Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционирование предприятия






 


Тема 1. Система планирования деятельности
предприятия

1. Сущность, цели и задачи планирования

Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения – основа последующей целенаправленной деятельности [23, с. 7]. Планирование – это в первую очередь задание целей любой системе или подсистеме.

Планирование – это процесс разработки плана, включая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание последовательности деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективы [12, с. 267]:

 

 

Рис. 16. Планирование в схеме взаимодействия
основных семи функций управления (прямая и обратная связь субъекта
и объекта) [23, с. 7]

Субъект – тот, кто воздействует. Объект – тот, на кого воздействуют.

Процесс планирования заключается в разработке документов, содержащих цели, задачи, этапы, ресурсы, исполнителей и сроки выполнения работ.

С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования пропорций производства [23, с. 5].

С позиции управления производством планирование – это одна из семи основных функций управления (планирование; регулирование; стимулирование; учет; анализ; контроль; организация) [23, с. 6].

В рамках седьмой функции – организации – реализуются все остальные функции прямой связи: планирование, регулирование, стимулирование и обратной связи: учет, анализ, контроль.

2. Виды планирования

В зависимости от обязательности выполнения планов различают директивное и индикативное планирование:

 

Рис. 17. Виды планирования в организации

Директивное планирование предполагает применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Директивный план является обязательным для выполнения, регламентируется соответствующими документами – законами, указами, приказами, распоряжениями, выполнение строго контролируется. Применяется во всех государствах в областях обороны, безопасности, чрезвычайных ситуаций, устранения дестабилизирующих воздействий [19, c. 10]. На предприятии директивное планирование применяется в текущем планировании [20, с. 19].

Индикативное планирование предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит рекомендательный характер, однако в распоряжении государства для достижения поставленных целей остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций. Индикативные планы применяются при разработке программ, прогнозов социально-экономического развития [19, c. 14]. На предприятии индикативное планирование применяется в перспективном планировании [20, с. 19].

В зависимости от срока действия и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет (10, 15, 20 лет). Обычно включает социальное, экономическое и научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование – от 1 года до 5 лет.

Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование [7, с. 148].

По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование – это поиск новых возможностей развития предприятия (организации); тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей; оперативно-производственное планирование – это процесс реализации возможностей в конкретном исполнении. Например, развитие предприятия путем создания филиалов и дочерних предприятий в других регионах.

Стратегическое планирование – это часть управленческой деятельности по созданию и поддержанию основных соответствий между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями, изменениями в сфере маркетинга и достижением главного преимущества перед конкурентами.

Стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, ориентированная на будущее направление развития [23, с. 19].

Этапы стратегического планирования [7, с. 151]:

- определение миссии предприятия (организации);

- формулирование целей и задач функционирования предприятия;

- анализ и оценка внешней среды;

- анализ и оценка внутренней структуры предприятия;

- разработка и анализ стратегических инициатив;

- выбор стратегии.

Тактическое планирование (технико-экономическое) – это планирование всей деятельности предприятия и его структурных подразделений в объемных показателях (штуках, рублях) путем сопоставления ресурсов
с потребностями
и доведения заданий по выпуску продукции в виде рекомендаций линейному персоналу с учетом норм расхода и затрат [23,
с. 14, 15]. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Это развернутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, отвечающая на вопрос, как предприятие может достичь перспективных целей [7, с. 156].

В тактический план развития предприятия (организации) входят следующие разделы [7, с. 156–160; 9, с. 334]:

- план реализации продукции (план продаж);

- план производства продукции (производственная программа);

- план по маркетингу;

- план научных исследований и разработок;

- план инноваций (технического, технологического и организационного развития предприятия);

- план инвестиций и капитального строительства;

- план по внешнеэкономической деятельности;

- план материально-технического снабжения;

- план по персоналу и оплате труда;

- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности;

- финансовый план;

- план по фондам специального назначения (фонд накопления, фонд потребления, инновационный фонд и т.п.);

- план природоохранных и экологических мероприятий;

- план социального развития коллектива;

- экономическая эффективность производства;

- нормы и нормативы.

Оперативное планирование (оперативно-производственное, оперативно-календарное) – это планирование производственного процесса как совокупности операций с их увязкой в пространстве и во времени в физически детализированных показателях путем доведения планов-графиков хода процессов до линейных руководителей и приведения системы в равновесие согласно заданным параметрам [23, с. 14, 15].

Бизнес-планирование – этооценка целесообразности того или иного проекта или мероприятия, как правило, требующих для своей реализации крупных инвестиций. Бизнес-план несет в себе элементы стратегического, тактического и оперативного планирования.

Бизнес-план (англ. business plan) представляет собой документ, в котором описываются все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализируются все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяются способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями [24, с. 9].

Бизнес-план – это экономическая программа эффективного управления предприятием.

В Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 8 августа 2005 г. № 873, рекомендуются следующие разделы бизнес-плана:

- резюме;

- характеристика организации и стратегия ее развития;

- описание продукции;

- анализ рынков сбыта;

- стратегия маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- инвестиционный план;

- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

- показатели эффективности проекта;

- юридический план.

3. Принципы и методы планирования

При планировании следует применять следующие принципы:

– системности – предполагает определение общей цели системы и подчинение деятельности всех подсистем этой общей цели;

– непрерывности – учитывает преемственность долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов;

– целенаправленности – требует, чтобы план носил целевой характер, был направлен на достижение ясной цели;

– приоритетности – позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях;

– оптимальности – означает выбор наилучшего, самого эффективного варианта планируемых действий;

– адекватности – требует планирования целей и действий, соответствующих имеющимся возможностям;

– экономичности – означает необходимость получения экономического выигрыша в доходах, превышающих расходы на процесс планирования.

 

Рис. 18. Методы планирования

 

 
 



Рис. 19. Схема взаимодействия среднесрочного и текущего планирования


Тема 2. Производственная программа
предприятия

1. Производственная программа предприятия:
понятие, структура

Производственная программа (план производства продукции) – это план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции [13, с. 127]:

Рис. 20. Состав производственной программы предприятия

Основные разделы производственной программы – план производства в натуральном выражении и план производства в стоимостном выражении.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяют натуральные измерители физического объема выпускаемой продукции (штуки, тонны, метры и т.п.). Все расчеты плана производства ведут по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции [11,
с. 226].

Номенклатура (лат. nomenklatura – роспись имен) – систематизированный перечень названий материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг [26, с. 440].

Ассортимент – перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам) [26, с. 37].

Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, а ассортимент – детализированный перечень позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Второй раздел производственной программы – это план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию [11, с. 227].

Стоимостными показателями выпуска продукции выступает валовая, товарная и чистая продукция:

 

 

Рис. 21. Состав стоимостных показателей продукции

Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми цехами, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри организации (предприятия) для дальнейшей обработки или была реализована на сторону.

Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности организации (предприятия) за определенный период времени.

Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля (ОТК) и не сданная на склад готовой продукции.

Товарная продукция – стоимость всей продукции, произведенной организацией (предприятием) за определенный период времени (например, за год), за вычетом продукции внутризаводского оборота и не законченной производством продукции.

Реализованная продукция – это денежное выражение объема продукции, поступившей на рынок, проданной организацией (предприятием) за определенный период и оплаченной покупателем [26, с. 598]. Это вся проданная товарная продукция, произведенная организацией за определенный период, или ее часть, а также реализованные остатки продукции, имевшиеся на начало периода.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).

План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.

План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:

- государственный заказ;

- заказы потребителей (по договорам и контрактам);

- потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.

Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

2. Этапы разработки производственной программы

Производственная программа предприятия нацелена на выполнение плана продаж продукции и основывается на возможностях производственной мощности предприятия:

Таблица 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.