Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меркосур






Общий рынок Юга: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла, ассоциированные члены Чили и Боливия. 60% территории, 40% населения, около 50% ВВП Латинской Америки. Рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕС.

АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии: Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам. Численность населения 430 млн. человек.

ЦАОР

Центральноамериканский общий рынок: Гватемала, Гондурас (вышел в январе 1971 г.), Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор.

 

САДК

- Южноафриканский комитет развития: Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

 

Роль государственного регулирования в мирохозяйственных связях и в развитии мировой экономики: конкуренция и антимонопольная политика, экономическая и политическая независимость, поощрение экспорта, протекционизм, ограничение импорта.

Конкурентоспособность национального хозяйства в мировой экономике: взаимосвязь и взаимозависимость стран не означает ликвидации или даже ослабления конкуренции; приобретает все возрастающее значение; повышение становится главной программой экономической и промышленной политики; влияют многие факторы: переход к научно-информационному укладу; усиление влияния новых технологий на социально-экономические (и политические) процессы; использование научно-технических достижений, как единственная возможность интенсификации экономики; возрастающая мобильность и гибкость субъектов мировой экономики; обострение конкуренции за рынки сбыта и сырья; развитие транспортных потоков; создание новых коммуникационных технологий, вышедших за национальные границы; межгосударственная и межфирменная кооперация; необходимость привлечения значительных финансовых и кадровых ресурсов.

Современное состояние: обострение противоречивости процессов в государственном регулировании экономики; усиление роли государства в регулировании экономических процессов и расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов; возрастания роли государства в регулировании экономических процессов (повышение доли государственных расходов в ВВП с 8% в конце Х1Х в до 47% в середине 90-х годов); сочетание протекционистских мер с межгосударственным решением проблем рационального участия в МРТ; в странах Юго-Восточной Азии государство в определенной мере деформировало экономику (налоговые и кредитные льготы для динамично развивающихся секторов; ограничения в деятельности фирм в некоторых секторах; политика либерализации движения капитала осуществлялась выборочно); предпосылки повышения роли государственных органов регулирования (рынки и, прежде всего финансовые, по своей природе нестабильны; усиливающееся взаимодействие, возрастающие масштабы, все большая взаимозависимость); преодоление долларизации экономики требует усиления роли государства в регулировании валютных отношений и противодействия долларизации денежной сферы страны, ее экономики в целом (вытеснение иностранной валюты из денежного оборота национального внутреннего рынка страны - дело весьма серьезное и трудное: упорядочение продажи наличной валюты населению; упорядочение безналичного оборота иностранной валюты; жесткая регламентация использования наличной иностранной валюты; реальная конвертируемость национальной денежной единицы; обязательная продажа экспортерами на рынке всей валютной выручки; перевод в национальный денежный режим валютные счета местных юридических лиц; создание адекватной базы для формирования реального уровня валютного курса национальной денежной единицы); рыночные механизмы сами по себе далеко не всегда и не везде обеспечивают оптимальные результаты (решение многих жизненных проблем требует государственного вмешательства; проблемы: развитие современного производства сопряжено с усилением конкуренции; налаживание отношений кооперирования и сотрудничества между производителями, между ними и потребителями, между предпринимателями и рабочими (посреднические функции); НТП - серьезные социальные издержки: усиление социального неравенства, маргинализация части населения, безработица (задача уравновешивания экономической эффективности и социальной справедливости, частичного перераспределения доходов); на нынешней " постиндустриальной" стадии повышается значение неотчуждаемых общественных продуктов и общечеловеческих ценностей, таких, как наука, образование, здоровье, сохранение окружающей природной среды; беспрецедентные по своему могуществу производительные силы и их использование в интересах общества).

Система регулирующих мер: на первый план выдвигаются косвенные методы, среди которых особенно эффективны следующие налоговая, кредитно-финансовая (включая амортизационную), научно-техническая, политика поддержки малого бизнеса и др.

Негативные стороны увеличившегося государственного вмешательства и разрастания государственных институтов: выявились в условиях глубокого экономического кризиса середины 70-х годов и роста экономической неустойчивости; ограничение гибкости и свободы маневра рыночной экономики, снижение ее конкурентоспособности, бюрократизация государственного аппарата; тенденция к приватизации социальных услуг; " государство благоденствия" не было демонтировано, рост социальных расходов продолжался, хотя и более медленными темпами; социальные расходы государств составляют свыше 20% ВВП;

Государство: влияние на поступательное развитие внешнеторговых контактов; регулирование экспорта и импорта; цель - успешное развитие национальной экономики; известное разнообразие - сочетание протекционизма и либерализма;

Внешнеторговая политика: совокупность мер, используемых государством или группой государств во внешнеторговых контактах;

Свободная торговля: способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда; повышение уровня жизни населения стран-участниц; «открытая экономика» (отдается приоритет в современной научной литературе; активная ориентация в своем развитии на мировой рынок); не означает необходимости полного отказа от регулирования международных экономических отношений в интересах национального развития

Протекционистские меры: защита интересов молодой национальной промышленности; обеспечение занятости населения и его высокого жизненного уровня; создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках; различные направления - система протекционистских мер:

- таможенное обложение (тарифные барьеры): использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну (реже, вывоза из нее) определенных видов продукции; облегчение конкуренции национальным производителям; как правило, высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов;

- нетарифные барьеры: прямые или косвенные (непрямые) ограничения внешнеэкономической деятельности; разветвленная система экономических, политических и административных методов; а) прямые ограничения: контингентирование внешнеэкономических операций (квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно; списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства); лицензирование (разрешения - лицензии правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции; контроль и регулирование внешнеэкономических отношений для достижения различных экономических и политических целей; может выступать разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов); введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций; государственная монополия (исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм) на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности; б) косвенные ограничения: не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема; зачастую не менее эффективное средство протекционистской защиты национальных производителей; национальная налоговая система (преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции; система регистрационных сборов и т. д.); национальные стандарты (повод к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке); система национальных транспортных тарифов (преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами); закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций; предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья; запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т. д.

- средства государственного стимулирования экспорта: существенная роль в системе протекционистских мер; система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке; прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий; выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков; выдача на льготных условиях экспортных кредитов; государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом; налоговые льгот и т. п.; государство - значительная часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом; обеспечение необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.