Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска






 

 

Наиболее разработанными представляются технологии социально- психологической работы с семьей, отражающие опыт семейной терапии, диагностики се­мьи, практики семейного консультирования

На основе обобщенного анализа литературы, приводя целостную характеристику процесса оказания помощи семье девиантного подростка, можно выделить основные на­правления: психодиагностическое, консультативное, превентивное (профилактическое), коррекционное.

Диагностическое направление работы с семьями девиантных подростков опира­ется на два положения:

Первое (теоретическое) - причины нарушений в поведении подростка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и в стиле семейного воспитания, ли­бо в искажениях внутренней логики и саморазвития подростка, либо в неправильно про­текающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации всех этих факторов.

Второе (практическое) - заключается в построении структуры по принципу «вет­вящегося дерева»: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том слу­чае, если получен результат на предыдущем.

Содержанием этого направления является использование широкого банка психоди­агностических методик, имеющих конечной целью постановку семейного диагноза, среди которых можно выделить:

ü методика «Типовое семейное состояние»;

ü опросник «Анализ семейной тревоги»;

ü тест-опросник родительского отношения;

ü тест «Кинетический рисунок семьи»;

ü опросник «Анализ семейного воспитания».

В обобщенном виде консультативная помощь семье может быть представлена следующими моделями, которые может использовать психолог или социальный педагог:

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае выступает обычно подрос­ток. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств.

 

3. Психологическая модель используется в тех случаях, когда причины трудно­стей подростка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности и семьи.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родите­лей специальных знаний о подростке или своей семье. Объектом диагностики выступает семья, а также подростки с отклоняющимся поведением.Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психолога - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов се­мьи к больным. Непосредственно психолог или социальный педагог может использовать

различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему нарушения внутрисемейных отношений.

Превентивное направление в работе с семьями девиантных подростков напрямую зависит от конкретного вида девиации подростка и вида психопрофилактики (первичная, вторичная, третичная).

Психопрофилактическая работа может входить во весь комплекс мероприятий на всех трех уровнях. Считается, что она более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. В связи с этим весь комплекс превентивных мероприятий направлен на семью как социаль­ный институт, где возможна организация оптимальной воспитательной среды.

Выделяются следующие задачи в работе с семьями девиантных подростков:

1. Повышение педагогической культуры родителей и воспитательной активности родителей.

2. Показ условий оптимального развития подростка.

3. Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подро­стка.

4. Ознакомление с перспективами развития подростка.

5. Воспитание устойчивых интересов у подростков к спорту и искусству.

6. Разработка эффективных мер профилактической работы, основанных на сотруд­ничестве и взаимодействии.

7. Помощь в разрешении семейных конфликтов.

Наиболее результативной формой психопрофилактической работы является груп­повая, а ведущими методами работы групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ро­левые игры.

Выделяют педагогические условия эффективности профилактики девиантного по­ведения в семьях:

• преодоление аномальности поведения родителей в семье путем нормализации и оздоровления семейных отношений;

• подготовка девиантных подростков к семейной жизни посредством целенаправ­ленной работы с ними соответствующих социальных институтов;

• консолидация образовательно-воспитательных усилий специалистов семейного профиля на базе городских центров психолого-педагогической, социальной и медицин­ской помощи;

• разработка и реализация региональных моделей профилактической деятельности по преодолению отклонений в поведении подростков.

Коррекционное направление в деятельности с семьями девиантных подростков в основном представлено социально-педагогической деятельностью, которая состоит из следующих этапов: проектировочный, реабилитационный, собственно коррекционный и результативный.

На проектировочном этапе выявляются доминирующие проблемы семьи, состав­ляются социально-педагогические программы помощи, определяется мера ответственно­сти семьи за выполнение программы.

Реабилитационный этап необходим для восстановления статуса семьи через вовле­чение ее членов в социально значимую деятельность. Содержание деятельности социаль­ного педагога с семьей включает три основных составляющих: образовательную, реали­зующуюся в обучении, воспитании, информировании; психологическую, подразумеваю­щую поддержку и коррекцию; посредническую, имеющую место при организации и коор­динации деятельности, а также в социальном адвокатировании. Коррекционный этап на­целен на разрешение проблем семьи, появившихся в ходе выполнения индивидуальной социально-педагогической программы и для достижения позитивных результатов.

Завершающим этапом работы является результативный, на котором проводится анализ проделанной работы и обозначаются дальнейшие перспективы работы с конкрет­ной семьей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.