Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте систему мер, направленных на обеспечение развития детей, оставшихся без попечения родителей.






Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют различные фонды для оказания помощи таким детям. Необходимо отметить, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Таким образом, социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в нескольких направлениях – в образовании, в области труда и занятости, при медицинском обслуживании, в жилищной сфере, регулируется Федеральными законами, благотворительными и общественными фондами и целевыми программами по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

2. Из требований к результатам освоения основных образовательных программ выберите перечень компетенций, которыми студент должен обладать, изучив дисциплину «Образовательное право». Требования представлены во ФГОС ВПО вашего направления подготовки. Оформите перечень в виде таблицы.

 

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза  
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ОК-3 Владеет способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Знает: основы и особенности мыслительного процесса, основы аналитической деятельности, алгоритм постановки и достижения цели называет особенности- мыслительного процесса; дает определение и толкует смысл понятий «анализ», «синтез» и «обобщение»; -определяет и описывает мыслительные операции как основные механизмы мышления; - определяет понятие проблемной ситуации, стимулирующей активный мыслительный процесс; - перечисляет и объясняет- характеристики проблемной ситуации (цель, условия, потребность в достижении цели); - выделяет типы- мыслительных действий (ориентировочные действия, исполнительные действия, нахождение ответа); - объясняет роль культуры- мышления в социальной и профессиональной деятельности
  Умеет: осуществлять мыслительную деятельность, выделять главное и определять второстепенное, ставить цели и выбирать пути их достижения в процессе социальной и профессиональной деятельности применяет полученные- знания для сбора информации; классифицирует информацию по определенным категориям для ее использования в социальной и профессиональной деятельности; - формулирует основную идею, выраженную в информации; - различает причинно следственные связи и их взаимодействия; - распознает главные и вспомогательные цели; -избирает адекватные средства и методы решения поставленных задач; -ставит и решает задачи, необходимые для реализации цели; -разрабатывает план поэтапного решения поставленных задач; - реализует на практике план поэтапного решения поставленных задач
    Владеет: способностью осознавать и оценивать роль мыслительных операций в социальной и профессиональной деятельности обобщает результаты собственной деятельности; - сравнивает результаты, полученные им при решении задач с ожидаемыми результатами; -осуществляет самооценку результатов достижения цели на основе воспринятой в процессе образования информации; - делает выводы и формулирует новые задачи юридической логикой и склонностью к самостоятельному, поисковому юридическому мышлению, культурой юридической техники
ОК-13 Обладает готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знает: нормативные правовые документы, составляющие основу законодательного регулирования образовательного процесса   обнаруживает знание- содержания нормативных правовых актов в сфере образования
  Умеет: применять положения образовательного законодательства в процессе работы свободно ориентируется- в законодательстве об образовании; демонстрирует на- практике последовательность и грамотность применения правовых норм.
  Владеет: способностью разрешать профессиональные коллизии с помощью нормативных правовых актов. способен в процессе- возникновения споров, нарушений прав и свобод в сфере образования адекватно применить правовые нормы образовательного законодательства
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ОПК-2 Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Знает: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук; знать способы решения профессиональных задач объясняет основные- законы социальных, гуманитарных и экономических наук; объясняет применимость- основных законов социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; анализирует исторические- и современные события и процессы политического и экономического контекста в рамках разрешения профессиональных и социальных ситуаций; объясняет роль социально-- гуманитарных и экономических наук в формировании мировоззрения и самоопределения человека как гражданина; формулирует ключевые-социальные явления, социальные процессы, социальные отношения
    Умеет: применять методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; выявлять и анализировать социальные проблемы использует основные- законы социально- гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; ориентируется в- меняющемся мире, опираясь на исторический опыт; определяет и анализирует- и исследует социальные и экономические проблемы в соответствии с профессиональной деятельностью
    Владеет: способностью целесообразно и своевременно использовать методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; навыками оценивания социально-значимых проблем и процессов применительно к своей деятельности анализирует эффективность- использования основных законов социально- гуманитарных и экономических наук применительно к своей деятельности; демонстрирует граждански и- политически взвешенное поведение при решении профессиональных задач; корректирует свои- политические и экономические взгляды и действия в соответствии с меняющимися социальными условиями и изменениями законодательной базы
ПК-7 Способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности Знает: виды самостоятельной работы обучающихся Имеет представление о- значении самостоятельной работы для образовательного процесса; -называет различные виды самостоятельной работы обучающихся и методические основы их организации.
    Умеет: организовывать самостоятельную работу обучающихся использует в процессе работы разные формы самостоятельной работы обучающихся; - эффективно использует распределение учебной нагрузки между аудиторной и самостоятельной работой обучающихся  
    Владеет: способностью воздействовать на личность и коллектив обучающихся с целью достижения максимального результата освоения программой в данной форме - Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; - формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира

 

 

3. Составьте в письменном виде комментарии к п. 3, 4 ч.1 ст. 34, п. 2, 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

п. 3 ч.1 ст. 34 Обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Комментарий: Индивидуальный учебный план представляет собой учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение по индивидуальному плану возможно при получении общего образования при наличии академической задолженности у обучающегося либо при организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе.

Получение профессионального образования по индивидуальному плану возможно в случаях, установленных локальным актом образовательной организации. Порядок формирования индивидуального учебного плана студента рекомендован письмом Минобразования РФ от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 «О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» и письмом Минобразования РФ от 18.12.2000 г. N 16-52-64/16-16 «О Рекомендациях по формированию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования для лиц, получающих второе среднее профессиональное образование».

Обучение по индивидуальному плану предполагается и в случае обучения по сокращенной и ускоренной образовательной программе. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Порядок составления сокращенных программ предусмотрен письмом Минобразования РФ от 30.03.1999 г. N 14-55-156ин/15 «О подготовке специалистов по сокращенным программам» и в приказе Минобразования РФ от 14.11.2001 г. N 3654 «Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».

Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 г. N 1725 утверждены условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Определение ускоренной образовательной программе дано в приказе Минобразования РФ от 14.11.2001 г. N 3654. Такая программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения образовательной программы среднего профессионального образования при реализации ее в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. Ускорение темпа освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с предшествующей подготовкой студента (в том числе полученной на производстве, в рамках дополнительного образования и т.д.) и (или) его способностями.

Ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза (факультета) с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом. Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, не может продолжить по ней обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест).

п. 4 ч.1 ст. 34 Обучающимся предоставляются академические права на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении).

Комментарий: Участие в формировании содержания своего профессионального образования выражается через выбор обучающимся в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных основной образовательной программой, конкретных дисциплин (модулей); в рамках научно-исследовательской деятельности - выбор темы исследования.

Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

В числе существенных условий договора о целевом обучении не предусмотрено определение образовательной программы обучающегося. Однако оно может быть предусмотрено, поскольку организация-работодатель берет на себя обязательство по приему на работу выпускника в соответствии лишь только с его квалификацией, тогда как в рамках последней возможен выбор еще и специализаций. Соответственно в договоре такое условие работодателем может быть предусмотрено.

п. 2 ч. 3 ст. 47 Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами - свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

п. 4 ч. 3 ст. 47 Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами - право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Комментарий: Комментируемый Закон устанавливает академические права и свободы. Концепция академических свобод широко распространена в европейских государствах и США и предполагает, прежде всего, право профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательских работников и студентов свободно проводить научные исследования и свободно распоряжаться информацией, получаемой в ходе этих исследований.

Академические свободы необходимы для защиты педагогических и научных работников от излишнего давления со стороны государства. Академические свободы, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, направлены на то, чтобы педагог мог свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания, а свободы, перечисленные в п. 4 – мог пользоваться правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Письмо начальника Департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» № 08-548 от 29.04.2014 гласит: «Наряду с учебниками, в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями».

4. Составить 15 вопросов в виде теста по материалам глав 3, 4, 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

1. Образовательная организация может быть:

А) Государственной

Б) Муниципальной

В) Частной

Г) Все верно

2. Частная образовательная организация может быть создана:

А) Физическими лицами

Б) Юридическими лицами или их объединениями

В) Иностранными религиозными организациями

3. Существуют следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы:

А) Дошкольная образовательная организация

Б) Общеобразовательная организация

В) Профессиональная образовательная организация

Г) Полупрофессиональная образовательная организация

Д) Образовательная организация высшего образования

Е) Все верно

4. Образовательная организация действует на основании:

А) Приказа

Б) Устава

В) Распоряжения

Г) Доверенности

5. В уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация:

А) тип образовательной организации

Б) перечень персонала образовательной организации

В) учредитель или учредители образовательной организации

Г) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

Д) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий

Е) Все верно

6. Учащиеся – это:

А) лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации

Б) лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы

В) лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры

Г) Все верно

7) В Российской Федерации нет следующего вида стипендии:

А) государственная академическая стипендия студентам

Б) государственная социальная стипендия студентам

В) государственная образовательная стипендия студентам

Г) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам

Д) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации

Е) именные стипендии

Ж) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение

З) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

8) Право на занятие педагогической деятельностью имеют следующие лица:

А) имеющие среднее образование

Б) имеющие среднее профессиональное образование

В) имеющие неполное-высшее образование

Г) имеющие высшее образование

Д) Все верно

9) Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется:

А) Один раз в пять лет

Б) Два раза в пять лет

В) Один раз в три года

Г) Каждый год

10) Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

А) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации

Б) назначается учредителем образовательной организации

В) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами

Г) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов)

Д) Верно все перечисленное

11) В образовательной организации высшего образования не допускается:

А) Совмещение должностей ректора и президента

Б) Учреждение должности президента

В) Учреждение должности ректора

Г) Все перечисленное

12) Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов:

А) единоначалия и коллективности

Б) единоналичия и коллегиальности

В) единоначалия и коллегиальности

13) Денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ – это:

А) Денежная премия за обучение

Б) Заработная плата

В) Стипендия

14) В целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются:

А) советы обучающихся

Б) советы родителей несовершеннолетних обучающихся

В) профессиональные союзы обучающихся

Г) профессиональные союзы работников образовательной организации

Д) Верно все перечисленное

15) В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

А) организация дополнительного образования

Б) организация дополнительного профессионального образования

В) организация дополнительно послевузовского образования

Г) Верно все перечисленное

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.