Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственная и организационная структура предприятий






3.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ, ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Производственная структура предприятия – отражает повторяющиеся взаимодействия (устойчивые связи) между подразделениями предприятия (цехами, участками, службами), обусловленные сложившимся на предприятии разделением и кооперацией труда. В основе производственной структуры находятся взаимосвязи и соотношения между подразделениями предприятия по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности (мощности).

Структурными подразделениями предприятия служат цехи, участки и службы. По характеру процессов труда обычно выделяют основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения

В основных подразделениях (цехах основного производства) происходит качественное изменение состояния и формы предметов труда. Здесь осуществляются все стадии технологического цикла изготовления продукции: заготовительная, обрабатывающая и сборочная. Заготовительные цехи: кузнечно-прессовый, кузнечно-штамповочный, литейный, автоматный. Обрабатывающая стадия: механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические цехи. Сборка изделий осуществляется в сборочных цехах.

Вспомогательные подразделения не принимают непосредственного участия в выпуске продукции, но обеспечивают нормальные условия для этого. К вспомогательным относятся: инструментальный цех, ремонтный цех.

К обслуживающим подразделениям относят складское хозяйство, транспортный цех, энергетические службы предприятия, которые осуществляют работу по обслуживанию основных и вспомогательных подразделений, транспортировке и хранению сырья, полуфабрикатов, КИ, готовой продукции.

Факторы, обуславливающие производственную структуру:

-уровень разделения труда;

- уровень развития техники, технологии, организации производства;

- степень вовлеченности в процесс глобализации;;

- характер производимой продукции;

-степень конкуренции на данном технологическом и смежных рынках;

- уровень специализации и кооперирования производства на данном рынке и др.

 

Производственная структура должна обеспечивать:

-пропорциональность всех подразделений предприятия;

- соответствие организационной структуре и кадровому потенциалу предприятия

 

Типы производственных структур: предметная, технологическая, смешенная

При предметной структуре производственные подразделения строятся по признаку изготовления в них определенного изделия. Данный тип характерен для крупносерийного и массового производства. Преимущества – возможность использования поточных методов производства.

При технологической структуре подразделения (цехи, участки) выполняют комплекс однородных технологических операций по изготовлению и обработке различных деталей для всей продукции предприятия. К такому типу построения структуры относится большинство заготовительных цехов. Преимущества такой структуры – возможность высокой загрузки оборудования, простота управления, недостатки –усложняются взаимосвязи между участками, удлиняется производственный цикл.

Смешанная предметно-технологическая производственная структура характеризуется наличием на одном предприятии подразделений, организованных и по предметному и по технологическому принципам, например заготовительные цехи организованы по технологическому признаку, а сборочные – по предметному.

 

3.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Организационная структура (ОС) предприятия представляет собой структуру управления предприятием.

ОС направлена прежде всего на распределение прав и ответственности между подразделениями предприятия и закрепляет распределение функций по управлению предприятием.

ОС определяется

-размером предприятия (малое, среднее крупное);

-производственным профилем (типом производства);

-характером выпускаемой продукции и технологией ее производства;

-сферой деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок).

Наиболее распространенными формами ОС являются линейная, функциональная и линейно-функциональная структуры.

При линейной структуре каждый подчиненный имеет одного руководителя. Это четкая иерархическая древовидная структура.

Функциональная ОС основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят финансы, маркетинг, логистику, производство, персонал и т.д. Функциональная структура хороша при выполнении постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений.

Линейно-функциональная ОС – это комбинация линейной структуры с системой выделения определенных функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения («штабы»), которые помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления, но они не имеют права непосредственного принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

В последние время на крупных предприятиях все чаще используется матричная (проектная) структура. В рамках матричной структуры для выполнения определенных работ (проекта) создается специальное целевое подразделение, состоящее из специалистов разного профиля, для разработке проекта (целевой программы). При матричной структуре руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям.

Отметим, что многоуровневые иерархические ОС довольно дорогостоящи (большое количество управленцев среднего звена) и препятствуют информационным потокам и быстрой реакции, необходимой для гибкости и инновационности организации. В результате имеет место тенденция к сокращению уровней иерархии управления, переход к «плоским» структурам. При этом увеличивается децентрализация управления (как стратегическая, так и оперативная).

Растущее применение ИТ, глобализация рынков привели к созданию новых ОС, в частности, появились виртуальные (сетевые) предприятия. Речь идет о сети партнеров (предприятий, отдельных коллективов и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту товаров и услуг.

Виртуальные предприятия ориентируются на выполнение определенных рыночных заказов.

Виртуальное предприятие можно определить как «временную кооперационную сеть предприятий, обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.

На определенных этапах жизненного цикла изделий в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе.

3.3. БИЗНЕС-СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Современная организация – эта совокупность специализированных отделов и в то же время – это деятельность по реализации процессов. Поэтому для описания любого бизнеса можно использовать два способа: функциональный и процессный. Функциональное описание соответствует иерархической структуре (ОС) организации. Процессный подход предполагает, что организация – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.

Идея видения производственной структуры как совокупности бизнес-процессов исходит из понимания того, что любой бизнес есть определенный процесс.

Процесс – логическая последовательность связанных действий, которые образуют «вход» в «выход» или ресурсы на входе в ресурсы на выходе. Если бизнес – это совокупность взаимосвязанных процессов, то задача состоит в том, чтобы выявить их и расположить в компании наилучшим образом, даже если существующая ОС с устоявшимися функциональными отделами не соответствует рациональному «течению» бизнес-процессов.

Задачи реинжиниринга бизнеса:

- выявить (идентифицировать) каждый процесс;

- описать каждый процесс;

- рационализировать или оптимизировать процесс.

Бизнес-процесс – это цепь логически взаимосвязанных [повторяющихся] действий по переработке ресурсов предприятия (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для внутренних или внешних потребителей.

Процессы на предприятии могут быть самыми разнообразными, например, ремонт отказавшего оборудования, обучение персонала, производство продукции, управление и др.

Группировка бизнес-процессов:

- процессы создания продукции или услуги (это основные, первичные процессы);

- поддерживающие (вспомогательные) процессы, сопутствующие основным бизнес-процессам (финансовое обеспечение, управление производством и т.п.);

- развивающие процессы (процессы разработки инвестиционных и инновационных проектов, проектирование новых продуктов и т.п.).

Можно отметить, что первые две группы процессов обеспечивают текущую деятельность компании (это циклические, постоянно повторяющиеся приблизительно в одних и тех же условиях функционирования организации, процессы). Последняя группа процессов – это процессы развития, «целевые» процессы, состоящие из одного цикла.

Главная идея выделения бизнес процессов в том, что любой бизнес-процесс имеет не только поставщика ресурсов, но и внутреннего или внешнего потребителя.

Философия бизнеса требует переориентации всей деятельности на клиента, и эту роль выполняют не отделы сами по себе, а «освобожденные» от функциональных и организационных барьеров бизнес-процессы..

Одна из основных задач менеджмента любой организации – определение списка ключевых бизнес-процессов и описание (документирование) этих процессов. Для этого следует ответить на вопросы:

- кто потребитель бизнес-процесса и что служит его выходом,;

- кто поставщик процесса и что служит входом процесса;

- какие требования предъявляются ко входу и выходу процесса;

- каков внутренний поток действий (операций, фаз) этого процесса и насколько он оптимален (рационален).

Таким образом, представление производственной структуры компании через взаимосвязь бизнес-процессов более точно отражает реальную структуру предприятия.

Производственная структура компании, представленная как структура бизнес-процессов, есть клиентоориентированная модель предприятия, что в рыночных условиях является определяющим критерием рациональности любой структуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.