Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формула фотографики






 

Фотографика - понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство.

Фотографика основывается на синтезе фотографии, рисунка и текста. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат или настенный календарь, упаковка или печатная реклама, листовка или буклет, если ведущую роль в их художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.

Сегодня Фотографика используется в дизайне все чаще, что легко объяснимо. Во многих случаях она способна донести до зрителя информацию лучше, чем рисованные картинки, К тому же все время появляются новые технологии и материалы, благодаря чему современная компьютерная техника и полиграфия могут очень качественно воспроизводить фотоснимки.

Фотографика, как и другие составные части графического дизайна, имеет свои особенности. Ее использование зависит от того, какие задачи стоят перед дизайнером. Как бы ни применялись средства фотографии, они должны гармонично соотноситься с другими элементами сообщения - шрифтовыми и графическими. Изобразительные возможности фотографики велики: от присущей фотоснимку документальности до сложных визуальных эффектов, создаваемых в процессе специальной съемки и обработки светочувствительного материала. Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправдано, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать ее более наглядной и художественно выразительной.

Дизайнеры-графики хорошо понимают, насколько информативным и впечатляющим может быть фотоснимок. Однако специалист в области фотографики иначе смотрит на отпечаток, сделанный с натуры, чем фотохудожник: для него это уже не самоцель, а один из элементов сложного целого, которое должно воплощать определенную идею. Когда, например, дизайнер ищет изобразительное решение плаката или рекламного объявления, он занимается не только подбором характерной «фотонатуры», но и подбором шрифтов, смотрит, как будут соотноситься текст и изображение, учитывает законы восприятия и особенности предполагаемой потребительской аудитории и т.п.

Эмоциональный заряд, который несут такие произведения, во многом возникает благодаря синтезу двух противоположных начал - вымысла и документальности, творчества и ремесла в высоком понимании этого слова. В наиболее удачных произведениях «обычная» графика и фотография органично дополняют друг друга. Особое впечатление производят работы тех художников, которые выстраивают их как бы на границе двух техник, размывая не только момент замещения графики фотографией, по и момент вхождения графики в фотографию. С этой точки зрения очень характерным является фотоплакат известного художника А. Житомирского, показанный на рис. 3.1.

Одним из мощных изобразительных средств графического дизайна является фотомонтаж. Фотомонтаж - это композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, часто дополненная текстом и графическими элементами. Само понятие «фотомонтаж» было предложено художниками-дадаистами[41] для обозначения произведений, созданных из различных фотофрагментов. По технике создания фотомонтаж является разновидностью коллажа - своеобразного способа создания картин или графических произведений, скомпонованных из плоских или объемных наклеек различного материала.

Рис. 3.1 А.Житомирский, «Снять бремя вооружений». Фотоплакат

Фотомонтаж - основа фотоплаката. В этом жанре трудились такие мастера, как Дж. Хартфилд, А. Родченко, В. Корецкий, А. Житомирский, Г. Клуцис, Л. Лисицкий.

Обратимся к рис. 3.2, на котором показан театральный плакат известного художника М. Гордона «Аркадий Райкин», созданный в технике фотомонтажа. В нем фотопортрет умело сочетается с изящным, выполненным в свободной манере кистевым рисунком и простым, но умело скомпонованным текстом. Мотив энергично очерченной театральной маски как бы придает подтекст всему фотоплакату, приглашает зрителя принять непосредственное участие в создании образа великого актера. Современные мастера графического дизайна, работающие в жанре социального фотоплаката, создают произведения, не уступающие по мастерству художникам прошлых лет.

На рис. 3.3 показан плакат из серии «История любви» (РА «Бегемот»), созданный средствами фотомонтажа. На VI Московском Международном фестивале рекламы он получил специальный «Приз прессы» и Почетный Диплом в номинации «Наружная реклама». В традиционной технике плаката фотомонтаж создавался двумя способами.

В первом случае текст и отдельные изображения, взятые фотохудожником в нужном масштабе, вырезались и наклеивались на общий лист-планшет для последующей пересъемки и репродуцирования. Так появлялся выклеенный оригинал-макет будущего фотомонтажа.

Рис. 3.2 М. Гордон. Народный артист СССР Аркадий Райкин. Фотоплакат

 

 

Во втором - изображения впечатывались на один лист фотобумаги с нескольких негативов.

Этот прием называется проекционным монтажом, или комбинационным печатанием.

Процесс творчества художника, работающего над фотомонтажом, сложен и многогранен. Вот как работал художник А. Житомирский над фотомонтажом для листовки «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе», который был сделан осенью 1941 года[42].

Рис. 3.3 т История любви. Фотоплакат


Монтаж был задуман так: портрет Бисмарка в тяжелой золотой раме висит на стене, из рамы высовывается рука «железного канцлера», которая указывает на маленькую фигуру зарвавшегося авантюриста - Гитлера. Портрет Бисмарка художник обнаружил в старом журнале. Картинка золотой рамы также нашлась очень быстро, Гитлер отыскался среди трофейных фотографий. А вот сильной, стариковской руки канцлера подобрать не удалось, даже у коллег по работе оказались пухлые руки интеллигентов, привыкших работать только пером. Однако и это затруднение было решено, когда художник увидел жилистую руку фотографа Е. Чигиринского, который сам и сделал с нее фотоснимок.

Когда работа была закончена, сотни тысяч листовок с фотомонтажом были сброшены на немецкую армию. Пленные немцы вплоть до 1945 года вспоминали эту листовку...

Современная компьютерная техника упростила технологию создания фотомонтажа, позволив дизайнеру-графику полностью сосредоточиться на творческом процессе. Для этого разработаны специальные компьютерные программы. Компьютерная фотографика, основанная на принципах цифровой записи, хранения, обработки и компоновки изображений, совершила буквальный переворот в графическом дизайне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.