Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.






Философия существовала не с начала человеческой истории. Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе в эпоху разложения первобытного общества и перехода от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Социальные взаимодействия стали более разнообразными, накапливались знания, совершенствовалось искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре привели к серьезным изменениям во взглядах людей на окружающий мир и послужили причиной возникновения философии. В древней Греции и Риме, в период с VII в. до н. э. по V в. философия достигла своей классической формы.

Философия – это теоретическая, т.е. рационально осмысленная, тем или иным образом, обоснованная, система воззрений на мир и человека, и его место в нём. Причём это такая теоретическая система, которая открыта для критики, которая постоянно изменяется в соответствии с условиями жизни людей, формами социальной практики и др. формами духовной культуры.

Объект – это познаваемый круг явлений, фрагмент объективной реальности. Объектом философии выступают: мир, человек, отношение человека к миру. Предмет – это специфические стороны, свойства, аспекты объекта познания, которые изучаются в данной научной области. Предмет философии и ее проблемное поле определяются стремлением философии дать целостную и обобщенную рационально-теоретическую систему знаний об этих объектах. Целостное представление о данных объектах и будет мировоззрением.

При более широком подходе могут быть выделены три основные проблемы философского сознания:

1. Проблема мира.

2. Проблема человека.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира (что первично: мышление или бытие? позна­ваем ли мир?).

Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. Идеалисты же настаивают на первичности духов­ного начала. монизм – философское учение, полагающее, что основу мира образует одна субстанция – духовная или материальная. дуализм –философское учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными и независимыми друг от друга началами мира. плюрализм – философская теория, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал. агностицизм философское учение, полагающие что вопрос об истин­ности познания окружающей человека действительности окончательно не может быть решен.

 

Философия как специфическая мировоззренческая наука имеет сложную структуру. в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – " мир", " человек", " человек-мир". Философия – это исторически изменяющаяся систе­ма фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориен­тирующих людей в их социальных действиях. Разделы философского знания: онтология(о фундамен­тальных принципах существования природы, общества, человека), гносеология(проблемы истины), антропология(кто такой человек), аксиология(что есть добро и зло)

Роль философии в жизни общества и культуре обнаруживается через её след. функции: критическая, гуманистическая, мировоззренческая, практическая.

Философия – это всегда попытка взглянуть за горизонт дня сегодняшнего, открыть новое, открыть перспективы.

 

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

Философия является историческим типом мировоззрения, сменившим мифологию и религию.

Мировоззрение - система взглядов, переживаний и чувств человека о мире и своем месте в нем, основанных на этих взглядах убеждений и идеалов, определяющих отношение человека к миру, его жизненную позицию, принципы поведения и ценностные установки.

Философское знание является знанием мировоззренческим. Вместе с тем не любое мировоззренческое знание есть знание философское. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» и значительно «старше» его. Своё бытие в мире человек фиксирует и отображает в мировоззрении. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих идей, действий, представлений данного социального субъекта о мире, о нём самом, о его месте в мире и предназначении. Мировоззрение имеет сложную структуру и включает следующие компоненты: знания, ценности, убеждения, чувства, переживания.

Знания являются основным компонентом и образуют основу мировоззрения в виде обобщенной модели мира и места человека в нем. Благодаря знаниям мировоззрение выполняет функцию миропонимания. Ценности выражаются в нормах и идеалах и выполняют регулятивную функцию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения. Чувственно-эмоциональные компоненты мировоззрения делают его субъективно значимым, наполняют его личностным смыслом и значением. В них выражается личное восприятие человеком мира, его переживания и оценка своего места в этом мире. По глубине отражения действительности различают мироощущение, мировосприятие, миропредставление и миропонимание.

К историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

 

Мифология – древнейший тип мировоззрения, совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире, его устройстве, происхождении, о своем месте в этом мире. Мифологическое мировоззрение существует в разных формах. Разновидностями мифо­логии являются, например, анимизм, связанный с оду­шевлением неживой природы, тотемизм, согласно ко­торому животные обладают сверхъестественными ка­чествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и др.

Религиозное

мировоззрение. Основанная на вере в сверхъестественное, религия как мировоззрение компенсирует бессилие людей перед противостоящими им силами природы и общества, способствует процессам их консолидации. Кроме того, религия всегда претендова­ла на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение смысла жизненных проблем людей.

Философское мировоззрение является качественно новым в сравнении с мифологией и религией типом мировоззрения. Философия ориентирована на разумное объяснение мира. На смену образу и символу приходит знание, рационально-теоретическое понимание мира и человека. Философия – это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Основные черты философского мышления:

Рациональность – признак философского мышления, отличающий философское мировоззрение от мифологически–религиозного и признающий разум инструментом познания. Рефлексивность – неотъемлемое свойство философского мышления осознавать свои собственные действия, задавать философские вопросы самому себе. Без рефлексивности философское мышление невозможно.

Задача науки – получение истинных знаний о мире с целью его научно-технического преобразования. Цель философии – познание мира и изменение его к лучшему. Целостность – характеристика философского мышления, указывающая на стремление философии дать обобщенную систему знаний о природе, обществе и человеке. Критичность – важное свойство философского мышления как духовно-теоретической деятельности оценивать и обновлять свое содержание и познавательные средства.

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

Философия как особое явление и состояние обще­ственного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами – наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоз­зренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной дея­тельности людей. С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой " живую душу культуры ". И Рассел, и Франк верно подметили, что в филосо­фии есть нечто родственное с религией - претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и рели­гию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию - с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения - с другой. Но в таком случае, может быть, правы те, кто рас­суждает, как Н. Бердяев: " Философия... есть искусство, а не наука"? (3. С.284). Русский мыслитель выступал про­тивником " научности" философии, поскольку, по его мнению, " научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке". Филосо­фия - одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся про­изведения искусства всегда несут глубокие философско-нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как ориги­нальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее, функция искусства – удовлетворение эстетической по­требности людей, отражение действительности в художе­ственных образах, а предназначение философии - созда­ние целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих дейст­вий в системе логических категорий.

Часто философии отказывают в претензии на науч­ность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто " философствование". Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что " философствовать - значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены". Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что " философия - ни наука, ни ми­ровоззренческая проповедь", а " есть философствование...". " Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно".

Как специализированное теоретическое обоснова­ние мировоззрения, философия обладает рядом несо­мненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, дока­зательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее " лучшей из наук". Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущест­ва философии в том, что она позволяет чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковыва­ли истину философии как абсолютную, а утверждения науки - как относительные знания. Критерий их истин­ности искали в самой философии.

Но сравнительно чаще приходится встречаться с ан­типодом натурфилософии - позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуж­дается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как проис­ходит, но не почему происходит. Современные позитиви­сты истолковывают мировоззренческие вопросы как псев­допроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.