Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Древнего Китая






Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян и инь. И в качестве них выступали конфуцианство (создано Конфуцием) и даосизм (создан Лао Цзы).

В центре внимания Конфуция человек в его социальном измерении и социальной среде, вне которой он немыслим. Основные принципы, которыми должны руководствоваться все в обществе-государстве, от простолюдина до правителя, – жэнь (гуманность, человеколюбие), ли (нормы поведения, церемонии), и (долг, справедливость, обязанности). Их соблюдение – гарантия и естественный путь к социальному миру, стабильности и процветанию государства. Идеал Конфуция – «благородный муж» (цзюнь-цзы), человеколюбивый, постоянно морально самосовершенствующийся, человек долга, слова и дела, требовательный к себе, скромный, почтительный, правдивый, твёрдый духом, всегда стремящийся к знанию и учёбе.

Даосизм же наоборот враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Социум – это препятствие для познания Дао. Важнейший принцип даосизма – принцип недеяния (у вэй). «Дао постоянно осуществляет недеяние, но нет ничего, чтобы оно не делало». «Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется через недеяние». Принцип недеяния запрет на волюнтаристское игнорирование природы самих вещей, требование действовать в ритме самой реальности, в соответствии с внутренней сутью каждой вещи. Это табу на субъективистский произвол и насилие над реальностью. Необходимое условие и предпосылка познания Дао – чистота сердца и отсутствие желаний. «Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао». «Кто служит дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния».

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

Периодизация:

1) Досократики (раняя греч. философия).

Школы: Милетская (Анаксимандр, Фалес), Гераклит Эфесский → диалектики, Элейская школа (Зенон, Парменид), Атомисты (Демокрит, Левкипп), Пифагорейская школа.

Для этого периода античной философии было характерным стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. В центре внимания досократиков проблемы природы. Философы и первоначала: Фалес–вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Пифагор-число, Ксенофан- земля, Демокрит-атомы.

2) Классическая античная философия (5-4 в. д. н.э.).

Школы: Софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Классическая греческая философия переходит от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека.

Особое место Сократа в этот период обусловлено тем, что он переориентировал античной философию с проблем физиса на познание самого человека, для которого, по убеждению Сократа, знание самого себя всегда несоизмеримо важнее познания природы.

Для Платона высшими идеями, или эталонами существования общества, являются следующие идеи – истина, благо (добро), прекрасное, справедливость.

Философия для Аристотеля – наука о первоначалах или первопричинах бытия. Таких первопричин он выделяет четыре: материю, форму, действие и цель

3) Эллинестический римский период (4.д. н.э.-6 в. н. э)

Школы: Скептицизм (Пирон, Эмпирик), Сад Эпикура (Эпикур), Стоицизм (Зенон), Неоплатонизм(Плотин).

Особый интерес в эллинистический период вызывал сам человек, субъект.

Эпикурейская школа – ставила вопросы устроения, комфорта личности. В плане познания Эпикур выдвигает ощущение.

Основателем стоицизма пытались обнаружить смысл жизни, отсюда и название лектон (стоики), т. е. смысл. Жизненным идеалом человека должно стать смирение с судьбой, невозмутимое спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.

Основоположником скептицизма выражали сомнения в возможности получения объективных знаний, особенно основанных на чувственных восприятиях. Поэтому они разработали собственное учение о природе и не строили никакой позитивной гносеологии, сосредоточивали свое внимание на критике гносеологических принципов, разрабатываемых другими. Античный скептик отвергал познаваемость жизни и предлагал справляться с трудностями без логико-идейного осмысления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.