Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Верстка текста






Верстка- термин, родившийся в эпоху ручного набора, он относится к изготовлению печатной формы, состоящей из гранок набранного текста. При электронном наборе версткой называется компоновка, размещение текста на площади оригинал-макета, который предназначен для последующего воспроизведения и тиражирования средствами печати.

Прежде чем начинать верстку, надо выбрать стиль оформления текста, соответствующий его содержанию и назначению. Например, дизайн банковского квартального отчета должен существенно отличаться от дизайна рождественского поздравления или юбилейного адреса. По-разному должны быть оформлены афиши международного конкурса классической музыки и программы городского рок-фестиваля.

Гармоничность и пропорциональность - главные условия высококачественной верстки текста. С первого взгляда на страницу печатного издания можно определить, соответствует ли она общепринятым стандартам пропорциональности или нет. Хотя во многих случаях указать критерии оценки довольно трудно, но сформулировать ряд общих требований все-таки можно. Некоторые из них касаются формата и степени заполненности страницы текстом, а также его компоновки на площади листа бумаги.

При верстке текста могут использоваться различные способы выравнивания абзацев и установки красной строки, одно- или многоколонный набор текста, разбивка слов на слоги на границах строк для формирования переносов и т.д. Дизайн издания - его «лицо» - во многом определяется именно версткой.

При электронном наборе возможно несколько вариантов выравнивания текста: по левому или правому краю, относительно центральной линии (центрирование) и блочное выравнивание (на ширину полосы набора). Б полиграфии подобное редактирование носит название выключки строк. Оно предполагает равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки до заданного формата.

В эпоху ручного набора для выключки строк приходилось изменять толщину шпации - строчного пробельного материала между словами. При электронном наборе любой текст также может быть «выключен», но при этом его строки будут автоматически выравниваться вдоль условной вертикальной линии, которая может располагаться слева, справа или в центре. Кроме того, текст может иметь полную выключку, когда строки выравниваются с обеих сторон.

Набор с выключкой влево используется для любых длинных текстов, особенно при узкой полосе набора. Выключка вправо придает набранному тексту оригинальность и рекомендуется в тех случаях, когда, например, подпись к рисунку должна находиться справа от него и заканчиваться у края картинки. Набор с выключкой по центру используется для заголовков и ввода стихотворного текста. Ввод текста с выключкой по формату хорошо известен по книгам. Очень часто текст набирается в несколько колонок. Примеры подобной верстки можно увидеть в справочных изданиях, газетах, журналах.

Размещение иллюстрации на полосе набора производится двумя способами: либо с обтеканием текстом (в оборку), либо для рисунка выделяется место по всей ширине страницы.


При верстке текста могут использоваться различные способы выравнивания абзацев и установки красной строки, одно- или многоколонный набор текста, разбивка слов на слоги на границах строк для формирования переносов и т.д. Дизайн издания - его «лицо» - во многом определяется именно версткой.

При электронном наборе возможно несколько вариантов выравнивания текста: по левому или правому краю, относительно центральной линии (центрирование) и блочное выравнивание (на ширину полосы набора). В полиграфии подобное редактирование носит название выключки строк. Оно предполагает равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки до заданного формата.

В эпоху ручного набора для выключки строк приходилось изменять толщину шпации - строчного пробельного материала между словами. При электронном наборе любой текст также может быть «выключен», но при этом его строки будут автоматически выравниваться вдоль условной вертикальной линии, которая может располагаться слева, справа или в центре. Кроме того, текст может иметь полную выключку, когда строки выравниваются с обеих сторон.

Набор с выключкой влево используется для любых длинных текстов, особенно при узкой полосе набора. Выключка вправо придает набранному тексту оригинальность и рекомендуется в тех случаях, когда, например, подпись к рисунку должна находиться справа от него и заканчиваться у края картинки. Набор с выключкой по центру используется для заголовков и ввода стихотворного текста. Ввод текста с выключкой по формату хорошо известен по книгам.

Очень часто текст набирается в несколько колонок. Примеры подобной верстки можно увидеть в справочных изданиях, газетах, журналах. На рис. 4.16 показано, как выглядит текст, сверстанный в две колонки.

Размещение иллюстрации на полосе набора производится двумя способами: либо с обтеканием текстом (в оборку), либо для рисунка выделяется место по всей ширине страницы.

 


Важной особенностью верстки текста является борьба с висячими строками. Так называются строки предложений, которые оказались, оторваны от своего абзаца, размещенного на другой странице. Например, последняя строка абзаца «переехала» на следующую страницу и образовала на ней первую неполную строку, или же первая строка в абзаце осталась внизу страницы, тогда как весь остальной абзац перенесен на следующую. Таких одиноко стоящих строк в начале или конце страницы необходимо избегать: они плохо смотрятся и считаются ошибками набора.

Рис. 4.16 Верстка текста в две колонки

Верстку текста можно осуществлять без переноса и с переносом слов. Первый способ используется довольно редко, так как при малой ширине колонки и верстке с двусторонней выключкой это может привести к слишком большим промежуткам между словами.

Начало самой мелкой рубрикационно-композиционной единицы текста, называемой абзацем, можно оформить по-разному. Обычно каждый новый абзац обозначается отступом в начале первой строки, которую иногда называют красной, но текст может быть набран и без абзацного отступа. В этом случае каждый абзац обозначается только концевым пробелом. Иногда первую строку абзаца делают выступающей по отношению к левому выровненному краю. По правилам набора абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста независимо от кегля шрифта. В некоторых случаях начало абзаца украшают буквицей.

При верстке также следует учитывать определенную закономерность, относящуюся к степени заполнения страницы текстом. При очень плотном расположении строк вся страница будет выглядеть слишком темной. Этого следует по возможности избегать, регулируя плотность строк межстрочными интервалами.

Важным элементом компоновки текста является его корректное размещение на площади листа бумаги. Особенно это касается оформления названия печатного издания на его обложке или титульном листе.

Несоразмерно высокое, как и слишком низкое расположение названия или заголовка выглядит некрасиво. Казалось бы, самое простое - разместить строки в центральной части обложки.

Однако, располагая текст в центре, нужно быть осторожным. Давно известно, что из-за оптического обмана средняя линия страницы кажется несколько ниже реальной середины листа. Чтобы преодолеть этот эффект, следует размещать строку немного выше средней линии, тогда будет казаться, что она расположена как раз посередине страницы.


Строка, композиционно правильно размещенная немного выше реальной середины листа бумаги, называется расположенной на оптической середине.

Но расположение текста на оптической середине представляет собой не единственное и далеко не лучшее решение. Практика показывает, что наилучшее впечатление производит строка, расположенная на так называемой линии трех восьмых. Это линия, делящая лист по горизонтали на две части, высота которых относится друг к другу как 3 к 5. Само название линии 3/8 становится понятным, если соотнести расстояние до этой линии от верхней кромки листа бумаги (три части) с его полной высотой (восемь частей). Иногда такую линию называют «золотой».

Если название или заголовок печатного издания состоит из нескольких строк текста, то для оптимального расположения их следует центрировать как одно слово относительно «золотой» линии.

Разместить одну строку на листе бумаги несложно. Ситуация существенно усложняется, когда приходится размещать целый блок или несколько блоков текста. Подобная компоновка будет выглядеть гармоничной только в том случае, если учесть «весовое соотношение» блоков. Блоки, расположенные над оптической средней линией, обязательно должны уравновешиваются блоками, размещенными под ней.

Под весом понимается величина, зависящая от размера шрифта и плотности печати текста. При одинаковом весе двух компонуемых блоков их следует размещать на одинаковом расстоянии от оптической средней линии. Если же вес блоков различен, то для сбалансированного размещения «более тяжелый» блок текста следует придвинуть ближе к средней линии.

Классическим примером грамотной компоновки текста является титульный лист книги Джамбаттиста Бодони (рис. 4.17). В нем различные размеры (кегли) шрифта очень точно определяют соотношение основных и подчиненных строк. Дополнительно в главных строках применена разбивка, еще более выделяющая их. Но главная тонкость, делающая этот титул примером высокого мастерства, заключается в том, как замечательно согласованы разбивки между строками с внешними и внутренними полями, окружающими строки набора.

«Лицо» многостраничных документов во многом зависит от ширины полей, окружающих текст. При ручной установке размеров полей можно пользоваться следующим упрощенным методом. Сначала определяют ширину набора, включая не только сам текст, но и - в случае многоколонного набора - межколонные интервалы. Разность между шириной страницы и шириной набора делят на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (корешковое) поле, расположенное с той стороны листа, которая будет подшиваться, а две оставшиеся - на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа.

Далее следует провести диагонали из левого нижнего в правый верхний и из правого нижнего в левый верхний углы страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей, можно получить границы верхнего и нижнего.

Разворот двух смежных страниц как бы объединяет два соседних внутренних поля в одно большое. Поэтому корешковые поля должны иметь меньший размер для того, чтобы разворот печатного издания был уравновешенным и пропорциональным.

Иногда геометрический метод определения размеров полей заменяют визуальным. Для этого сначала из цветной бумаги вырезается прямоугольник, соответствующий полосе набора. Затем на листе бумаги нужного формата подбирается его размещение таким образом, чтобы раскладка корешкового, верхнего, наружного и нижнего полей подчинялась одному из трех отношений 2: 3: 4: 6, 2: 3: 5: 6, 2: 3: 4: 5.

Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению многостраничных документов предъявляются требования, определяемые конструкцией издания. Например, следует помнить, что часть внутреннего поля в книжном блоке уходит на скрепление листов, Если не учитывать этого, то текст может частично попасть в переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным. Поэтому при макетировании многостраничных печатных изданий, которые предполагается в дальнейшем переплетать, к внутренним полям добавляются небольшие резервные поля, необходимые для скрепления листов, их подшивки в переплет или обложку.

Большую сложность при создании многостраничных изданий представляет процесс, получивший название спуска полос. Это расстановка сверстанных полос издания в таком порядке, который позволяет при печати и дальнейшей обработке блока листов обеспечить правильную последовательность страниц книги, брошюры, журнала, газеты и т.п[44].

Понятно, что после печати, фальцовки, переплета и обрезки страницы в публикации должны располагаться таким образом, чтобы при их переворачивании страница 2 оказывалась бы на обороте страницы 1, после чего следовала бы страница 3, на обратной стороне которой размещалась страница 4 и т.д. Это значит, что при размещении двух страниц текста на одном листе бумаги страницы 8 и 1 должны располагаться рядом, точно также как страницы 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4. Чем длиннее публикация, тем сложнее для нее схема спуска полос.

Ручной спуск полос называется монтажом. Раньше он обычно производился на специальных больших столах с подсветкой, где каждую страницу будущего издания собирали вместе в так называемые монтажные листы. С наступлением компьютерной эры медленный и дорогой процесс ручного монтажа становится ненужным. Электронные программы спуска полос позволяют безошибочно размещать страницы на листе бумаги и «помнят» все сведения, относящиеся к количеству страниц в тетради и всей публикации, размерам иллюстраций, размерам обрезки блока, типу переплета и т.п. Эти программы также учитывают и смещение внутренних страниц тетради к наружному краю в процессе переплета.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.