Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация. Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и






Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, с также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит:

· в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;

· в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей;

· в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены

успешно овладели ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной поло-ролевой социализации);

могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности (профессиональная социализация);

создали прочную семью (усвоили семейные роли);

были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д.

Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

Чтобы решить эти задачи, человек ставит перед собой определенные цели, достижение которых объективно направлено на решение задач, специфических для его возраста.

Условно можно выделить три группы задач.

1. Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях.

2. Социально-культурные задачи -познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа с конкретном социуме в определенный период его развития.

3. Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития личности.

Однако человек не только объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него, и требующих от него определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

1. Макрофакторы социализации, которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах:

· космос

· планета

· мир

· страна

· общество

· государство.

2. Мезофакторы социализации (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых:

· по национальному признаку (этнос как фактор социализации);

· по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село);

· по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и т. д.).

3. Микрофакторы социализации, непосредственно влияющие на конкретных людей:

· семья,

· группы сверстников,

· организации, в которых осуществляется социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.