Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Асноўныя тэндэнцыі развіцця музеяў у канцы 18 – пп19 ст.






На мяжы 18-19 ст. месца музея ў жыцці змянілася. Большая колькасць прыватных калекцый пераўтвараецца ў публічныя музеі, адкрываюцца агульнадаступныя музейныя ўстановы, што азначала прызнане грамадствам правоў чалавека на карыстанне культурнай спадчанай.

Французская рэвалюцыя 1789 г. прывяла да стварэння першых масавых музеяў і паскорыла падобны працэс у іншых краінах. Публічныя музеі ў манархічных краінах ствараліся вымушана, як уступка шырокім колам насельніцтва. У большасці, каралеўскія зборы Еўропы адкрываліся для публікі з абмежаваннямі.

У Францыі шэраг збораў прыватнага мастацтва, якія разглядаліся рэвалюцыйнымі масамі як сімвал ненавіснага манаршага праўлення, былі нацыяналізаваны. Луўр, які рыхтаваўся да адкрыцця яшчэ каралеўскай уладай, стаў вядучым у новай дзяржаўнай сетцы музеяў.

У 1793 г. Каралеўскі сад раслін быў пераўтвораны ў Нацыянальны музей натуральнай гісторыі.

У Бенедыктынскім манастыры Сан-Мантэйн дэ Шанг была створана ў 1794 г. Нацыянальная кансерваторыя рамёстваў і мастацтваў.

У 1795 г. у манастыры млых аўгусцінцаў – Музей французскіх помнікаў.

Дэмакратычныя перамены як вынік індустрыяльнай рэвалюцыі суправаджаліся ростам колькасці публічных музеяў. Гэтыя музеі былі закліканы задаволіць патрэбы чалавека ў прыгажосці. Музеі павінны былі служыць эстэтычнаму выхаванню насельніцтва.

Британский музеолог Фредерик Кеньен: «Ни в XVIII, ни в первой половине XIX века про музеи нельзя было сказать, что они занимают важное место в культурной жизни любой страны. Они начали служить ученым. Художникам и ученым в музеях было хорошо. Но для широкой публики музеи оставались собранием диковин, не понятных для неподготовленной публики».

Отбор и презентация музейных предметов находились на низком уровне. Посетитель должен был хорошо разбираться в представленной в музее тематике, чтобы пополнить свои знания или получить стимул к дальнейшим размышлениям. Попытка организовать процесс коммуникации, сделанная в ряде экспозиций, уничтожалась визуальным «шумом», который создавали щиты или витрины, где располагались несовместимые предметы.

Мотивация посещения музеев представителями низших сословий коренным образом отличалась от того, что приводило туда монархов, знать, ученых и др. В своем большинстве люди работали до изнеможения, чтобы заработать на самое необходимое. У них не было ни времени, ни сил посещать музеи для получения знаний либо эстетического удовлетворения. Мотивация массового посетителя принципиально не изменилась с того времени, когда толпы древних греков и римлян приходили в храмы, хотя вера в рог единорога, волшебные камни или мумию потеряла свою силу.

Стремление к искусству и наукам приглушалось более прагматическими заботами, за исключением талантливых и высоко образованных личностей.

Правила, ограничивавшие доступ посетителей в музеи, не всегда были главной причиной их небольшой популярности. Мысли многих посетителей оставались за стенами музея даже во время осмотра экспозиционных залов. Большинство людей не воспринимало каноны, полученные в наследство от кабинетов и галерей частных коллекционеров прошлых столетий, которые не только автоматически сохранялись, но и часто перерождались в невероятные гибриды, сочетавшие функции кладовой, дворца и мастерской художника. То, что люди видели в большинстве крупных музеев Европы, мало касалось их жизни, эффект от осмотра чудесных и редких предметов был не более, чем кратковременная вспышка восхищения.

Вместе с тем в первой половине XIX в. в музейной работе произошли определенные перемены. Увеличилось количество публичных музеев, расширилась география их размещения, начался процесс дробления некоторых комплексных крупных музеев на меньшие специализированные учреждения, уделялось больше внимания их воспитательной функции. Все чаще устраивались промышленные и сельскохозяйственные выставки, на базе которых создавались музеи. Тенденции, наметившиеся в музейном деле в первой половине XIX в., получили развитие в последующий период.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.