Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Государство активно воздействует на внешнеторговый обмен, реализуя одновременно следующие группы целей своей экономической политики:






 

Государство активно воздействует на внешнеторговый обмен, реализуя одновременно следующие группы целей своей экономической политики:

Первая группа целей определяется необходимостью поддержки внутреннего производства, связанного с выпуском новых видов товаров, защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и необходимостью проведения мероприятий по ограничению ввоза товаров, производство которых может быть эффективно обеспечено внутри страны или имеет важное социально-экономическое значение.

Вторая группа целей включает обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему и продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой рынок.

Третья группа целей носит фискальный характер. Для Российской Федерации доходы от внешнеторговой деятельности, начиная с 1992 г., были важным источником финансовых ресурсов федерального бюджета. Еще в 1992 г. были установлены таможенные пошлины, как на экспортные товары, так и на импортные. Однако применение экспортных (вывозных) пошлин не является характерным для абсолютного большинства стран, включая и так называемые страны с трансформируемой экономикой, поэтому международные экономические организации не приветствуют установление экспортных пошлин. Одним из условий получения Российской Федерацией стабилизационного кредита Международного валютного фонда было принятие на себя обязательств по отказу от вывозных таможенных пошлин на экспортные товары.

Защита национального рынка России должна использовать всю совокупность мер. В частности, документы ВТО содержат жесткие правила использования многочисленных средств внешнеторговой политики, имеющих нетарифный характер, включая такие эффективные средства торговой защиты как: количественные ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры, технические и другие барьеры в торговле.

Под нетарифными мерами понимаются меры, затрагивающие внешнюю торговлю, но выходящие за совокупность мер, предусмотренных в нормативных актах, связанных с законодательством о таможенном тарифе государства.

Выделяют два класса способов нетарифного регулирования: количественные и неколичественные (организационные и технические) ограничения. В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемые при демпинге и субсидировании).

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли) за счет применения таможенных пошлин и уравнительного налога в форме косвенного налогообложения в соответствии с национальным режимом.

Методы регулирования внешней торговли, применяемые крупнейшими странами приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1 - Методы регулирования внешней торговли

Страна Сложный таможен-ный тариф Квотиро­вание Лицензирование Техничес-кие барьеры в торговле Фитоса-нитар-ные нормы Запрет ввоза и вывоза Антидемпинговые и компенсационные меры
США + + + + + + +
Япония + + + + + + +
Евросоюз + + + + + + +
Канада + + + + + + +
Австралия + + + + + + +
Бразилия + + + + + + +
Индия + + + + + + +
КНР + + + + + + +
Российская Федерация + + + + + + +

Совокупность таможенных пошлин можно разделить на два класса:

а) регулярные (стандартные) таможенные пошлины;

б) специфические (особые) пошлины, к которым относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные.

В экономическом плане структура доходов от внешнеторговой деятельности, поступающих в федеральный бюджет, выглядит следующим образом:

а) доходы от таможенных пошлин;

б) доходы от таможенных сборов, к которым относятся сборы с физических лиц (челноков), сборы за оформление и сопровождение товаров;

в) косвенные налоги на товары и услуги внешнеторгового обмена, связанные с реализацией товаров. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на специфические товары (товары народного потребления);

г) внутренние налоги, связанные с деятельностью предприятий и организаций, а также с производством и реализацией (косвенные и прямые налоги). В первом случае к ним можно отнести налоги на продукты, включаемые в конечную цену реализации. В частности, акцизы на природный газ и сырую нефть. Прямо подсчитать стоимость этих налогов невозможно, поэтому для расчета вклада внешней торговли применяется другой относительно простой способ, определяемый расчетами долей внешнеторгового обмена с производством и потреблением внутри страны.

Организационно применением режима таможенных пошлин и косвенных налогов на импортные товары, а также таможенных сборов в Российской Федерации занимается в настоящее время Федеральная таможенная служба.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.