Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В гносеологии формируются два направления: рационализм и эмпиризм.






Эмпиризм считает основным источником достоверного научного знания опыт, рационализм основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Главные фигуры в ФФ Нового времени - Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза. Т.Гоббс и Дж.Локк, кроме гносеологических проблем, выдвинули ряд интересных идей в области социальной ФФ (общественный договор, права человека, роль государства и др.)

Предельное развитие эмпиризма привело к формированию концепций субъективного идеализма ( Дж. Беркли и Д. Юма).

 

5. XVIII в. в европейских странах называют эпохой Просвещения. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл " просвещения" (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.

Типичной формой отношения к религии становится деизм (учение о боге как о существе, сотворившем мир, «запустившем его», но не управляющем его судьбами). Появляются и атеисты, материалисты, первым из которых был Жан Мелье. Главные деятели Просвещения: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, де Ламетри, Гольбах, Дидро, Д'Аламбер, Гельвеций. Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердер в своем важнейшем сочинении " Идеи к философии истории человечества" рассматривает проблему общественного и исторического прогресса.

 

 

6. Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под " классической" понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем, а также качество изложения этих идей (в сущности был выработан философский научный стиль как профессиональный подъязык, тогда как ранее философские тексты были ближе по стилю к эссе, к публицистике).

Немецкая классическая философия (ХУШ-Х1Х вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как " объективную науку об истине", содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии)

– в отличие от метафизики, рассматривающей мир вне проблем его взаимосвязи и развития (Объекты изучения рассматриваются статично и изолированно) –

способствовала превращению философии в методологию.
(NB!!! – обратите внимание на соотношение диалектики и метафизики).

7. Постклассическая европейская философия (Х1Х-ХХ вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, феноменологию, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: иррационализм, экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др.

Этому делению, как правило, соответствует деление на сциентистские и антисциентистские направления.

В марксизме в отличие от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно-исторический процесс. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.

Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества. Как правило, в понятие соборности включают единство людей в любви к Богу.

 

8. Современная западноевропейская философия (ХХ-ХХ1 вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль ХХ-ХХ1 вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией.

 

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: " Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли".

 

Философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в XXI в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.