Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От структурализма — к постмодернизму. Структурализм и постструктурализм






Структурализм — самая известная попытка превратить гуманитарное знание в объективное и универсальное Структура — закон связи определенного множества элементов. Этот закон объективен, универсален, объединяет в одно целое частные функции отдельных элементов Знание структур освобождает гуманитарное знание от субъективизма и превращает его в разновидность научного Постструктурализм — движение, считающее претензии структуралистов на объективность гуманитарного

знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания исторических событий. Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой структуры — контекст, индивидуальные особенности автора

Структурализм (начало XX в. — 60-е гг. XX в.) — направление современной философии, возникшее на основе специальной методо­логии анализа лингвистических, семиотических, антропологических проблем, мифов и сказок, других художественных текстов. Основопо­ложник — швейцарский лингвист Фердинанд Соссюр (1857-1913). Структурализм — реакция на обвинения в «ненаучности» гуманитарных наук. Гуманитарные науки якобы погрязли в эмпиризме, их обоб­щения недостоверны, субъективны, неформализуемы. Но перестройка гуманитарных наук по образцу естественных уничтожает их специ-'фику. Значит, они должны иметь собственные методы объективного анализа. За их открытие структурализм приобрел всемирную извест­ность. Гуманитарное знание признали научным.

Главное понятие«структура» (форма) — закон связи функций множества элементов. Ей подчиняется бесконечное множество раз­личных конкретизации. Знание структуры освобождает от накопления и анализа частностей. Так, русский лингвист В. А. Пропп в 1927 г. уста­новил, что все русские волшебные сказки имеют одну и ту же структу­ру [см. его Морфологию сказки].

Принципы структурализма: целостность (целое определяет свои части); имманентность (структура — сущность, «скрывающаяся» за эмпирическим бытием своих проявлений); безличность {объектив­ность).

Постструктурализм (последняя треть XX в.) — движение критиков структурализма. Яркий представитель — французский философ и со­циолог Мишель Фуко (1926-1984). По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами ана­лиза контекст, диалогичность и индивидуальные особенности челове­ка, от проявления которых очень часто зависят направление и резуль­таты развития истории.

В литературоведении постструктурализм проявился в форме дви­жения «деконструкции» — специального метода критики текста (ав­тор - французский лингвист и философ Жак Деррида (1930-2004). Цель критики — разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, скрытых не только от «наивного» читателя, но и от самого автора «остаточных смыслов». Результатом критики должны стать собственные размышления критика, навеян­ные чтением исходного текста. При этом они более важны, чем сам текст. Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста. Нет никакой однозначной, целостной, скрытой и все подчиняющей структуры текста. Разрушенный деконструкцией, он распадается на множество фрагментов, не связанных ничем, кроме личных ассоциаций критика. Сколько критиков (читателей), столько и интерпретаций текста. Нет никакого различия между естественным, научным и художественным языками. Всякий язык неизбежно художественен, всегда функционирует по законам риторики и метафоры; любое научное знание существует в виде не строго логического изложения-исследования своего предме­та, а художественного произведения. Всякий текст — «рассказ». Мир можно познать только в форме «литературного» рассказа, истории; даже представители естественных наук, например физики, «расска­зывают истории» о ядерных частицах. Любая структура (порядок) ро­ждается из неструктуры (хаоса). Поэтому важна не целостность, а ее части, фрагменты; не безличная структура, а личность и переживания ее автора.

Постмодернизм (последняя треть XX в.) — идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождеств­ляются). Самое эклектичное и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целью доказательство полной несостоятсльности идеалов и методов классической философии, преодоление вся­кой метафизики в принципе.

Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодерни­сты пошли дальше и объявили своей целью борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна» (XVIII — первая половина XX в.). Термин «постмо­дернизм» был введен в оборот французским философом и социоло­гом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998). Постмодерн, пишет он в книге «Состояние постмодерна», «обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века».

Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые «метарассказы» (мифы), наподобие «диалектика Духа, герме­невтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п.», с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования.

Эпоха постмодерна отличается быстрым ростом роли техники и технологий, сдвигом интереса от анализа целей существования чело­века к средствам их достижения, не доверяет «метарассказам», устра­няет, по выражению Лнотара, «великого героя, великие опасности, великие кругосветные плавания и великую цель», то есть игнорирует старые философские идеалы, устанавливает свои правила игры и бо­лее не претендует на решение глобальных этических пли политиче­ских проблем.

Наука эпохи постмодерна соотносится не столько с ньютоновской механикой, системным анализом, сколько с прагматикой конкретных, специализированных языков. Исчезновение общего единого фило­софского языка, общей единой онтологии, общей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта — главный признак науки эпохи постмодерна.

В эпоху постмодерна нет единой языковой игры, нет единого по­знающего субъекта. Есть неисчислимое множество пересекающихся неустойчивых языковых игр, в каждой из которых субъект свободно перемещается от одной когнитивной позиции к другой — отправителя, получателя, референта, судьи информации.

В эпоху постмодерна возникает новый критерий эффективности социальных систем. Это не достижение истины, не технологичность, не консенсус, а возможность игроков самим устанавливать и менять правила своей игры. Социальная система, работающая в соответствии с новым критерием, требует отказа от вымыслов, поиска неизменных сущностей, ставит на первое место расчет результатов взаимодействия игроков.

Информация — базисный капитал общества в эпоху постмодерна. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение.

«Единственной легитимацией, которая в конечном счете обеспечи­вает принятие такого требования [возможность принятия игроками новых правил игры], является то, что это дает возможность произво­дить новые идеи, то есть новые высказывания» (Ж.-Ф. Лиотар, «Со­стояние постмодерна»).

Философия, наука и искусство должны расстаться с идеалами эпохи модерна —

верой в существование безличного разума, поисками неизменных сущностей, технический прогресс как решение социальных проблем.

Социальный и технологический прогресс сделал всех зависимыми друг от друга на абсолютные философские, научные решения проблем Не существует абсолютного разделения на субъект и объект, универсального языка, вообще нет ничего абсолютного.

Прагматизм взаимодействия всех со всеми — главный критерий социального

прогресса эпохи постмодерна. Информация — базисный социальный капитал.

Процедуры и технологии производства информации — ведущие отрасли.

Социальная жизнь — бесконечное производство ничего не обозначающих символов (симулякров)

Постмо­дерн — это прежде всего философия, которая направле­на против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналити­ческая философия по сути своей не отказались от иде­алов нововременной философии. Постмодернисты гото­вы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитариз­ма»: жесткие логические схематики, окончательные вы­воды, всяческий поиск устойчивого, преклонение пе­ред авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необосно­ванных ценностей, стремление к непременному согла­сию между людьми, умаление эмоционального и чув­ственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.

Среди «теоретиков» постмодернизма, который, среди прочего, отрицает всякую теорию, принято выделять такие фигуры, как Р. Барт, Ж. Бодрийар, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Лакан, М. Фуко.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дис­кретности, плюрализма, чувственности, кризиса ав­торитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, не­согласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.