Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гістарычныя музеі і калекцыі ў канцы 18 – пп 19ст.






Специализированные исторические музеи появились в конце XVIII в. Великая французская революция вызвала к жизни один из первых в мире специализированных исторических музеев — Музей французских памятников в монастыре малых августинцев в Париже (1795). Его основатель художник Мари-Александр Ленуар сконцентрировал в музее архитектурные фрагменты, надгробные памятники, скульптуры, конфискованные в церквях и дворцах. Каждому веку посвящался отдельный зал. Деятельность Музея французских памятников в Париже (1795—1816) была продолжена в Музее Клюни и Музее национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Лей.

В 1833 г. коллекционер Мари-Александр Сомерар приобрел дворец аббатства Клюни в Париже. На протяжении 40 лет он сконцентрировал в помещении дворца памятники античности и эпохи Возрождения. После смерти коллекционера здание вместе с собранным приобрело государство.

Подъем национального самосознания в разных странах Европы обусловил появление военно-исторических музеев. Часто их создавали после поражений в войнах или подавлений революций, чтобы поддержать приверженность традициям или возродить гордость за свое прошлое.

В 1837 г. при «короле-гражданине» Луи-Филиппе в Версале был создан исторический музей, в котором 33 огромные картины напоминали о победах французского оружия. Организаторы музея старались отдать должное всем социаль-ным группам населения страны. Зал 1830 г. прославлял рабочих, строивших баррикады во время Июльского восстания, свергнувшего власть Бурбонов, а зал крестовых походов прославлял старую аристократию. Позже музей был дополнен гигантскими полотнами на темы колониальной войны Франции в Алжире, Крымской войны, итальянских кампаний, неудачной франко-прусской войны. Музей воспитывал национальное самосознание и чувство патриотизма у поколения французов, которое позднее воевало в окопах Первой мировой войны против германской армии.

Венский музей национальной славы был создан в 1850 г. как реакция на побежденную властями Австрии революцию 1848 г. В его сало-не находилось 56 статуй прославленных австрийцев.

В начале XIX в. музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей.

В Венгрии, в Пеште (позже в составе Будапешта), в 1802 г. по инициативе графа Ференца Сечени и при поддержке общественности был открыт Исторический музей в Пеште.

В 1837—1847 гг. в Пеште сооружается здание Венгерского национального музея, в экспозициях которого была отражена история страны со времен римского завоевания ее территории. Этот музей сыграл важную роль в развитии национального само-сознания и подготовки освободительной революции 1848—1849 гг.

Чешский национальный музей в Праге (1818), собрание которого свидетельствовало о культурной идентичности чешского этноса. Музей был открыт по инициативе и на средства общественности. В этом же году в Брно (чешская провинция Моравия) был открыт Моравско-силезский государственный музей.

На территории сегодняшней Хорватии, в ее приморской части — Долматии, еще до присоединения к Австрии существовали домузейные собрания

В 1820 г. был открыт Национальный музей в Сплите (Долматия),

а в 1846 г. — Национальный музей в Загребе.

В соседней Словении в 1821 г. открыл свои двери Национальный музей в Любляне.

Интерес к историческому прошлому в Скандинавских странах определялся, с одной стороны, расширением научных взглядов историков, которые, выйдя за рамки античного искусства, приступили к изучению собственной мифологии и истории материальной культуры, с другой — всеобщим недовольством тем, что в результате исторических перемен Дания и Швеция оказались на окраине Европы.

В Скандинавских странах, проигравших войну соседним сильным государствам, но сохранивших самостоятельность, музеи создавались правительством. В 1819 г. в Копенгагене открылся музей северных древностей (археологический), первым руководителем которого был археолог и этнограф Кристиан Томсен. Позже он создал в Копенгагене этнографический музей.

В Германии создание музейных символов национального единства предшествовало политическому объединению различных немецких государств. Желание В. фон Гумбольдта воспитать немцев как «подлинных европейцев» было вытеснено мощным патриотическим пафосом писателя Ф. Шлегеля. Сторонники последнего разработали план Национальной галереи как места воплощения сущности тевтонского духа. В галерее предполагалось разместить произведения художников всех времен и школ.

Против подобного характера галереи были высказаны возражения и даже протесты. Однако патриотические тенденции возобладали, и Новая пинакотека — бывшая частная галерея баварских монархов в Мюнхене — была открыта в 1836 г. как музей преимущественно не-мецких живописцев.

В первой половине XIX в. продолжали развиваться исторические музеи в России.

В 1805 г. планировалось создание на базе Модель-камеры Морского музея в Санкт-Петербурге. Однако в связи с участием ее заведующего капитан-лейтенанта М. А. Бестужева в восстании декабристов Николай I распорядился ликвидировать это учреждение.

Рядом с гербовым залом Зимнего дворца в 1826 г. по проекту зодчего Карла Ивановича Росси была построена военная галерея, где размещалось 332 портрета генералов — участников Отечественной войны 1812 г.

Основанное в 1845 г. Русское географическое общество открыло отделение этнографии, которое развернуло сбор материалов по всей империи.

Создавались специализированные общества и комиссии по археологии и археографии. Были созданы общества истории и древностей при университетах Москвы, Харькова, Казани. Большинство из них вело активную деятельность по собиранию исторических па-мятников.

В этот период по инициативе научной общественности формируются музейные собрания на национальных территориях империи, в том числе в Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, что свидетельствовало о подъеме национального самосознания населявших их этносов. Среди этих собраний следует выделить музей этнографического типа в дупле дуба Баублис в Жемайтии, созданный шляхтичем Дионизасом Пошкой (Пашкевичем) в поместье Биотай (1812), музей Рижского общества истории (1834), музей Общества истории и древностей Прибалтийских провинций в Риге (1834, переведен в 80-е гг. XIX в Домский собор), музей древностей при Киевском университете (1835), музей Эстляндского литературного общества в Ревеле (Таллинне) (1842), Готическая галерея в Варшаве (1802) и др.

Появлялись новые музеи в основном по инициативе научной общественности и частных лиц. В их числе был мемориальный музей Петра I в деревне Веськи Ярославской губернии (1803).

Азиатский музей в Санкт-Петербурге, сформированный на основе восточных коллекций Кунсткамеры.

В конце 50-х гг. ХIХ в. из Азиатского музея были изъяты этногра-фические предметы и переданы вновь образованному этнографиче-скому музею. Кроме Азиатского музея из Кунсткамеры примерно в то же время выделился Египетский музей, в котором экспонировались статуи, барельефы и мумии.

К этому периоду относится возникновение археологических музеев в Причерноморье. Их появление отражало интерес к выявленным в Таврии в ходе археологических раскопок античным памятникам. Луч-шие таврические археологические находки отправлялись в Эрмитаж, однако многое оставалось на юге России. Созданию музеев в этом регионе способствовало правительственное распоряжение об охране исторических памятников Крыма (1805).

В первой четверти XIX в. в России возникает проект создания Национального исторического музея. К сожалению, проект, авторами которого были члены Румянцевского кружка Ф. Аделунг и Б. Вихман, не привлек к себе внимания властей.

Повышение роли общественности в организации музеев с конца XVIII в. наблюдается и на американском континенте. Здесь возникают новые научные общества, при которых образуются музеи. Организаторы и члены этих обществ были последователями идей Просвещения, искренне верившими в силу знаний и ума.

В Соединенных Штатах Америки первые исторические общества в Бостоне (1719), Нью-Йорке (1804) и Уорчестере (1812) составляли широкие просветительские программы.

Мода на панорамы, возникшая в Европе, охватила и Америку. В 1830 г. в Париже на Елисейских Полях показывалась панорама художника Жана-Шарля Ланглуа «Сражение при Наварине». Ее посетители заходили на носовую часть палубы корабля, который принимал участие в знаменитом тогда морском сражении, и выходили из кормовой части палубы, осмотрев морское сражение. Восковые фигуры покалеченных и умирающих моряков, реально звучавшие голоса специально нанятых для участия в представлении людей повышали эффект зрелища. Видевшие панораму утверждали, что чувствовали себя так, как будто находились во время сражения на борту судна. Ж.-Ш. Ланглуа после этого создал несколько похожих панорам, в основном на батальные темы.

В 1849 г. американец Генри Льюис создал огромную панораму реки Миссисипи — от Сент-Пола до Нового Орлеана. Показ панорамы сопровождался устным комментарием и музыкальным сопровождением.

Луи Филипп и его министр внутренних дел историк Ф. Гизо в 1839 г. основали во Франции службу охраны исторических памятни-ков. Ею успешно управляли писатель Проспер Мериме и архитектор Виолет-ле-Дюк, которые провели инвентаризацию памятников истории. Здания, имевшие историческую и эстетическую ценность, даже если они принадлежали частным лицам, отдавались под государственную охрану для того, чтобы предотвратить их разрушение и изменения внешнего вида.

В Соединенных Штатах Америки, где древней архитектуры не было, получила развитие мемориализация зданий, прежде всего связанных с деятельностью участников войны за независимость и в первую очередь Джорджа Вашингтона, главнокомандующего войсками североамериканских колонистов.

В 1850 г. был основан мемориальный музей в Хасбрук Хаузе, бывшем штабе Дж. Вашингтона, в Ньюберге (штат Нью-Йорк), а через десять лет по инициативе женской организации во главе с Э. П. Канингем начались реставрационные работы в поместье Дж. Вашингтона Маунт Вернон.

Общественные комитеты музеефицировали «Эрмитаж» генерала Джексона в Нэшвилле (Тенесси), Уэлли Фордж (место боев во время войны за независимость в Пенсильвании) и другие памятные места.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.