Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Методы изучения эффективности семейного воспитания






Общие требования к диагностике эффективности семейного воспитания. Диагностика типов (стилей) семейного воспитания: опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И.Захаровой, опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской и др.

Методы исследования личности родителя: техники репертуарных решеток Д. Келли для, методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП) Ю. В. Александровой, опросник исследования самоотношения личности С.Р. Пантилеева, опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик), методика «Особенности самосознания матери» Н.Н. Васягиной и др.

Проективные методы исследования особенностей семейного воспитания: тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, методика «родительское сочинение» О.А. Карабановой, методика Рене Жиля и др.

 

Тема 5. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания

Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи как субъекта образования. Роль психолога в повышении воспитательного потенциала семьи. Зарубежные технологии и программы психолго-педагогического сопровождения семьи: родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкус, Х. Джайнотт и др.).Опыт отечественных психологов психолого-педагогического сопровождения родителей: диалогический подход (О.Е. Смирнова, М.Ю. Колпакова, Е. А. Тетерлева и др.) когнитивно-поведенческий подход (А.С. Спиваковская И.М. Марковская и др.), субъектно-деятельностный подход (Н.Н. Васягина, Р.В. Овчарова и др.).

Темы лекционных занятий

1. Динамика представлений о семье и ее образовательных возможностях.

2. Психологическая характеристика современной семьи как субъекта образования.

3. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания.

 

Темы практических занятий

1. Личность родителя как важнейшее условие реализации семейного воспитания (3 часа);

2. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания (3 часа);

3. Методы изучения эффективности семейного воспитания (4 часа);

4. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания (4 часа).

 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Как изменялись представления о семье и ее образовательных возможностях.

2. Дайте психологическую характеристику современной семьи как субъекта образования.

3. Докажите первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Что такое воспитательный потенциал семьи.

4. Перечислите факторы, определяющие эффективность семейного воспитания.

5. В чем типичные ошибки семейного воспитания.

6. Что такое родительское отношение.

7. Назовите типы родительского авторитета.

8. Что такое воспитательная компетентность родителей.

9. Как влияет конфигурация семьи на процесс и результат семейного воспитания?

10. Назовите методы изучения эффективности семейного воспитания

11. Какова роль психолога в повышении воспитательного потенциала семьи.

 

4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

 

Виды самостоятельной работы:

· Анализ литературных источников по изучаемым проблемам (конспектирование, аннотирование, разработка ориентировочных схем, работа с таблицами);

· Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации;

· Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

· Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и др.

· Подготовка эссе по проблемным вопросам;

· Моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций (решение задач, психологическая интерпретация поведения и деятельности человека в процессе взаимодействия с другими людьми, рефлексивный самоанализ поведения и деятельности).

 

Темы, вынесенные на самостоятельное обучение

1. Личность родителя как важнейшее условие реализации семейного воспитания.

2. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания.

3. Методы изучения эффективности семейного воспитания.

4. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания.

Задания для самостоятельной работы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.