Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теология Дунса Скота






Дуне согласен с Фомой в том, что мы познаем Бога на основании его следствий (творений), а не из его (непознаваемой) сущности; в земной жизни по указанным причинам никто не может познать Бога. Но мы не можем познать Бога посредством аналогии между творениями и творцом, ибо все понятия происходят только из вещей, а Бога непосредственно мы не знаем, что требуется для сравнения по аналогии.

Фома полагал, что Бог бесконечен, потому что не ограничен ни­какой материей, представляя самое простое существование. Дуне считает такое доказательство бесконечности Бога умозрительным и ложным.

Новое (космологическое) доказательство существования Бога:

1. Всякое следствие должно быть произведено чем-то другим, так как не может произвести само себя, не может возникнуть из ничего, а круг причин невозможен.

2. Существует упорядоченный ряд существенных причин, исклю­чающий ряды случайных причин, а также бесконечный регресс.

3. Значит, существует первая существенная причина, то есть Бог. В противоположность Фоме Дуне считает, что:

Существует первая, неопределенная материя, полностью лишен­ная формы, так как бытие, обладающее формой, не может быть первичным для всего существующего — начало всякого бытия.

Вселенная — результат индивидуации (ограничения) первой мате­рии различными формами и «этостями» — невыразимыми в языке индивидуализирующими признаками вещей. «Этость» не сводима ни к материи, ни к форме, ни к комбинации форм. Благодаря «это-сти» каждая вещь превращается в нечто неповторимое.

Универсалии (формы) существуют объективно (вне ума челове­ка). В противном случае не было бы реального единства всех вещей.

Одна и та же вещь может иметь несколько форм. Человек, например, имеет по крайней мере две такие формы — одну для тела, другую для существования в качестве живого существа.

Человеческая воля определяется только самой собой (даже Бог не может повлиять на ее выбор). Бессмертие души не может быть доказа­но разумом, принимается как откровение.

Закон жизни: не теоретическое познание и созерцание (как у Фомы), а деятельная любовь к Богу обеспечивает высшее блаженст­во. Грех — нарушение или отсутствие такой любви.

Уильям Оккам (1285-1349) — влиятельный номиналист позднего Средневековья, последний крупный схоласт, чьи взгляды в немалой степени способствовали разрушению схоластики и формированию перехода к философии Нового времени. Будучи францисканцем, про­тивопоставлял себя как последователям Фомы, так и последоватеоям Дунса Скота.

Основные произведения — «Сумма логики» и «Трактат о таинст­вах».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.