Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь педагогической науки с другими науками.






Дифференцировать - расчленить, различить отдельное, частное при рассмотрении, изучении чего-нибудь. Интегрировать - объединить в одно целое. (Определения из словаря С. И. Ожегова)

История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний.

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше происходила внутри научная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза.

Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении.

К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. Философия- наука об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Философия - фундамент всех наук. В ней педагогика находит прежде всего опорные методологические положения, категории (греч. kategoria- высказывание, свидетельство): причина-следствие, случайное - необходимое, часть- целое,. элемент-структура, общее, единичное, особенное и др.

В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук: философия образования, философия культуры, философия истории, философия права и др.

А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Педагогика органически связана с психологией. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Между ними существует несколько узлов связи.

Главный из них - предмет этих наук.

Психология изучает законы развития психики человека.

Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

Второй узел связи - показатели и критерии обученности и воспитанности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик испытуемых.

Межнаучные коммуникации имеют место и в методах исследований педагогики и психологии.

 

ПЕДАГОГИКА УЗЛЫ СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЯ
законы управления развитием личности предмет законы развития психики человека
Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение психики личности.   Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, на владеющими психологическими знаниями.
Воспитанность фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения; обученность через владение знаниями, умениями, навыками Показатели и критерии обученности и воспитанности личности психические процессы (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, ощущение)
результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик.    
Рейтинг, наблюдение, эксперимент Методы исследований рейтинг, парное сравнение, психологические тесты.

 

4. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности. Психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

 

Педагогика тесно связана с физиологией. Физиология -наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем. физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития человека ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик. Связь с физиологией позволяет определять оптимальный объем нагрузок и выполнимых требований в процессе обучения.

 

Многообразны взаимосвязи с социологией. Социология - наука об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества. социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них.

Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании, информируют специалистов педагогов о состоянии системы образования в социально-экономической, правовой и демографической среде, позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки.

 

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Кроме вышеперечисленных наук педагогика также связана с: юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, этнографией, этнологией и др.

Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. К.Д. Ушинский так писал по этому поводу: “Нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках из которых могут быть почерпнуты педагогические правила, но можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать по крайней мере популярные сочинения и стремился насколько может приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется”.

Часто у наук имеющих совершенно различные области исследования находятся общие точки соприкосновения. Что общего казалось бы имеет педагогика с точными и техническими науками. Однако в настоящий момент бурно развиваются кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.