Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С О Д Е Р Ж А Н И Е. От переводчика. И.Р. Насыров






 

От переводчика. И.Р. Насыров…………………………………

Введение…………………………………………………………

О достоинствах пророка Мухаммада …………………………

О явных и тайных (сокровенных) достоинствах

и качествах пророка Мухаммада……………………………....

Из высказываний пророка Мухаммада………………………..

Имам Абу Бакр ас - Сиддик ……………………………………

Сеййид Салман аль - Фариси ……………………………………

Сеййид аль- Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас- Сиддик….

Сеййид Джагфар ас- Садик………………………………………..

Абу Йазид аль - Бистами ……………………………………….

Абу аль - Хасан аль- Харкани…………………………………..

Сеййид Абу Али аль- Фармади…………………………………..

Сеййид Юсуф аль- Хамадани……………………………………

Шейх ‘Абд аль-Халик Гудждувани……………………………….

Шейх ‘ариф ар- Ривгари……………………………………...

Шейх Махмуд аль – Инжири Фагнави…………………………

Шейх Али Рамитани…………………………………………….

Сеййид Мухаммад Баба Саммаси………………………………..

Сеййид Амир Кулал………………………………………………

Шейх Мухаммад Бахаутдин Шах Накшбанд………………….

Шейх Аляутдин Аттар…………………………………………..

Шейх Я‘куб аль-Кархи (аль-Джархи)………………………….

Шейх ‘Убайдуллах Ахрар…………………………………………

Шейх Мухаммад аль-Кади аз-Захид……………………………

Сеййид ад-Дервиш Мухаммад……………………………………

Сеййид Мухаммад аль- Хауаджа [Хауаджки] аль-Амканки……

Шейх Мухаммад аль-Баки………………………………………

Шейх Ахмад Фарук [Сирхинди]………………………………..

Шейх Мухаммад Ма‘сум………………………………………..

Шейх Мухаммад Сейф ад-Дин аль-Фаруки……………………

Шейх Нурмухаммад аль-Бадауани……………………………...

Шейх Шамсуд-дин Хабибулла Джан Джанан Мазхар………...

Шейх Абдулла [Гулам Али] Дихлави…………………………..

Шейх Халид аль-Багдади………………………………………..

Шейх Усман аль-Курди………………………………………….

Шейх ‘Умар………………………………………………………..

Глава “Покаяние”………………………………………………...

Глава “О достоинстве зикра”…………………………………………

Глава “Сущность зикра”………………………………………………

Глава “Способ исполнения зикра”…………………………………...

Глава “Молитва “хатм аль-хваджаганг”……………………………..

Глава “Разъяснение необходимости запирать двери во время……..

исполнения зикра”……………………………………………………..

Глава “О недопустимости возражений против “джазба”……………

П р и л о ж е н и е. Башкирский шейх Зейнулла ибн Хабибулла…

ан-Накшбанди аш-Ш’арифи (Расулев) “Божественные истины”……

Краткий суфийский словарь…………………………………………..

Краткие сведения о переводчике……………………………………..

 


[1]Н.Ю. Чалисова. “Зикр Малика Динара” из “Тазкират ал- аулийа” Фарид ад-дин Аттара. (Суфизм в контексте мусульманской культуры) М. Наука, 1989, стр. 139.

[2] Там же, стр. 140.

[3] Аль-Газали. “Мункиз мин ад - далала” (Спасающий от заблуждения). Каир, - 1961, стр. 59-60.

[4] З. Валиди Тоган. “Воспоминания”. Уфа, Китаб, - 1994 г., стр. 50.

[5] Там же, стр. 58.

[6] «Аллах – арабское слово, образованное слиянием определенного артикля «аль», подчеркиваюшего единственность, и слова «илах», т. е. «бог». Буквально это означает: «Этот и Единственный Бог». Славянским аналогом этого выражения служит словосочетание «Единый Бог», современным руским эквивалентом – «Единственный Бог». В дальнейшем мы будем использовать как тождественные слова: «Аллах», «Бог» (с прописной буквы), «Единый Бог» и «Единственный Бог»». А. В. Полосин. «Манифест новой России: третий путь – прямой!», Москва, 2001, «Ладомир», С. 4.

[7] ‘Ирфан (или ма‘рифат) – духовное состояние суфия, познавшего абсолютную Истину (Бога).

[8] ’Умма – мусульмане, все уверовашие в Аллаха (Единого Бога) и признавшие Мухаммада Его Посланником.

[9] Шафиит – мусульманин-суннит, придерживающийся догматико-правового учения (мазхаба) имама аш-Шафи‘и.

[10] Аль-Джунайд, Абу аль-Касим аль-Джунайд бен Мухаммад аль-Багдади (ум. в 910 г. по хр. л.) – одоначальник одного из двух основных течений в суфизме (тасаввуф) – рационалистического, именуемого учением о полном контроле, названного по его имени джунайдийа. Исламский энциклопедический словарь (ИЭС), М., 1991, С. 68.

[11] Абу аль-Хасан Бунан бен Мухаммад аль-Джамаль (ум. в 928 г. по хр. л.) – выдающийся представитель североафриканского суфизма. С ним связывают много чудес. Согласно преданию, по приказу правителя Египта Ибн Тулуна его бросили на съедение льву, но зверь только понюхал его и не тронул.

[12] ‘ ‘арифун (ед. ч. ‘‘ариф) – суфии, достигшие высшей ступени в познании божественных истин.

[13] Мурид – суфийский ученик.

[14] Нисба – духовная генеология- силсила, позволяющая суфию посредством шейхов и Пророка Мухаммада, приобщиться к божественному знанию.

[15] Талкин – обучение шейхом своего ученика способу чтения особого зикра (прославления Аллаха), принятого в братстве-тарикате, к которому они принадлежат.

[16] Хауаджа (мн.ч. - Хваджаганг) - господин, суфийский шейх. Подразумеваются суфийские шейхи братства Накшбандийа, чей метод мистического познания стал называться “Хваджаганг”.

[17] Рака‘ат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул.

2Т.е. испугался за свое душевное здоровье.

1 Скрип карандашей, которыми ангелы записывают о благих и дурных деяниях людей.

1 Таяммун – символическое ритуальное омовение в условиях отсутствия воды и состоящее в касаниях лица и рук сухими ладонями.

2 В русскоязычных текстах слово “хаджж” пишется с одной буквой “ж”. Однако в академическом издании: Ислам. Энциклопедический словарь. М.1991г., слово “хаджж” пишется с двумя буквами “ж”, чему я и следую в этом тексте

[19] Миск – вид благовоний.

[20] Садака – дар, приносимый в пользу всей мусульманской общине.

1 Бурда – полосатый верхний плащ.

2 Джубба – верхнее платье с широкими рукавами.

[21] Хилла – верхнее платье.

[22] Каба – кафтан.

[23] Калансуа – войлочная шапочка.

[24] Харут и Марут – коранические персонажи, великие маги и колдуны.

1 Намек на кораническое высказывание: “А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы низведем так, что они не узнают”. (Коран 7: 182).

[26] Таинство – т.е., мистическое знание суфиев братства Накшбандийа, дарованное им Богом через пророка Мухаммада.

1 Способ принесения клятвы, чтобы подчеркнуть важность произнесенных слов.

2 Одно из названий Корана

3 Намек на освобождение Абу Бакром своего раба Билала Хабаши, ставшего знаменитым сподвижником пророка Мухаммада.

[27] Ридда – движение, связанное с отступлением от ислама и возвратом в язычество после смерти пророка Мухаммада.

[28] “Джамг” и “фарк” – мистические состояния на пути суфия к “просветлению” и обретению себя в единстве с Богом.

1 Мир (ад-дунья) в глазах мусульман, особенно суфиев, олицетворяет неистинное, преходящее, соблазны и наваждения, сбивающие человека с праведного пути.

 

[29] Намек на кораническое высказывание: “Ведь твой Господь – исполнитель того, что желает”. (Коран 11: 107).

 

[30] Аль- Мадаин – арабское название Ктесифона, столицы сасанидского Ирана, завоеванного мусульманами.

1 Речь идет о желании рабов-юношей заработать деньги, занимаясь мужской проституцией, что и вызвало такой резко негативный ответ Салмана.

[31] Сподвижник пророка Мухаммада.

[32] Арабское племя Курайш, члены которого - коренные жители г. Мекки. Пророк Мухаммад -курайшит.

[33] Намек на аят Корана (101: 5-6): “И вот тот, у кого тяжелы весы, - он в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы - мать его - “пропасть” (ад)”. Салман намекал, что о человеке надо судить по его деяниям, а не по его происхождению.

 

[34] Намек на начало Судного дня.

[35] Прозвище Салмана, буквально означает “Отец Абдуллаха” (имя сына Салмана).

[36] Намек на обладателя счастливого удела в земном и загробном мирах.

[37] Из г. Мекки в г. Медину.

[38] “Оккия” – мера веса, равная 12 дирхемам или 37, 44 гр. серебра.

[39] Намек на то, что Салман заслужил право на земные блага.

[40] Упоминание руки входит в один из традиционных способов клятвы у арабов.

1 Бедуин- кочевник.

[41] Факих – мусульманский правовед.

[42] Мавля или мауля – вольноотпущенник, клиент.

[43] Имам – здесь имеются в виду религиозные авторитеты.

[44] Фатва – религиозно-юридическое решение.

[45] “Табиг” (мн.ч. “табигун”) - последователь.

1 Сунна – свод сведений о разных высказываниях и поступках пророка Мухаммада.

2 Хадис- рассказ о высказывании или поступке пророка Мухаммада.

3 Иснад –цепь передатчиков хадиса.

4 Камис, изар и рида (лифафе) – 3 куска материи, в которые заворачивают тела покойных.

[46] Макам – мистическое место, степень у суфиев, стадия на Пути к Богу.

[47] Шахид – павший в борьбе за веру.

[48] Махди – провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране не упоминается.

[49] Бурд - плащ.

1 Намек на предпочтительность отказа от мира, т.к. по убеждениям суфиев, душа-источник зла.

2 Джубба – вид одежды, платья.

3 Хулла – одежда, одеяние, костюм.

[50] Абу Ханифа – крупнейший мусульманский правовед, использовал метод “кияс” (по аналогии).

[51] Муслим (мусульманин) – человек, предавший себя воле Бога.

[52] Му’мин – уверовавший в Аллаха

1 Мисха – власяница.

[53] ‘Умар ибн Хаттаб – второй “праведный” халиф после пророка Мухаммада.

[54] Минбар – трибуна проповедника в мечети.

[55] Таджрид - полное предание суфием себя на волю Бога, отказ суфия от земного мира.

1 Кутб - “полюс времени”, высшая ступень в суфийской иерархии.

[56] Перечисляются видные мусульманские правители - халифы.

[57] Махбуб - “возлюбленный” (Богом) - суфий.

[58] Вали - правитель, наместник, губернатор, а также “святой”, суфий.

[59] Амир аль - му‘минин - повелитель верующих (титул халифа).

[60] Абид (мн.ч. - абидун) - “поклоняющийся”, первая ступень в суфийской иерархии.

[61] Намек на “Сиратель - мустаким”, “ Верный прямой путь”, предначертанный мусульманам Аллахом.

[62] В исламе душа (“нафс”) олицетворяет все темное, дурное и низкое в человеке в отличие от духа (“рух”) - светлого начала в человеке.

[63] Аль-хавасс - “избранные” Богом, суфии.

[64] Зун-Нун - знаменитый египетский суфий (ок. 796 - 861 г.г. х..э.).

[65] ‘ариф - суфий, “просветленный” истиной от Бога, и достигший высшей ступени в суфийской иерархии.

[66] Намек на полное погружение Бистами в мысли о Боге, а, следовательно, и “слияние” Бистами с Богом в одно целое.

1 Имам - предстоятель на молитве, также священнослужитель.

2 Ар - Раззак (Кормящий) - эпитет Аллаха.

3 Люди этого пути - суфии.

1 Вакт -время. Непредсказуемое время, когда на суфия нисходят откровения от Бога.

2 Ма‘рифа - высший тип знания для суфиев.

[67] Буквально: “Я трижды произнес слово “талак” (формула развода мусульманина с женой).

[68] Макам – “стоянка” (этап на суфийском пути к Богу).

[69] Халь (мн.ч. – ахвал) – мистическое состояние суфия, когда он получает откровения от Бога.

[70] Лаухуль-махфуз – “небесные скрижали”.

[71] Намек на обычай зороастрийцев.

1 Высший тип добродетели, альтруизма и самоотречения среди прочих суфийских ценностей.

2 Ма’рифа – высший тип суфийского знания

 

[72]‘Илм (“знание”) - обычное человеческое знание, низший тип знания вообще для суфиев.

[73] Хакика - высший тип знания, дарованный Богом суфию.

[74] Муракка‘а (хирка) - суфийское платье.

1 ‘Абид (мн.ч. ‘уббад) - “поклоняющийся” - суфий, находящийся в начале Пути - тарика.

2 Халяль - разрешенные исламом продукты питания, в широком смысле - не запрещенные.

3 Харам - “запретное” с точки зрения ислама.

[75] Ма’рифа - высший тип познания у суфиев.

[76] Мужтахид - “усердный” в деле изучения наук, в борьбе за веру и т.д.

[77] аль - Хакк - “истина” - один из эпитетов Аллаха.

1 Михраб – святилище, ниша в мечети (указывающая сторону, к которой молящийся должен стоять лицом).

2 Намек на запрет жениху-мусульманину видеть свою невесту до свадьбы.

3 “Кусочек глины” – человек. Первый человек (Адам) был создан Богом из куска глины.

[78] “Мушахадат” – мистическое созерцание суфием Бога.

[79] “Гарик” – полное погружение (в транс).

[80] Малакут –“средний мир”, мир “божественных повелений”, месторасположение потустороннего света.

4 Ма‘рифа – высший тип знания у суфиев, в котором содержится знание о Боге.

5 Таваккул – упование на Бога.

1 Имам – предстоятель, руководитель общей молитвой.

2 Парафраз на коранические высказывания.

3 Ширк – язычество, непризнание единобожия.

[81] Слова и действия пророка Мухаммада, следование которым не обязательно, но желательно.

[82] Фарида – предписания ислама, исполнение которых обязательно.

3 Мискаль – мера веса, равная 4, 68 грамма.

1 Вилаятун - святость суфийских шейхов - аулия.

2 Направление в сторону Каабы, главного святилища мусульман в г. Мекка.

[83] Рибат - обитель суфиев.

[84] Хурматун – это слово означает жену мусульманина.

[85] Вуду – религиозное омовение для отправления молитвы.

1 Зуннар – пояс, которым опоясывались огнепоклонники – зороастрийцы, намек Бистами на слабость свой исламской веры.

2 Такбир – произнесение слов “Аллаху акбар” [Велик Аллах! ]. Бистами прочел для мертвых заупокойную молитву, где такбир произносится четыре раза.

3 Ма‘рифа – высший тип познания.

[86] Рибат – суфийская обитель.

[87] Такбир – произнесение слов “Аллаху акбар [Велик Аллах]”.

[88] Минбар –кафедра в мечети, с которой имам читает пятничные проповеди.

[89] Источник цитирования неизвестен.

1 Уэйс – суфий, который сподобился божественного знания “ма‘рифа” без обязательного предварительного этапа обучения под руководством наставника - шейха.

[90] ‘Ирфан – боговдохновенное знание.

[91] Иносказание, намек на период мистических деяний.

[92] Т.е. дошедших до конца суфийского “Пути” – тарика.

[93] Т.е. находящихся в начале суфийского Пути.

[94] “Отрицание” и “подтверждение” - произнесение слов “Нет богов, кроме Аллаха”.

1 “Фана” – исчезновение, растворение. Стадия экстатического состояния, в ходе которого суфий утрачивает субъективные характеристики своей личности и “сливается” с Богом.

2 “Бака” – вечное пребывание [суфия] с Богом.

[95] Завия (“угол”) – суфийская обитель, часто строилась рядом с могилой шейха – наставника.

[96] “Худур” – мистическое состояние присутствия суфия у Бога или своего шейха – муршида, наставника.

[97] Духа – позднее утро, время до полудня.

[98] Барзах – перешеек, место между этим и тем светом.

1 Дядя пророка Мухаммада. Не принял ислам, был активным врагом мусульман. Символ безверия.

[99] Аль- Кушайри, Абу-л-Касим (986-1072) -знаменитый суфий и богослов, автор известной книги “Рисалат аль – Кушайрийа” и других произведений.

1 Медресе – мусульманское учебное заведение.

2 “Сама‘” – коллективное радение суфиев, исполнение ими духовных гимнов под музыку, сопровождающееся частым впадением участников в религиозный транс и экстаз.

1 Ханаках – суфийская обитель.

[100] Устаз – профессор. Здесь – учитель, наставник.

[101] Хаммам – купальня – баня.

[102] “Макам” - (мн.ч. “макамат”) – один из мистических этапов “стоянок”, через который проходит на своем пути – тарика суфий.

[103] Салятуль тахийат аль- масджид – “приветственная” молитва для мечети. входит в число необязательных, но богоугодных обрядов.

[104] Риадийат – суфийский психотренинг.

[105] “Салик” – идущий по суфийскому пути-тарика к Аллаху.

1 Рибат – суфийская обитель на рубежах с немусульманским миром.

2 Танбих - (предупреждение)- мистическое указание.

3 Меджлис – суфийские собрания.

4 Речь идет не о настоящем, а о мистическом сопровождении и дружбе с уже умершими шейхами.

[106] Мубтадиг - тот, кто вносит в ислам новшества, “непозволительные”, с точки зрения традиционалистов.

[107] “Аль- афрандж”- “франки”, люди Запада, собирательное название для христиан- греков, французов и т.д.

[108] Фатва - религиозно- юридическое решение, выносимое муфтием, мусульманским религиозным авторитетом и правоведом.

4 “Гаус” - спасение, помощь.

5 Будущий основатель суфийского братства Кадирийа.

1 Кибла - направление в сторону г. Мекки.

2 Т.е. в сторону Багдада.

[109] Вакф – неотчуждаемое имущество.

[110] Завия - суфийская обитель.

[111] Халифа (мн.ч. “хулафа”) - преемник суфийского шейха, от которого он получил официальное разрешение на обучение суфийским “наукам”.

1 Хауаджа (мн.ч. - Хваджаганг) - господин, суфийский шейх. Подразумеваются суфийские шейхи братства Накшбандийа, чей метод мистического познания стал называться “Хваджаганг”.

2 Фарсах - миля, (мера длины, равная 3000 строительных локтей, или 2250 метров).

3 Имам Малик – Малик ибн Анас аль- Асбахи (713 – 795 гг. х.э.).

[112] Тафсир - комментарии.

[113] Зикр - славословие и поминание Аллаха.

[114] Сын Адама - человек.

[115] “Вукуф адади” – “Остановка с числом” - один из принципов молитвы - зикра в братстве Накшбандийа. Суть его заключается в необходимости в промежуток между вдохом и выдохом произнести нечетное количество зикра.

1 Ханака (персидское слово) - синоним “завия”, суфийская обитель.

2 Амрад (мн. ч. “мурдун”) - безбородый, пассивный педераст-юноша.

3 Халяль - разрешенная религией пища.

[116] Речь идет о концентрации суфия на своих ментальных и сенсорных состояниях, имеющих исключительно одну интенциональность (направленность) - на Бога.

[117] “Ла илаха илля Аллаху” - Нет богов, кроме Аллаха.

[118] Мауляна - наш господин.

[119] Хазрат - господин.

3 “Нафи” - мысленное произнесение посредством сердца первой части принципа единобожия “Ла илаха” [Нет богов].

4 “Исбат” - произнесение второй части “Илля Аллаху” [Кроме Аллаха].

5 Закир - суфий, исполняющий зикр.

1 Подлиным орудием познания, по мнению суфиев, является сердце. Существование завесы между сердцем и Богом есть причина невежества людей.

[120] Мадхия - ода, хвалебный жанр стихов.

[121] Основатель суфийского братства Кубравийа. Погиб от рук татаро-монголов во время штурма г. Гурганджа.

1 “Шухуд” - состояние мистического созерцания суфием манифестации [проявления] Божественной сущности.

[122] Баракат - благодать, небесный дар.

[123] Муракаба – постоянный контроль и слежение за Богом, осуществляемое “оком” сердца суфия.

[124] “Фани” (мн. ч. “фанун”) – “исчезающий”, суфий, сподобившийся лицезрения и слияния с Божественной Сущностью (Истиной), в результате чего происходит аннигиляция (уничтожение) всех субъективных качеств суфия, его сенсорных и ментальных состояний.

1 “Мунтахи” – суфий, достигший конца мистического пути к Богу.

2 “Фарк” – рассеянность, разбросанность, отсутствие сконцентрированности внимания суфия на Боге.

[125] “Джамг” – собранность, сконцентрированность внимания суфия на Боге.

[126] Т.е. повторения слов исповедания веры “Ла илаха илля Аллах” [Нет богов, кроме Аллаха].

1 “Таджрид” – отказ суфиев от мира по причине непризнания ими за причинами и следствиями явлений земного мира онтологического значения.

2 Тафрик – стремление к уединению от людей.

3 “Мухаккик” – упрочившийся, исполнивший.

[127] “Файд” - излияние, эманация божественного Абсолюта.

1 “Хулафа – у рашидун” – праведные халифы (преемники). Так мусульмане называют первых четырех преемников пророка Мухаммада, поочередно правивших после его смерти – Абу Бакра, ‘Умара, Усмана и Али. Суфии использовали данное понятие для придания авторитета своим шейхам.

[128] “Явные” науки – т.е. науки о экзотерическом, обычном, в том числе религиозном знании, в отличии от “тайных” наук, как “суфийская” наука, об эзотерическом, мистическом знании и познании.

[129] “Кабиратун” – (мн. число – “кабаир”) – обозначение наиболее тяжких грехов.

[130] “Талиб” – требующий, взыскующий знания (студент). Тут имеется в виду суфий, прошедший начальные этапы суфийского “пути”

[131] “Фарсах” – миля, фарсанг (мера длины, равная 2250 метрам).

[132] “Камаль” – высшая степень совершенства суфия.

1 “Джахри” – громкий, произносимый вслух.

[133] “Сирр” - тайна, метафорическое обозначение истинного духовного начала в человеке, которое должно связывать его с истинным в мире – с Богом.

[134] Буквально: “пока тот не встретил своего самого высокого друга [Бога]”

1 “Аль-хамсу” – пять ежедневных молитв.

2 “Файд” -излияние, эманация. Процесс порождения мира из божественного источника.

[135] Иман – вера в единого Бога и в остальные догматы мусульманской религии.

1 Т.е. Бог.

2 “Талкин” – внушение умирающему для того, чтобы он перед смертью подтвердил свою веру в единого Аллаха.

[136] Мансур ал – Халладж (ок. 858-922 х.э.), знаменитый суфий, автор многих экстатических и парадоксальных высказываний. Казнен (распят) в Багдаде.

[137] “Ид” – праздник. “Идан” – два великих мусульманских праздника. Первый – по случаю окончания мусульманского поста. Второй – Курбан- Байрам, праздник жертвоприношения.

[138] “Азаль” – до начала времени.

2 “Халяль” – пища, разрешенная религией.

3 “Тахир” – мусульманин в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения “Тахарат”.

1 “Халватун” – место уединения, или тайная беседа с Богом (у суфиев).

[139] “Факир” –бедняк, нищий. Синоним и распространенное прозвище суфиев, охотно принимаемое ими.

1 “Гуюб” (ед.ч.- гайб) – тайное, сокровенное.

[140] ‘Арифун” – самые совершенные суфии.

[141] “Таваф” – ритуальный обряд обхода Каабы.

1 “Иршад” – наставничество, обучение шейхом суфия-ученика.

[142] Хиджаз - западная прибрежная часть Аравийского полуострова, где расположены г.г. Мекка и Медина.

[143] Завия (мн.ч.-завая) - суфийская обитель.

1 Ташаххуд - коленопреклоненная поза молящегося в середине или в конце молитвы, когда он произносит слова исповедания веры.

2 “Фазлакатун” - краткое изложение, подытоживание. Здесь в смысле “отборный”, “ лучший”.

[144] “Уэйс” - совершенный суфий - ‘ариф, достигший этой степени без обучения у шейха.

[145] “Каср аль-’’арифан” - Дворец “‘арифов”.

1 “Салят” (пер. намаз) - каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама.

2 “Саджда” – поклонение молящегося, когда он, стоя на коленях, касается носом и лбом пола.

3 “Кашф” - способность к откровениям и к проникновению в чужие мысли, умение читать мысли постороннего.

4 “Калансуа” - суфийская войлочная шапка.

[146] “Йакзатун” - - бодрствование суфия, его “пробуждение” от погружения в мир и обращение к Богу как единственному “объекту”, достойному внимания суфия.

[147] “Тауба” - раскаяние и отказ суфия от всего мирского.

[148] “Ракагат” - цикл молитвенных поз и движений в молитве, сопровождаемых чтением молитвенных формул.

[149] “Тарик” - “Путь” или состояние движения суфия к Богу, т е.метод постижения Истины.

[150] Намек на кораническое высказывание: “Он - тот, кто сотворил небеса и землю в истине; в тот день, как Он скажет: “Будь! ” - и оно бывает”. (Коран 6: 73).

[151] “Дарих” - гробница, мавзолей, сооруженный над могилой суфийского шейха.

[152] “Амр биль магруф” - исполнение предписаний Бога.

[153] “Нахи аниль мункар” - воздержание от порицаемого Богом.

[154] “Сака” - виночерпий, разносчик воды, водонос, торговец водой; тот, кто орошает землю.

[155] “Дервиш” - бродячий суфий.

[156] Возвышение Халиля не соблазнило шейха Бахаутдина обратиться к соблазнам дворцовой жизни.

[157] “Асхабы” - подвижники, праведные суфии.

1 Душа, по мнению суфиев, - источник всего греховного в человеке. Поэтому обуздание души есть одна из задач суфиев.

[158] Поллюции (мед.) - непреднамеренное истечение спермы у юношей, достигших половой зрелости, и у мужчин.

[159] “Фана” - “ отключение” суфия, аннигиляция его “Я”, состояние, сходное с состоянием нирваны.

[160] Т.е., несуфийское, неэзотерическое знание.

1 “Вужуд” - существование, бытие, экзистенция.

[161] “Тажарруд” - беспристрастность, незаинтересованность суфия в мирской суете, его разрыв с миром.

[162] “Махин” - стирание. “Махин сифат” - исчезновение и аннигиляция субъективных сенсорных и ментальных качеств суфия в ходе его погружения в созерцание Бога и растворения в Нем. Сходен с состоянием “нирвана”.

[163] “Матыйа” - верховое животное, средство передвижения. Суфии использовали это слово для обозначения мистических средств приближения суфия к Богу.

[164] Намек на суфийский идеал воздержанности, аскетизма и нищеты. “Факр” [бедность] - средство для суфия, чтобы порвать с миром и слиться с Богом.

[165] Речь идет об авторе широко известного суфийского произведения “Рашахат аль-унс”, Абд ар-Рахмане Джами.

1 “Ният” - намерение, цель, помысел. Намек на высказывание пророка Мухаммада “Иннама аль-агмалю бин-нияти” (“Воистину, всякое действие оценивается по намерению).

2 Арабы обычно не читают последнюю букву “та”, если делают паузу или остановку, а делают придыхание, похожее на букву “х”.

1 “Дунья” - земной, бренный мир, символ неистинности и иллюзий.

[166] “Муракаба” – контроль, внимательное слежение за своими состояниями и созерцание Бога.

[167] “Мушахада” - созерцание Бога.

[168] “Мухасиба” – проверка, контролирование суфием своих состояний.

1 “Вукуф адади” - контроль за тем, чтобы мысленно произносимый зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и в согласии с установленной формулой.

 

[169] Хадис–кудси — сообщения пророка Мухаммада о словах Аллаха, не вошедших в Коран.

[170] Намек на кораническую историю пророка Ибрахима, который с помощью Аллаха спасся от огня язычников, куда те его бросили (Коран 21: 50-70).

[171] Намек на отступление членов общин христиан и иудеев от предначертаний Бога, изложенных еще пророку Ибрахиму [Аврааму].

1 “Миградж” – вознесение на небо. Пророк Мухаммад совершил миградж.

2 Прославление, произнесение слов “Аллаху акбар” (Аллах велик!).

3 “Сиям” или “саум” – мусульманский пост.

[172] “Нафс” – душа, источник всего плохого и греховного в человеке, по мнению суфиев. Следовательно, для суфия необходимо поступать вопреки желаниям души, бороться с ней.

[173] “Ширк” – акт проявления безверия в единство и единственность Бога, самый тяжкий грех.

[174] “Кашф” – раскрытие и обнаружение тайного и сокровенного, т.е. истинного.

[175] “Абид” – много поклоняющийся Богу, начинающий суфий.

1 “Мунафик” – лицемер, который внешне принял ислам, но внутренне не уверовал в Аллаха.

2 “Истинжа” - подмывание или очищение после испражнения водой или предметами, как мелкие камни.

3 Намек на высказывание пророка Мухаммада “Дарите друг другу и возлюбите друг друга! ”

[176] “Ма‘рифа” – высшее абсолютное знание о Боге.

[177] “Салят-магриб” – четвертая ежедневная молитва, совершаемая после захода солнца.

[178] Мир “фана” – земной мир, сотворенный и подлежащий гибели и исчезновению. Земной мир, по мнению суфиев, обладает мнимой действительностью.

[179] Мир “бака” – вечный мир, область божественных вечных идеальных сущностей.

1 “Вакф” – неотчуждаемое имущество, предназначаемое для определенных целей.

[180] Достигла зрелости, стала девушкой.

1 Сахва-ясность, прозрачность сознания.

[181] ‘Илм – знание. Имеются в виду мусульманские ученые-ортодоксы, критически относящиеся к суфизму и не приемлющие основные принципы суфизма.

 

[182] Здесь святость, угодничество (близость к Богу) и суфизм тождественны.

[183] “Фани” - суфий в состоянии “фана”, полного отключения от земного мира.

[184] Библейский пророк, персонаж Корана.

1 “Фатва”- решение по религиозно-юридическим вопросам.

[185] “Куфия” - шапочка, вокруг которой навертывается тюрбан.

1 “Маджзуб” - суфий, охваченный безудержным влечением “джазб” к Богу и находящийся в экстазе и трансе.

2 Способ гадания.

[186] Речь идет о мистической службе и дружбе, после чего шейх Бахаутдин Накшбанд дал шейху Я‘кубу “иджаза” (право на обучение суфиев-муридов).

[187] Женщины-суфии.

[188] “Кабд” - мистическое состояние, которое можно охарактеризовать как охваченность сердца суфия страхом перед Богом.

[189] “Ажнаби” - чужой, чужестранец. В юридическом смысле “ажнаби” - любой мужчина, не входящий в число близких мужчин-родственников, и поэтому не имеющий права заходить в дом.

1 “Ташаххуд” - элемент мусульманской молитвы - “салят”, когда молящийся, сидя на корточках, произносит слова исповедания веры “Нет богов, кроме Аллаха, Мухамммад - его пророк”.

2 “Салят-‘иша – последняя из ежедневных пяти молитв - “салят”.

3 Сидеть скрестив ноги и обратившись лицом в сторону Мекки.

1 “Сама‘” - коллективное радение суфиев с исполнением плясок и чтения стихов мистического содержания.

[190] “Барас” - проказа. “Абрас” - больной проказой, альбинос.

[191] “Махин” – “стирание” и “исчезновение” всех чувств суфия, его “Я”, в процессе погружения в транс.

1 В данном случае речь идет об убежденности в подлинности (правде) Бога и об убежденности в Боге как таковом.

2 “Халифа”- в данном случае речь идет о правителе Арабского Халифата периода его классического расцвета.

[192] “Зиндик” (мн.число – “занадикатун”) – еретик, подрывающий основы исламской веры.

[193] Люди “исар” - альтруисты, предпочитающие жертвовать собой ради других.

1 “Джамгинатун” - концентрация внимания суфия на единственном “объекте” - Боге.

2 “Амрад” (мн.число “мурд” или “мардау”) - безбородый юноша.

[194] Местность вблизи Мекки, где совершаются некоторые из обрядов и ритуалов паломничества.

[195] Абу Ханифа (699-767 г.г. х.э.), богослов, факих, основатель и эпоним ханифитского мазхаба.

[196] “Шериф” (мн. число – “шурафа”) – знатный человек, представитель аристократии, благородный человек, а также титул потомков пророка Мухаммада. Здесь имеется в виду потомок пророка Мухаммада.

1 Намек на коранический аят, где говорится, что Аллах незаметным образом заманивает грешников и неверующих в Него в западню, где внезапно обрушит на них свой гнев. “Оставь же Меня с тем, кто считает ложью этот рассказ; Мы постепенно сведем их, так что они не узнают”. (Коран 68: 44).

[197] Амир - начальник, губернатор, вельможа.

[198] Первых и последних – т.е. людей.

[199] “Шахрухия” - монета, выпущенная в годы правления шаха Руха.

1 “Лаух аль-махфуз” - “хранимая доска”, священное писание.

2 “Верховный полюс” - одна из высших ступеней в суфийской иерархии.

[200] “Фани” - суфий, сумевший достичь состояния “фана” [утраты “Я”, исчезновения и слияния в Боге].

[201] ‘Уурратун – белая звездочка на лбу лошади, признак породистости и чистокровности.

1 Подразумеваются сторонники теории, согласно которой Абсолют [Бог] реализуется в явлениях и сущностях мира, а мир становится необходимым модусом и ипостасью его [Абсолюта] бытия.

2 Учение “таухидун шухудийун” или “вахдат аш-шухуд” обычно связывают с Ахмадом Сирхиндим, который критиковал сторонников учения “вахдат аль-вуджуд”, и считал, что если они придерживались постулата “Все есть Он”, то его постулат — “Все из Него”, что не противоречит сунне и шариату.

[202] Имеется ввиду духовное общение шейха-наставника и суфия-ученика в уединении, когда они концентрируют свои помыслы на мысленном образе друг друга, что вначале дает духовный контакт, а затем духовное единение.

[203] “Актаб” (полюса) - суфийские шейхи. “Кутб (полюс) - суфийский шейх, “владыка” времени.

1 “Праведные халифы” - Абу Бакр Сиддик, ‘Умар ибн Хаттаб, Усман и Али, последовательно правившие после смерти пророка Мухаммада.

[204] Махди – провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах.

1 Ахмад Сирхинди сравнил себя чуть ли не с Богом. См. стих - аят из Корана: “Он - тот, который сделал вам из дерева огонь, и вот - вы от него зажигаетесь”. (Коран 37: 80).

1 Абу Ханифа (699 - 767 по х. л.), Шафиги (767 - 820 по х. л.), также Ахмад Ханбал и Малик ибн Анас — факихи, основатели 4-ех мазхабов мусульман-суннитов.

[205] Автор описывает шейха Ахмада Сирхинди как человека, строго следовавшего предписаниям ортодоксального ислама, как последовательного суннита.

2 Намек на суфиев других братств, практикующих радения и пляски.

[206] Намек на кораническое высказывание “О ты, душа успокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди с Моими рабами, Войди в Мой рай! ” (Коран 89: 27 - 30).

1 То есть, весь комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман.

[207] В переносном смысле, не в смысле физического недуга.

[208] Речь идет об известном противопоставлении суфиями теоретического знания ‘илм интуитивному знанию сердца “якин” в пользу знания сердца “якин”.

[209] Сама‘- коллективное радение суфиев с распеванием мистических стихов.

[210] Игра слов. Суфии однозначно под словом “важд” понимают не обретение чего-то материального, а экстаз, наитие, обретение откровения свыше. Речь тут идет о высшем суфии, который не обретает “важд” (экстаз), а всегда обладает этим состоянием, и, значит, не находит его.

[211] “Худжуб” [ед. число - “хиджаб”] — завесы, скрывающие божественные тайны и сущности.

[212] “Шатахат” - (ед. число - “шатх”) - изречения, произносимые суфием, утратившим контроль над собой в момент мистического экстаза (важд).

[213] Два главных произведения великого суфия Ибн Араби, названные впоследствии “Энциклопедией суфизма”, поскольку в них со всей полнотой и глубиной изложены сущность и принципы эзотерического суфийского учения.

[214] “Шариат” — закон, предписания, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют ценности и религиозную совесть мусульман.

[215] “Хакикат” — созерцание Бога, абсолютная истина суфиев, снятие завесы из материальных вещей и лицезрение качеств Бога.

[216] Ссылка на суфийское произведение “Викайат” [Ограждение от заблуждений].

[217] “Актаб” [ед. число — “кутб”] — “полюсы”, “аутад” [ед. число - “уатад”] — “опоры”, “абдал” [ед. число — “бадал”] — “замены”, “афрад” [ед. число —- “фард”] — “уникумы” — это титулы и степени высших суфийских шейхов.

[218] “Инсан камил” — термин, впервые использованный Ибн Араби. Он полагал, что “Инсан камил” — зеркало, в котором Бог созерцает свои атрибуты, заключенные в Нем в потенции.

[219] Намек на кораническое высказывание: “Мы [Бог] сказали: “О, огонь, будь прохладой и миром для Ибрагима! ” (Коран 21: 69). В суре “Пророки” рассказывается, как Аллах спас пророка Ибрагима от огня, куда его бросили язычники.

[220] “Ар-равафида” (ед. число — ар-рафид) - рафидиты, одно из распространенных прозвищ шиитов.

[221] Слово “вино” здесь приводится в аллегорическом смысле.

[222] Установление тесной духовной связи между учеником и учителем. “Таваджжух” — это практика концентрации помыслов учителя и ученика на мысленном образе друг друга, что вначале создает духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика.

[223] “Мурад” — суфий, безудержно влекомый к Богу в состоянии транса, без усилий преодолевающий все преграды, которые как бы сами “уступают” ему дорогу.

1 Здесь нет противоречия. Само сравнение шейха Хабибуллы Мазхара с шейхом Мухаммадом Афдалом (хотя последний занимал в суфийской иерархии более высокое положение) в глазах суфиев свидетельствовало о необычайных успехах шейха Хабибуллы Мазхара.

[224] Аль-Халладж, Абу Мугис Хусейн ибн Мансур (род. 850 г. — казнен 992 г. х..э.) — выдающийся суфий, казненный за свои проповеди.

[225] Ханифитского мазхаба — одного из четырех главных юридическо-правовых школ суннизма.

1 Два авторитетнейших сборника хадисов (высказываний пророка Мухаммада), составленных аль- Бухари Мухаммадом (810 — 870 г. г. х. э.) и Муслимом (817 или 821 г. х. э.).

[226] Намек на кораническое высказывание: “И ты увидишь, что горы, которые ты считал непоколебимыми, помчатся, словно облака, Аллахом сотворенные, исполнил Который все в совершенстве” (Коран 27: 88).

[227] “Вино заук” — метафора, обозначающая начало погружения суфия в сокровенный мир тайн, которые будоражат и опьяняют его.

[228] Намек на коранический аят: “О, ты, душа успокоившаяся! ” (Коран 89: 27).

[229] Слова аль-Халладжа (казнен в 922 г. х..э. в Багдаде).

1 Ас-Сафа и аль-Марва ‑ два холма возле Каабы, между которыми паломники совершают бег после исполнения обряда таваф.

[230] Типичные слова из лексикона суфийских шейхов.

[231] В тексте “иджаза” вместо слова “руки” написано слово “рука”, то есть в единственном числе.

1 Один из составителей сборников хадисов о пророке Мухаммаде.

[232] Таваджжух — концентрация мыслей учителя и ученика на мысленных образах друг друга для достижения духовного единства.

1 Намек на аят: “Поистине, Мы даровали тебе [, Мухаммад] изобилие! ” (Коран 108: 1).

[233] Намек на приближающуюся смерть.

[234] Речь идет о его наставничестве вообще, а не конкретно о практике “таваджжух”.

[235] Со смертью пророка Мухаммада прекратился прямой контакт мусульманской общины с Богом и появление новых пророков стало уже невозможным.

1 Аш-Шафиги, Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис (767 ‑ 820 г.г. х.э.) — факих, основатель собственной богословско-правовой школы.

[236] Ореол светящейся короны, которую можно увидеть только в случае полного солнечного затмения.

[237] Муджтахид ‑ ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха.

[238] В первый раз он совершил упомянутое избавление от своих вещей после возвращения из Мекки с хаджжа.

[239] “Аль –Гази” - “Борец за веру”, почетный титул отличившихся в “войне за веру”, ставший частью титулов и имен мусульманских правителей.

1 “Насик” (мн. ч. “нуссак”) ‑ отшельник, подвижник, аскет.

[240] Имеется в виду “фарк сани” ‑ следующее состояние суфия после “фана” ‑ растворения суфия в Боге. Состояние “фарк сани” [второй “фарк”] ‑ возвращение суфия к ясности сознания после угасания его “Я” в ходе “фана”, но уже на более высокой стадии, когда суфий видит Бога глазами Бога. Первый же “фарк” [“фарк аввал”] — это состояние суфия, загороженного созданиями от видения Бога.

[241] Для более подробного ознакомления с обстоятельствами переезда шейха Халида в Дамаск см. статью “The Naqshbandiyya - Mujaddidiyya in the Ottoman lands in the early 19th century” by Butrus Abu-Mannen // Die Welt des Islams // ‑ Volume XXII ‑ Leiden ‑ E.J.BRILL ‑ 1982.

[242] Вакф ‑ имущество, завещанное на благотворительные цели, вакуфное имущество.

[243] Мечеть в южной части аль-Харам аш-Ш’ариф в Иерусалиме, одна из важнейших святынь ислама. (См. подробнее “Ислам. Энциклопедический словарь. -- М.: Наука. 1991).

1 Арафат --название горы возле Мекки. (День Арафата — 9-ый день месяца Зу-ль-хиджжа, который паломники проводят на горе Арафат).

[244] Игра слов: 1. “Аль-Кудс” [Священное] ‑ город Иерусалим. 2. “Аль-Кудс” [Священное] ‑ святость Аллаха.

1 По представлениям мусульман, правоверные удостаиваются мученичества не только на войне, но и во время эпидемий, болезней, катастроф и так далее.

[245] Шейх Халид был родом из курдского племени Джаф, представители которого считали, что их предком является Усман ибн Аффан.

[246] В мусульманских странах до недавнего времени начало суток отсчитывали от захода солнца. Шейх Халид умер в четверг после захода солнца, то есть в пятницу, согласно мусульманскому календарю.

1 Намек на коранический рассказ о пророке Мусе [Моисее], который просил Бога показать себя ему. Бог встал на гору, которая тотчас разрушилась, а Муса упал, как сраженный молнией и громом. “А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса [Моисей] пораженным” (Коран 7: 143).

[247] 1. “Аль-Футухат аль-маккийа” — многотомное сочинение выдающегося суфия Ибн Араби (1165 — 1240 г.г. х.э.)

[248] Это высказывание, является перефразировкой известного изречения выдающегося суфия Ибн Ата Аллаха Александрийского (см. книгу Ибн Аджиба “Иказ аль-химам”. Каир, Даль аль-ма‘ариф, - 1985г., стр. 59).

[249] “Талкин” — инструктаж, обучение шейхом ‑ наставником суфия-мурида исполнению зикра, принятого в братстве.

1 Ибн Хаджар — крупный ученый-богослов, автор многих книг.

[250] “Вино” — условное обозначение высшего, обладающего опьяняющей силой, божественного знания “ма‘рифа” и любви к Богу.

[251] Ракагат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул.

[252] “Калб” (сердце) — ключевое понятие суфизма. Суфии рассматривают “калб” как орган познания, наделенный видением самой сущности вещей и сущности Бога.

[253] Покрытие, охватывание, овладевание.

[254] Ахмад ибн Ханбал ‑ основатель одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, догматико-правовой школы, богослов и автор сборника хадисов.

[255] Ат-Тирмизи и аль-Хаким ‑ авторы сборников хадисов.

[256] Аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058 ‑ 1111 гг. х.э.) ‑ крупнейший теолог, философ и факих. В конце своей жизни обратился к суфизму. Получил почетное прозвище “Худжжат аль-ислам” [Довод ислама].

1 Зикр ‑ упоминание, воспоминание, поминание.

[257] Мусульманское предание гласит, что первый человек Адам сразу же после сотворения его Аллахом из глины, чихнул и восхвалил Бога словами “Аль-хамду лиллахи” (Хвала Аллаху!).

[258] Т. е. произнесение (мысленно) формулы исповедания веры: “Ла илаха илля Аллаха Мухаммад расулу Аллахи”. ‑ Нет богов, кроме Аллаха, и Мухаммад ‑ Его пророк.

[259] См. словарь суфийских терминов (ниже).

[260] Намек на кораническое высказывание: “А когда они приходят к тебе препираться, то говорят те, которые не веровали: “Это — только сказки первых! ” (Коран 6: 25).

[261] Абу аль-Хасан аш-Шазили (1196 ‑ 1258 г.г. х.э.) ‑ основатель североафриканского суфийского братства аш-Шазилийа.

1 Аль-Кушайри, Абу-л-Касим (986 ‑ 1072 г.г. х.э.) ‑ богослов и суфий, автор классического суфийского трактата “Ар-Рисалату фи-л-гилми ат-тасаввуф”.

2 “Мухашшин” ‑ комментатор, пишущий на полях книги, которая тоже зачастую может быть комментарием на другую книгу.

3 Возможно, речь идет о произведении аль-Газали “Воскрешение наук о вере”.

1 Эти слова невозможно перевести с арабского языка на русский привычной фразой “поклонение Богу душой и телом”, так как для мусульман, и особенно для суфиев, душа является обозначением низкого и низменного в человеке. Суфии обозначают духовное в человеке, которое поклоняется Богу, словом “сердце”.

2 Представитель маликитского “мазхаба”, основан Маликом ибн аль-Асбахи(713 ‑ 795 г.г.х. э.).

[262] Ханифитский “мазхаб” ‑ один из четырех догматико-правовых толков мусульман-суннитов. Основатель этого мазхаба ‑ Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит (699 ‑ 767 г.г. х.э.) ‑ богослов и факих.

[263] Молчаливый зикр — третий вид зикра (см. выше).

1 Кааба ‑ главное святилище ислама, расположенное в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

[264] Ракагат ‑ цикл молитвенных поз и телодвижений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул.

[265] Первая часть этой фразы (Нет богов, кроме Аллаха) является отрицанием (“Нет богов”), а вторая часть является утверждением (“кроме Аллаха”).

[266] “Фана” ‑ мистическое состояние погружения суфия в Бога, утрата суфием своего “Я”, его самости, его отключение от всего в мире, кроме Бога.

[267] “Бака” ‑ мистическое состояние возвращения суфия из состояния “фана”, но уже с твердым и ясным постижением Бога во всем и в себе.

1 Слово “сердце” здесь употреблено в мистико-познавательном значении, т.е. подразумевается как духовный “орган” постижения божественной истины.

[268] “Ходжа” (мн. число ‑ “хваджаганг”) ‑ обозначение члена суфийского братства “хваджаганг”, основанного шейхом ‘Абд аль-Халиком аль-Гудждувани и получившего впоследствии название Накшбандийа. “Хатм” ‑ “печать”, то есть, “хатм аль-хваджаганг” ‑ завершение, заключительная часть ритуального обряда.

[269] На самом деле аят звучит по другому: “Не распоряжайтесь имуществом сироты” (Коран 6: 152).

[270] “Муджтахид” (мн. ч. ‑ “муджтахидун”) ‑ ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важнейшим вопросам фикха.

1 Аль-Джаббар — Могущественный (эпитет Аллаха).

[271] Шейх-аль ислами (шейхуль-ислам)‑ “старейшина ислама”, почетный титул наиболее авторитетных муфтиев и факихов.

[272] Фукара (ед. число ‑ факир) ‑ “бедные”, синоним суфиев-аскетов, дервишей, бродячих суфиев ‑ “маламатийа”.

[273] Джалал ад-дин Абдурахман ибн Абу Бакр ас-Суюти ‑ выдающийся богослов, соавтор комментария к Корану, известного как “Тафсир аль-Джалалейн”.

[274] Факир (бедный) — суфий.

[275] Фукара (бедные) — суфии

[276] “Шариат” – комплекс закрепленных Кораном и сунной пророка Мухаммада предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

[277] “Тарикат” (путь или “тарика”) – слово, служившее сперва для обозначения метода мистического познания суфиями Божественной истины. В дальнейшем, в связи с усложнением организационных структур объединений мистиков-суфиев, слово “тарикат” стало обозначением свода всех частных мистических учений суфиев и практических методов, которые культивировались в системе братств - “тарикатов”.

[278] “Хакикат” – суфийское понятие, служит для обозначения упразднения (замены) человеческих качеств суфия Божественными качествами.

[279] Аль-Фатиха — название 1-ой суры Корана. Произносится при завершении подобных молитв.

1 Эти два слова – “Шейх аль- Газали” – скорее всего были по ошибке напечатаны в этом месте.

[280] Каноническая молитва из двух “ракагатов”, – богоугодна, но необязательна (сунна). Молитва-”салят” (фард) – обязательна.

[281] Причина — Бог (как Первопричина).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.