для общества направлении. Государство, активно используя финансовые механизмы, присущие рыночной экономике, законодательно закрепляет правила поведения, направленные на сочетание общегосударственных и частных интересов в одной из самых чувствительных сфер человеческой деятельности, которая получила в науке финансового права название «финансовая деятельность»[3]

Таким образом, экономические отношения шире, чем финансовые (как целое и часть), поскольку все финансовые отношения являются экономическими, но не все экономические отношения можно рассматривать как финансовые. Экономические отношения трансформируются в финансовые только тогда, когда возникает публичный интерес, который проводится в жизнь властным субъектом, реализующим свою финансовую политику. Одновременно содержание финансовых отношений непосредственно зависит от содержания экономических отношений, отражающих степень развития производительных сил в стране. Следовательно, наблюдаются непосредственная взаимообусловленность и взаимозависимость между содержанием экономических и финансовых отношений, несмотря на то что теоретически их принято рассматривать как разные категории.

Так, первые (экономические отношения) зарождаются на более ранних этапах истории человечества, поскольку просматриваются уже в процессе производства натуральных продуктов, не предполагающих распределения или обмена, тем более в денежной форме (товарно-денежного обмена).

Вторые (финансовые отношения) возникают как перераспределительные, во-первых, при наличие развитого товарно-денежного обращения, во-вторых, при возникновении тех или иных обособленных целевых фондов денежных средств, предполагающих непосредственно покрытие как государственных расходов, так и расходов, связанных с реализацией публичного интереса государства.

Итак, очевидно, что становление финансовых отношений происходит в тот момент, когда экономические отношения достигают определенного уровня своего развития.

На мой взгляд, содержание финансовых отношений на том или ином историческом этапе общественного развития определяется, во-первых, объективными экономическими отношениями, характеризующими степень развития производительных сил в стране, и, во-вторых, проводимой государством финансовой политикой, воплощаемой в законе, которая непосредственно влияет на динамику производительных отношений этого государства.

Финансовая политика- самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Учитывая, что финансовая политика- это определение целей и задач, на решения которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводительного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства[4], данная политика, будучи частью общегосударственной политики, представляет собой многогранное явление. В зависимости от определяемых государством финансовых задач и сроков их решения финансовую политику можно подразделить на финансовую стратегию и финансовую тактику. При этом если финансовая стратегия заключается в выработке основных направлений использования финансов, выборе форм и видов организации финансовых отношений, то финансовая тактика- это решение конкретных экономических задач определенного этапа развития государства путем применения необходимых способов и форм финансовых связей. Таким образом, финансовая тактика представляет собой весьма мобильное явление, отвечающее постоянно меняющимся потребностям общества на любой стадии его развития.

Следует особо остановиться на том, что в РФ политические и экономические преобразования конца ХХ века привели, на наш взгляд, к следующему: с одной стороны, перевод страны на рыночные рельсы и отказ от финансовой политики администрированной экономики имел следствием сужение объема финансовых отношений; с другой- исторический опыт показал, что, во-первых, отказ от администрированной экономики не означает полного отсутствия государственного регулирования экономических процессов, но лишь необходимость применения новых инструментов и рычагов реализации финансовой политики.


 

2.Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению вперед нет.

На протяжении нескольких лет в России реализуются реформы в бюджетной сфере. Постоянный процесс реформирования общественных финансов- естественная реакция на запросы общества в части повышения качества общественных услуг, поскольку финансы выполняют в данном случае обеспечивающую функцию. При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы в свою очередь становится базой для последующих преобразований.

В данном документе речь идет о коренной перемене в организации государственного управления, в основе которого лежит переход деятельности органов исполнительной власти на программно-целевые принципы. Именно принципы организации деятельности органов исполнительной власти необходимо менять, а как следствие реализации программной деятельности- и переход на программный бюджет.

Чтобы представить масштабы предстоящей работы. Следует остановиться на важнейших положениях Программы.

Во-первых, каждому направлению государственной политики, должна соответствовать государственная программа. Практика показала, что осуществить эту задачу очень сложно, поскольку министерствам, реализующим политику в соответствующей сфере, проще и привычнее принимать оперативные решения, «затыкать дыры», нежели выработать и сформулировать стратегические направления своей деятельности.

Во-вторых, необходимо определить конкретный орган государственной власти, отвечающий за результаты государственной программы, а значит- и за государственную политику в соответствующей сфере.

В-третьих, необходимо связать стратегическое и бюджетное планирование с целеполаганием бюджетных расходов.

В-четвертых, необходимо осуществить интеграцию в рамках государственных программ всех инструментов, задействованных в достижении поставленных целей (нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, налоговые, таможенные льготы, бюджет и т.д.).

В-пятых, необходимо создать условия для повышения качества, доступности и эффективности оказания государственных услуг в соответствующей сфере.

Наконец, в-шестых, необходимо повысить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти.

 

Кроме направлений по созданию структурной эффективности деятельности публично-правовых образований Программа содержит различные направления изменений, такие как: наделение публично-правовых образований статусом юридического лица с возможностью отказа от существования в составе вещных прав, права хозяйственного ведения и права оперативного управления с переходом к предоставлению государственного имущества на их основаниях, т.е. переход на обязательственные отношения в вопросе управления государственным имуществом; оптимизация структуры органов управления с возможностью специализации в рамках таких обеспечивающих функций, как закупки, кадры, строительство и т.д.

Очевидно, что сегодня инерция в системе государственного управления очень сильная, и многие задачи будут решаться с большим трудом.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.