Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая информация. 1. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность






1. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом " познай самого себя", для философов Нового времени - " как возможно познание", для современного позитивизма - в чем суть " логики научного открытия", некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д. Для марксистско-ленинской философии XX в. существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: " Что первично: дух или материя, идеальное или материальное? " Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе, человека к миру.

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма. Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ ХУП-ХУШ вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. " Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".

Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами.

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи. ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религия опирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновывает свои положения рациональными средствами.

Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм в основу всего существующего кладет сознание как некий высший разум, идеальное начало всего сущего, недоступное чувственному восприятию (трансцендентное): эйдосы, мировой дух, абсолютную идею, мировую волю и т.п.. Наиболее целостную систему объективного идеализма в древние времена дал Платон. Своего высшего развития объективный идеализм достиг в философии Гегеля. Субъективный идеализм исходит из признания, что первичным и реально существующим являются только наши ощущения, наше «я», а все то, что окружает нас, является лишь продуктом, комплексом наших ощущений. Субъективно-идеалистические взгляды могут привести к солипсизму, т.е. признанию существования только своего «я». Система субъективного идеализма наиболее полно была изложена в XVIII в. в философии английского епископа Дж. Беркли. В форме скептицизма и агноцистизма субъективный идеализм разрабатывали английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант.

Следует отметить, что противоположность взглядов материализма и идеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанцией всего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Тем не менее выделение этих традиций, безусловно являющееся определенной схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразии философских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Далеко не во всех философских учениях вопрос о субстанции мира является основным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.