Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативы диалектики






(продолжительность – 10 минут)

 

Диалектика не единственная общая теория развития. Альтернативные точки зрения на развитие отстаивают, с одной стороны, метафизика, а с другой – эмерджентизм. Метафизика отрицает качественный характер развития, появление в ходе развития принципиально нового, т.е. понимает развитие как рост, как простое накопление, увеличение, развертывание уже заранее данного. Также метафизика отрицает роль внутренних противоречий как источника развития, нередко полагая, что изменения в объекте происходят под влиянием внешней среды. Метафизический взгляд на реальность был свойственен, прежде всего, философии и науке Нового времени, базирующейся на механической картине мира. Например, известный французский естествоиспытатель XVIII – XIX в.в. Жорж Кювье полагал, что животные виды неизменны, а очевидную смену одного типа фауны другим в истории Земли объяснял теорией катастроф: на вопрос, откуда появились новые виды, Кювье отвечал, что они «пришли из другого места». Другим примером метафизических взглядов являются воззрения на Вселенную, господствовашие до начала XX века, в соответствии с которыми Вселенная вечна и бесконечна, и в целом не развивается, в ней лишь происходят однотипные циклические процессы.

Эмерджентизм (от англ. emergent — внезапно возникающий) -- философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Таким образом, эмерджентизм впадает в другую крайность: отрывает качественные изменения от количественных, полагает, что новое может появиться «вдруг», без предварительной подготовки, и так же, как метафизика, ищет источник развития во внешних для объекта силах[1]. Эта концепция разрабатывалась на рубеже XIX – XX в.в. в сочинениях английского философа Сэмюэла Александера (1859-1938) и английского биолога К. Ллойда Моргана, близки к эмерджентизму эволюционные теории французских философов Анри Бергсона и Пьера Тейяра де Шардена.

Метафизика выступает по отношению к диалектике не только как альтернативная концепция развития, но и как противоположный диалектике метод мышления. Если диалектика требует от исследователя мыслить творчески, дивергентно, альтернативно и нешаблонно, то метафизический тип мышления, напротив, характеризуется односторонностью, шаблонностью, стереотипностью. Метафизическому мышлению свойственны догматизм, абсолютизация того или иного момента в составе целого, недостаточное понимание взаимосвязи и взаимодействия объектов и явлений действительности. Иными словами, диалектика дает нам более богатое, всестороннее видение реальности, позволяет увидеть сложность и противоречивость бытия и на этой основе -- предвидеть отдаленные последствия наших решений и поступков.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. В качестве альтернатив диалектики выступают метафизика и эмерджентизм.

2. Эмерджентизм абсолютизирует прерывистый, скачкообразный характер развития. Здесь новое появляется вдруг, сразу, без предварительного количественного накопления изменений.

3. Метафизика впадает в другую крайность – отрицает качественный характер развития, понимает развитие как рост, простое развертывание уже данного, как накопление, увеличение того, что раньше уже было.

4. Метафизика не только альтернативная теория развития, но альтернативный диалектике метод познания, характеризующийся односторонностью, шаблонностью, стереотипностью, абсолютизацией части в составе целого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели основные принципы, категории и законы диалектики как всестороннего и наиболее глубокого учения о развитии. Применение законов и принципов диалектики к пожарному делу позволяет специалисту не только лучше понимать истории пожарного дела, но и творчески относиться к своей профессии, мыслить и действовать диалектически, т.е. нешаблонно.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ  
При подготовке к чтению лекции по теме «Диалектика и ее альтернативы» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, подобрать иллюстративные примеры из истории пожарного дела, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией и имеющейся учебно-методической литературой.
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции, ее цели и задачи, связать с предыдущей темой, напомнить основные правила конспектирования. В первом учебном вопросе: следует сделать акцент на значениях термина «диалектика», показать, как оно эволюционировало от Античности до Гегеля и Маркса, также важно зафиксировать специфику диалектики как учения о развитии и как метода мышления. Наконец, надлежит напомнить о вкладе в диалектику Гераклита и Гегеля. Во втором учебном вопросе: необходимо последовательно и системно раскрыть принципы и законы диалектики, показав их значение для пожарного дела, для чего надо заранее заготовить примеры, проработать пособия по диалектике, написанные профессором Злотниковым. В третьем учебном вопросе: рассказать об альтернативах диалектики – метафизике, догматизме, эмерждентизме и синергетике. Обратить внимание на доходчивость иллюстративных примеров из истории науки.
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная: 1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для курсантов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Пожарная безопасность» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 3. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 144-149. 4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277. 5. Злотников Ю. Я., Остах С. В. Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995. 6. Злотников Ю. Я., Труняев П. Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.
б) дополнительная: 7. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. 8. Богомолов В.С. Диалектический логос. М., 1985. 9. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1974 – 1977. 10. Китайская «Книга перемен». М., 1993. 11. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
в) нормативная: 12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации» (https://минобрнауки.рф/документы/2974) 13. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 " О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (https://минобрнауки.рф/документы/2257) 14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (https://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml) 15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (https://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=985)
г) справочная: 16. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011.
  доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент
(должность, ученые степень и звание автора лекции) полковник внутренней службы ________________Киричек А.В.
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия)
(Дата)

 


[1] Так, например, С. Александер видит движущую силу эмерджентной эволюции в «низусе» (от лат. nisus – порыв, устремление) как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.