Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великобритания.






В 1982 году в Англии была создана «альтернативная» программа «Канал-4» («Чэннел фор»), управляемая особой администрацией, формально некоммерческая, но финансируемая за счет рекламы. Ее размещением в эфире первые полтора десятилетия занималась Ай-ти-ви, что позволяло «Каналу-4» целиком и полностью сосредоточиться на творческих вопросах. Согласно закону, программа должна предлагать зрителю то, что «не могут показывать другие каналы», быть полигоном для обкатки новых идей и приемов, культурным дополнением к Ай-ти-ви для вдумчивой аудитории. К 2000 году объем оригинальной продукции канала достиг 60 процентов. Остальное время занимают первоклассные документальные, культурно-просветительные и развлекательные передачи зарубежного производства вроде американского сериала «Скорая помощь». «Канал-4» собирает до 10 процентов аудитории, что можно считать большим успехом для программы подобного профиля. Сегодня канал продает эфирное время самостоятельно. Его подвергают постоянной критике за стремление конкурировать с другими каналами, за чрезмерную эротизацию ночного блока; предлагают даже забыть об альтернативности и попросту его приватизировать. Как бы то ни было, «Канал-4» остается уникальным явлением в мировом телевидении, доказывая, что коммерческая основа может вовсе не препятствовать культурной миссии телевидения.

Таким образом, возникновение кабельно-спутникового ТВ страна встретила, имея смешанную систему эфирного вещания с двумя общественными и двумя коммерческими телеканалами, которые делят аудиторию примерно поровну. Эта тщательно продуманная система способствовала созданию сбалансированного выбора для зрителей. Английское телевидение оценивается профессионалами как одно из лучших в мире — если не самое лучшее.

Кабельное ТВ в Англии развивалось очень вяло. Имея первоклассный выбор эфирных передач, англичане не видели особого смысла в том, чтобы тратить деньги на новые источники развлечения и информации. Существенно сдерживало его развитие и видео: к 1990 году видеомагнитофоны имели уже 56 процентов семей. Несмотря на газетную шумиху вокруг перспектив «интерактивного кабеля» и его возможностей, к середине 90-х на услуги кабельных сетей из 23 млн. семей подписалось немногим более 700 тысяч. И это притом, что (в отличие от США) английские телефонные компании вправе сочетать свою основную деятельность с кабельным ТВ и что местные законы стали допускать широкое присутствие иностранного капитала в телебизнесе. Вот почему возникавшие в стране спутниковые каналы на первых порах адресовали свои передачи не столько английской, сколько общеевропейской аудитории, владеющей английским как вторым языком.

Еще в 1977 году Международный союз электросвязи распределил между государствами частоты для спутникового вещания. Первая европейская частная спутниковая компания «Сэтеллайт телевижн» как-то незаметно начала вещание из Лондона в 1982 году. Она адресовалась преимущественно кабельным службам скандинавских стран, предлагая им дешевые программы из старых американских фильмов и сериалов. Уровень развития кабельных сетей в Скандинавии и Бенилюксе был несравненно выше, чем в Англии, а выбор зрителей ограничен одной-двумя государственными программами. В большом телебизнесе о «Сэтеллайт телевижн» заговорили только тогда, когда ее перекупил коммуникационный магнат Руперт Мердок. На ее базе был создан общеразвлекательный «Скай чэннел» («Небесный канал»). Позднее открыли вещание такие тематические каналы, как «Супер чэннел» (1984, общеразвлекательный), «Чилдренс чэннел» (1984, детский), «Лайфстайл» (1985, для женщин) и «Эм-ти-ви Европа» (1987, музыкальный).

Поворотным стал 1989 год, когда в Европу пришло прямое (или непосредственное) телевизионное вещание со спутников. Оно принимается всеми зрителями, имеющими небольшие (60 см по диагонали) параболические антенны. Именно антенны-тарелки являются одним из признаков НТВ: чем мощнее спутник, тем меньшая и более дешевая антенна требуется.

В феврале 1989-го частная люксембургская компания запустила мощный спутник НТВ «Астра» и приступила к сдаче в аренду 16 каналов. В мае того же года Франция начала вещание со своего 5-канального спутника ТДФ-1, а осенью был запущен его западногерманский близнец «Сат-2» («Сат-1» оказался непригодным для эксплуатации). К концу десятилетия на Западную Европу вели передачи 40 спутниковых каналов, причем ни один из них не приносил прибыли. Аудитория, способная принимать спутниковые передачи на домашние антенны или по кабелю, не превышала 1, 7 процента населения. В Англии положение было еще хуже: здесь эта аудитория составляла лишь полпроцента. Согласно опросам, более 80 процентов англичан отвечали отрицательно на вопрос относительно их намерения приобретать антенны-тарелки.

Между тем в стране разразилась «спутниковая война». Р. Мердок, используя «Астру», начал вещание сразу по четырем тематическим каналам своей системы «Скай». Немногим позже с пятью программами в эфир вышел и конгломерат «Бритиш сэтеллайт бродкастинг» (Би-эс-би). Конкуренты вряд ли могли добиться успеха из-за несовместимости своих приемных систем: «Скай» использовала старую систему ПАЛ, в то время как Би-эс-би отдала предпочтение варианту европейской спутниковой системы распространения сигнала Д-Мак. Для приема передач обеих компаний зрителям нужно было покупать две тарелки и два декодера. Естественно, что аудитория НТВ оставалась мизерной. Конкуренция истощала финансовые ресурсы обеих сторон (одни начальные затраты Би-эс-би превзошли 2 млрд. долл.). В конце концов, небольшие доходы от рекламы и малая аудитория заставили две самые сильные спутниковые системы Англии объединиться в компанию «Бритиш скай бродкастинг» (Би-скай-би), где половина акций принадлежит Р. Мердоку.

Первоначальный набор (пакет) Би-скай-би включал всего пять каналов: два киноканала и спортивный шли в закодированном виде, а общеобразовательный «Скай-1» и информационный «Скай ньюз» — в открытом режиме. За первые десять лет своего существования консорциум довел число подписчиков до 7 млн., они платили в среднем 12 фунтов стерлингов в месяц за базовый пакет и примерно вдвое больше, если в набор входили платные зашифрованные каналы. Возглавляемый Р. Мердоком спутниковый гигант расширял выбор подписчиков и усиливал свое присутствие в эфире Западной Европы. Он приобрел половину акций немецкой сети «Вокс», четверть акций европейского платного киноканала «Премьера», предпринял шаги к сближению с французским «Каналом-плюс». Крупнейший в мире коммуникационный магнат, которому в 2001 году исполнилось 70 лет, передает бразды правления дочери Элизабет (она стала генеральным менеджером Би-скай-би) и сыну Лелану (он возглавляет одно из австралийских информационных агентств). Известно, что наследники не очень ладят между собой, так что после ухода со сцены Р. Мердока его глобальный семейный бизнес может быть поделен и оказаться в новых руках.

В совокупном объеме телепросмотра на долю спутниковых каналов в Англии не приходится и пяти процентов времени. Интересно отметить, что рост потенциального выбора не ведет к увеличению времени, уделяемого населением телепередачам. Англичане — умеренные зрители. Согласно одному исследованию (1994), они уделяют ТВ немногим более 200 минут в сутки — по сравнению с 258 минутами, составляющими среднюю норму потребления для португальца, и 232 — для американца. Между объемами просмотра передач, их качеством, жизненным уровнем населения, многообразием выбора не зафиксировано прямой связи. Так, у шведов и немцев примерно равный выбор (18 каналов) и одинаковый жизненный уровень, но средний немец уделял телевидению 170 минут, а швед всего 40. Очевидно, здесь многое зависит от национального характера, образа жизни в той или иной стране. Несомненно, однако, что с расширением выбора зритель ищет интересующие его передачи более осознанно, а это сказывается на приверженности аудитории к старым каналам.

По сравнению с государственными телекомпаниями других европейских стран Би-би-си относительно легко приспосабливается ко всем новым и новым конкурентам в эфире: сорокалетний опыт сосуществования с Ай-ти-ви многому ее научил, и она всякий раз находит свою нишу в меняющейся обстановке, сдавая одни позиции, но отвоевывая другие.

В конце 80 — начале 90-х годов исповедуемая Би-би-си концепция служения обществу, патернализма (опеки над вкусами аудитории) испытывала давление сторонников так называемой «индустриальной политики», видящих в вещании не столько средство распространения культуры, сколько продукт развития техники и рынка. Они отвергают взгляд на Би-би-си как на уникальный институт британского общества. В бытность свою премьер-министром Маргарет Тэтчер не раз подчеркивала, что Би-би-си могла бы избавить казну от финансовых затруднений, допустив коммерческую рекламу и сократив непомерно раздутый, по ее мнению, персонал. Тэтчер удивлялась, например, почему американцы берут у нее телеинтервью группой из двух человек, а англичане присылают «целую толпу»: в этом она видела «безответственность профсоюзов», искусственно завышающих занятость. Другой сторонник свободной игры рыночных сил в вещании Р. Мердок называл программы Би-би-си «парадом предрассудков и интересов одинаково мыслящих людей, контролирующих вещание», и призывал не оберегать всеми силами эту цитадель общественного вещания. Некоторые предлагали даже провести полную или частичную приватизацию корпорации.

Би-би-си подчинилась требованию правительства довести в течение пяти лет объем телепередач из независимых источников до 25 процентов. Для этого ей пришлось распустить один из своих шести оркестров и обещать сократить общий персонал с 28 до 18 тысяч человек к дате пролонгации Королевской хартии, т. е. к 1996 году. Вместе с тем корпорация выступила против планов приватизации всех радиопрограмм и одного из двух ее телеканалов и решительно отвергла навязываемый ей способ финансирования через рекламу. Она провела широкую разъяснительную работу в прессе и эфире и убедила общественность в том, что независимость от рекламы позволяет ей сохранять независимость и в производственной деятельности, погоня же за рейтингом нарушит равновесие между информацией, образовательными и развлекательными передачами с потерей их качества, причем первой жертвой станут образовательные и общественно-политические программы, а затем настанет черед передач для меньшинств.

В программном документе «Би-би-си после 2000 года», подготовленном руководством корпорации, подтверждалась незыблемость целей Би-би-си как «краеугольного камня английского вещания» и «культурного рупора нации». Ее привилегии в получении абонентной платы (100 фунтов в год) оправдываются тем, что собираемые таким путем деньги используются эффективно для производства высококачественных передач, удовлетворяющих запросы максимально большой и разнообразной аудитории. И в новом столетии корпорация не намерена отказываться от абонентной платы, а связи с коммерческими партнерами станет расширять, если это партнерство будет выражаться в творческом вкладе.

Корпорация сохраняет свое лидерство в информационном вещании. В конце 90-х годов три четверти всех новостей в английском эфире имели своим источником Би-би-си, и лишь четверть — коммерческое радио и телевидение. На производство одного часа новостей корпорация расходовала в среднем 78 тыс. фунтов — ее руководство сочло этот показатель чрезмерно высоким и для некоторого снижения расходов объединило службы радио- и телеинформации.

Среди достижений документалистики Би-би-си последнего десятилетия — сериал «Жизнь птиц» прославленного режиссера Д. Аттенборо, сериалы «Ренессанс» и «Прогулки с динозаврами» (в последнем доисторическая фауна воспроизводилась по принципу виртуальной реальности). Би-би-си по-прежнему не знает себе равных в экранизациях классики, доказательством тому служат обновленные постановки «Ярмарки тщеславия», «Дэвида Копперфильда», «Гордости и предубеждения». Экспорт серьезной теледрамы, наряду с продажей прав на свою продукцию производителям видеокассет, существенно увеличивает бюджет корпорации. Англия — одна из немногих стран мира, где телеэкспорт превышает импорт.

Би-би-си вынашивала идею телеканала для зарубежной аудитории начиная с 1968 года, но понадобилось время, чтобы плата за аренду спутникового канала упала до приемлемого уровня и чтобы эту идею одобрил Форин-офис (английский МИД), курирующий иновещание. В1986-м корпорация сделала первое представление в Форин-офис, запросив за канал около 8 млн. фунтов в год, но предложение было отвергнуто по бюджетным соображениям. Год спустя Би-би-си запросила вдвое меньшую сумму, но правительство вновь ответило отказом, хотя и не возражало в принципе против проекта, если корпорация воспользуется своими внутренними ресурсами. После этого Би-би-си поручила одному из банков разработать стратегию деятельности службы на полукоммерческой основе и уже в 1988 году стала выпускать через спутник на кабельные системы Европы с общей аудиторией около одного миллиона абонентов подборку своих передач под названием «Европейское ТВ Би-би-си». 11 марта 1991 года эта программа объемом 18 часов в сутки превратилась во Всемирную службу (ВС) Би-би-си – телеэквивалент знаменитой службы радиовещания, ведущей передачи на 41 языке. Программа готовится на телецентре Би-би-си и выходит из него. Однако существует рабочий канал, связывающий телецентр с Буш-хаус, резиденцией иновещания. Это означает, что в случае необходимости материал, подготовленный для теленовостей Всемирной службы, можно до выхода в эфир показать отделам иновещания для консультаций.

ОсобенностьюВС телевидения Би-би-си является то, что она не зависит ни от денег, собираемых в виде абонентной платы, ни от правительственных субсидий на иновещание, а работает как коммерческое предприятие. Примером может служить соглашение с базирующейся в Гонконге азиатской спутниковой системой «Стар ТВ», которая предоставила Всемирной службе один из своих каналов. «Стар ТВ» вставляет в программу Би-би-си свои рекламные блоки и в таком виде транслирует ее на азиатский континент, делясь с корпорацией частью доходов. Учитывая, что система «Стар ТВ» имеет специализированные каналы, посвященные спорту, музыке и развлечениям, ВС придала своему азиатскому вещанию информационно-публицистический характер и сделала его круглосуточным. Помимо постоянно обновляемых новостей в начале каждого часа, канал включает в свой репертуар сводки погоды, оригинальные бюллетени Би-би-си-1 для английской аудитории, разнообразные информационные и общественно-политические передачи Би-би-си-1 и Би-би-си-2, такие как «Новости на завтрак» или «Вечер новостей».

Европейское вещание построено по образцу азиатского, однако по вечерам предлагает смесь развлекательных передач производства Би-би-си. Специальную «упаковку» имеют «африканский луч», который ретранслируется через коммерческую сеть ЮАР «Эм-нет», а также арабская версия программы. Основной конкурент Всемирной службы на мировом рынке — американская Си-эн-эн, которая сильна оперативным освещением новостей с места события, располагая более мощными техническими ресурсами. Она использует, например, свыше десятка спутников для охвата сигналом самых отдаленных уголков земного шара. Для сравнения: в 1997 году Си-эн-эн освещала похороны принцессы Дианы для 170 млн. абонентов, ВС Би-би-си — для 50 миллионов. Но никто не возьмется утверждать, что американский канал дает взаимосвязанную и глубоко проанализированную картину мира. К тому же он подмочил свою репутацию, превратившись в политическую платформу США в первые дни «войны в Заливе». Достоинство ВС Би-би-си — ее марка, самая привлекательная в мировом вещании. Новости ВС точны и беспристрастны, в них содержится анализ событий, освещается весь их контекст.
В конце 90-х годов Би-би-си осуществила регионализацию своего спутникового вещания с учетом специфики целевой аудитории. Европа стала принимать круглосуточные информационные передачи «Би-би-си уорлд», Азия — «Би-би-си прайм», абоненты кабельных систем США — подборку развлекательных программ под названием «Би-би-си Америка». Интересно отметить, что на самый труднодоступный американский рынок Би-би-си проникает через посредника — документальный канал «Дискавери», который обеспечивает ей рекламу и маркетинг. Вместе с «Дискавери» создаются два спутниковых ответвления для кабельного телевидения Латинской Америки. Наконец, Би-би-си приобретает пакет акций в глобальном спутниковом канале «Энимал плэнет» (экология). Корпорация создает все новые и новые телециклы для изучающих английский язык (их готовят специалисты из отдела «Английский на Би-би-си») и здесь она не имеет равных себе в мире. Внутренней (преимущественно кабельной) аудитории в 90-е годы Би-би-си смогла предложить два тематических канала — «Ю-Кей гоулд» (старые сериалы) и «Ньюз-24» (круглосуточная информация). Таким образом, адаптируясь к новым реалиям, английское общественное телевидение без ущерба для своей репутации весьма успешно занимается бизнесом.

В опубликованной еще в 1988 году Белой книге английского правительства «Вещание 90-х: конкуренция, выбор и качество» содержалось предложение об открытии пятого эфирного телеканала, финансируемого за счет естественного прироста средств на рекламу. Под канал предлагались частоты аэронавигационных служб. Однако, поскольку вещание на новых частотах могло создать помехи владельцам видеомагнитофонов, пятому каналу предлагалось взять на себя расходы по «ретьюнингу» — перенастройке домашних электроустройств. Кроме того, для охвата гористых Шотландии и Уэльса, а также Ольстера сигнал необходимо было дублировать через спутник и по кабелю. Все это снижало привлекательность новой телепрограммы в глазах делового мира: вместо «лицензии на печатание денег» (как в свое время назвал коммерческое ТВ лорд Томсон) можно было столкнуться с «запланированной катастрофой».

Вот почему, когда идея обрела форму парламентского акта и правление (комиссия) Ай-ти-ви объявило конкурс, лицензией заинтересовалась лишь одна компания, к тому же не заручившаяся достаточной поддержкой финансовых кругов. Конкурс повторили, выделив под канал дополнительные частоты. Из трех претендентов победил консорциум в составе «Пирсон телевижн» (его ядро составляла студия «Темз», вещавшая до перераспределения лицензий 1991 года на Лондон в будние дни), компаний лорда Холлика «Меридиен» и «Англия» (коммерческое вещание на юг и юго-восток страны), одного банка и люксембургской КЛТ. Комиссия сочла, что в таком составе владельцы обеспечат на канале качественное вещание и сумеют выплачивать в казну 22 млн. фунтов ежегодно.

Набор персонала, разработка расписания, закупка оборудования и передач, их обкатка заняли свыше полутора лет, и только в марте 1997-го «Канал-5» («Чэннел файв») вышел в эфир. Авторы концепции программы обещали, что она, по сравнению с Ай-ти-ви, будет «более смелой, даже вызывающей» и начнет приносить прибыль через два-три года. Ставка была сделана на новые американские сериалы, спортивные трансляции, а после 8-часовых новостей — на кинофильмы и легкие развлекательные шоу. Иными словами, создавался еще один многожанровый канал без какой-либо специализации, без индивидуального лица. В первые годы он собирал около шести процентов аудитории, преимущественно из числа «молодых взрослых», не имевших выхода на кабельное или спутниковое телевидение.

Поскольку новый конкурент угрожал снизить аудиторию и рекламные доходы третьей программы (Ай-ти-ви), английское правительство пошло на некоторое смягчение регулирования в сфере частного вещания с конечной целью оставить в эфире сильнейшие объединения. Если раньше перепродажа лицензий запрещалась, то в середине 90-х годов одной и той же вещательной компании разрешили иметь сначала две, а затем — и больше лицензий. Стали допускаться и «перекрестные владения»: получила допуск в эфир мощная газетно-издательская индустрия. В результате Великобританию захлестнула волна слияний и поглощений. Рынок внес сильные коррективы в структуру собственности Ай-ти-ви, существовавшую после лицензирования 1991 года. Десять лицензий оказались в руках трех китов — компаний «Карлтон» во главе с Майклом Грином (вещание на Лондон в будние дни, а также на центр и юго-запад страны), «Юнайтед ньюз энд медиа» лорда Холлика (юг, восток Англии, Уэльс) и «Гранада» во главе с Джерри Робинсоном (север, северо-восток, Йоркшир, а также Лондон в выходные дни). Сегодня все сильнее распространяется мнение, согласно которому созданная в 50-е годы как межрегиональная ассоциация Ай-ти-ви вообще должна принадлежать только одной компании, чтобы энергично действовать в глобальном масштабе и противостоять растущей конкуренции на внутреннем рынке. Однако для этого необходимо устранить разногласия между тремя магнатами — Грином, Холликом и Робинсоном и изменить антимонопольные статьи закона об Ай-ти-ви. В Зеленой книге «Регулирование коммуникаций» (1998) правительство обещало продолжать политику «облегченного подхода» к управлению и контролю СМИ. Предполагается, что не учитывающие общественные интересы каналы будут, так или иначе, закрываться через рыночные механизмы. Но пока большинство населения смотрит передачи эфирного ТВ, говорится в Зеленой книге, о полном отказе от государственного регулирования говорить преждевременно.

Консолидации эфирного частного ТВ Англии сопутствует «рационализация производства». За 90-е годы число штатных сотрудников третьей программы с 15 тысяч сократилось вдвое — за счет расширения заказов у независимых продюсеров. В 1998-м Ай-ти-ви пошла на беспрецедентный шаг, отказавшись от своего главного вечернего информационного выпуска «Новости в 10 часов». Теперь в «прайм-тайм» развлекательные шоу, сериалы и кинофильмы идут сплошным потоком. Интересами повышения рейтинга было продиктовано и увеличение объема мыльных опер. Ай-ти-ви традиционно удерживает пожилую и менее образованную аудиторию устоявшимися сериалами, среди которых неизменно лидирует «Коронейшн-стрит». Этот сериал с некоторым социальным уклоном выходит с 1960 года, а с середины 90-х вместо трех показывается по четыре его выпуска в неделю. Тремя сериями вместо двух стала выходить «сельская» мыльная опера «Эммердейл» и т. д. В итоге за одно десятилетие объем времени, занимаемого в английском эфире мыльными операми, возрос вдвое, а выпускаемый для поклонников этого жанра журнал «Инсайд соуп» (т. е. «Внутри мыла») увеличил свой тираж до 200 тыс. экземпляров. Таким образом, на структурные изменения в эфире третья программа ответила перегруппировкой в составе владельцев и усилением развлекательно-потребительской ориентации своих передач.

Наряду с запуском пятого канала важнейшим событием 90-х годов стал переход от традиционного аналогового на цифровой способ трансляции радио- и телесигнала. Это означает улучшение качества изображения и звука, возможность двухсторонней связи, но прежде всего — многократное увеличение числа каналов за счет сжатия сигнала. В соответствии с духом открытой коммуникационной политики все аспекты «перехода на цифру» подвергались в Англии всестороннему предварительному обсуждению в специальной Белой книге, в профессиональной и общей прессе, в парламенте — накануне принятия Акта о вещании. Было решено разделить эфир на шесть «пакетов» (мультиплексов) по девять каналов в каждом. Один мультиплекс передавался Би-би-си, другие – Ай-ти-ви, четвертому каналу, службе телетекста и т.д. Одновременно снимались ограничения на «перекрестные владения» — при условии, что ни одно объединение не будет контролировать свыше 15 процентов аудитории.
Цифровое вещание началось летом 1998-го на Би-би-си, когда из Франции транслировался чемпионат мира по футболу. Цифровой канал получил название «Би-би-си чоис». На цифровой способ перешли обе телепрограммы корпорации и созданный для кабельных систем круглосуточный информационный канал «Новости-24», а затем – все эфирное радио.

В октябре того же года дочь коммуникационного магната Элизабет Мердок (генеральный менеджер спутниковой системы Би-скай-би) торжественно открыла сразу 140 цифровых спутниковых каналов. Из них 70 были заняты показом художественных кинофильмов (оплата в розницу по системе Пи-пи-ви). На том же спутнике Би-скай-би разместила и все свои каналы, продолжающие вещать в старом аналоговом режиме, службу интерактивного ТВ для осуществления покупок и финансовых операций. Пять каналов арендует здесь Би-би-си.

Полтора месяца спустя заработал проект консорциума цифрового коммерческого эфирного ТВ, рассчитанный на 30 каналов. Его организаторами были наиболее сильные члены ассоциации Ай-ти-ви компании «Карлтон» и «Гранада», создавшие свои спутниковые ответвления и вынашивающие амбициозные планы вещания из космоса. На спутнике разместился канал под названием Ай-ти-ви-2, цифровой вариант существующей третьей программы, выходящий, однако, не по регионам, а централизованно, с единого передатчика. В консорциум вошло несколько новых каналов, например, «Первый» (трансляция важных событий, спорта) и «Мэгэзин чэннел» (материалы, подготовленные журналами), интерактивная служба и цифровые каналы Би-би-си. Между спутниковым и коммерческим консорциумами, использующими разные системы кодирования, сразу разгорелась ожесточенная борьба, напоминавшая «спутниковую войну» 1989 года.

Относительно слабое кабельное ТВ Англии перешло на цифровой способ в 1999-м. Не исключено, что это даст, наконец, толчок его развитию: ведь кабельные компании предлагают абонентам, помимо обычного набора программ, и «видео по заказу», и телефонное обслуживание, и выход в Интернет.

Согласно закону, аналоговое вещание прекратится только после того, как свыше половины населения страны начнет принимать цифровые передачи, а это ожидается не ранее 2008 года. При начале цифрового вещания три четверти английских семей не принимали ни кабельных, ни спутниковых передач и были вполне удовлетворены добрым старым эфирным телевидением. Теперь число спутниковых каналов в Европе возросло с 40 в 1980-м до 150 — многие из них так же быстро исчезали, как и появлялись. Самый популярный мердоковский развлекательный «Скай-1» собирал не более 1, 7 процента зрителей, и опросы подписчиков показывали, что при всем многообразии выбора они смотрят не более 8-12 спутниковых каналов, причем чисто английского содержания. Предполагается, что интерес к подписным каналам начнет расти, когда будет разработан единый стандарт декодера, а цифровые телевизоры станут дешевле.

Переход на цифровую систему связан с большими финансовыми затратами со стороны и вещателей, и потребителей. Так, для цифрового вещания Би-скай-би пришлось построить новый телецентр, всего же спутниковая система затратила на оцифровку сигнала свыше 1 млрд. фунтов. В 1998 году цифровой телевизор стоил 1 тыс. фунтов (свыше полутора тысяч долларов), коробка декодеров к аналоговому телеприемнику на Би-скай-би продавалась по 400, а в консорциуме коммерческого эфирного вещания — по 200 фунтов.

Начало цифрового вещания в Англии, как и в других странах, вызвало много разговоров о новом разделении населения на «информационно бедных» и «информационно богатых». Впрочем, развитие коммуникаций показывает, что такое неравенство возникало не раз (скажем, при начале цветного ТВ), но технические новинки рано или поздно становились массовыми и быстро дешевели, вызывая выравнивание возможностей в их приобретении.

Германия. С весны 1991-го в ФРГ действует также платный канал «Премьера», принадлежащий концерну Бертельсмана, французскому «Каналу-плюс» и группе Л. Кирха. Конкуренты объединились, с тем чтобы максимально выгодно использовать свои сильные стороны: Бертельсману принадлежат права на показ важных футбольных матчей. Кирх имеет богатую фильмотеку, «Канал-плюс» знает «кухню» платного вещания. Платная часть канала «Премьера» включает относительно свежие фильмы, спортивные трансляции и концерты звезд эстрады. Для привлечения зрителей часть программы идет в незакодированном виде и оплачивается за счет рекламы и спонсорства.

Проведенные в ФРГ исследования показывают, что на новых каналах зрители ищут прежде всего не высокохудожественные, а развлекательные передачи, которые хотя и имеются на общественном ТВ, но в гораздо меньшем количестве. Возможно, это вызвано тем, что люди подсознательно избегают информационных перегрузок, всего того, что плохо понимают. Получается, что раздробленная по множеству каналов аудитория воссоздает себя — массовую аудиторию, выбирая одно и то же содержание.

Сравнительная нехватка новых произведений ведет к их «вторичному распределению» — по бесконечному числу циклов. Некоторые исследователи говорят даже, что новые средства массовой коммуникации созданы для того, чтобы перерабатывать кино- и телехранилища. В этих условиях возрастает значение телевизионного проката. Он становится важным фактором всей системы вещания. Показательна в этом отношении история немецкого коммуникационного магната Лео Кирха, ежегодный оборот которого достигает 2 млрд. долларов. Она началась в 1956 году, когда Кирх, в то время помощник профессора Мюнхенского университета, взял в банке ссуду, эквивалентную 54 тыс. долл., для приобретения прав на прокат в немецкоязычных странах шедевра Ф. Феллини «Дорога». Иностранный фильм был слишком дорогим, ни один немецкий прокатчик не хотел иметь с ним дела. Однако на долю «Дороги» выпал огромный зрительский успех, что позволило Кирху несколько лет спустя купить права на пакет из ста американских фильмов и основать ряд компаний, в том числе «Таурус-фильм» — крупнейшее прокатное объединение. Сегодня в фильмотеке Кирха 15 тыс. художественных фильмов и телепрограмм общим объемом 50 тыс. часов. Его группа поставляет материалы для АРД и ЦДФ, не говоря уже о спутниковых каналах. Она выпускает (самостоятельно и совместно с другими компаниями) до 400 часов телепрограмм ежегодно. Кирх контролирует шесть спутниковых каналов в ФРГ и за рубежом, но главным направлением его деятельности остается покупка прав и лицензирование фильмов для показа по ТВ. Раньше права продавались на15 лет, сейчас не больше чем на семь, чаще всего на четыре-пять лет с правом двух- или трехразового показа. Фильмы покупаются на фестивалях и телерынках. Представители Таурус-фильма» в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже и Риме следят за кино- и телепроизводством круглый год.

С появлением частного вещания перед общественными программами и разработчиками информационной политики в правительственных сферах ФРГ встали вопросы, характерные для всей Западной Европы. Стоит ли общественному ТВ полагаться на те же самые жанры, с помощью которых его коммерческим конкурентам удалось завоевать огромную аудиторию? Следует ли вообще стремиться к максимально возможной аудитории? Каковы критерии успеха общественного вещания? Конкуренция помогла оживить общественное ТВ, поднять культуру выпуска передач, улучшить их оформление, ускорить ритм, отказаться от старомодной высокомерной дикторской подачи новостей и т. д. Была усовершенствована система электронного измерения аудитории. Телевизоры пяти тысяч семей соединены по кабелю с центральной ЭВМ, которая подсчитывает рейтинг каждой передачи. АРД и ЦДФ стали внимательно учитывать настроения аудитории. Если в 60-70-е годы общественное ТВ ФРГ отводило новостям, общественно-политическим и документальным передачам до трети эфирного времени, то теперь, чтобы окончательно не растерять аудиторию, программы пришлось значительно облегчить. В раннее вечернее время по общественному ТВ пошли викторины и мелодрамы, а после 22.00 место интеллектуальных и трудных для восприятия передач заняли приключенческие и остросюжетные. АРД и ЦДФ объединили утренние передачи в совместное информационно-развлекательное шоу и сократили свои главные информационные выпуски с 45 до 30 минут — приходится учитывать, что самые нетерпеливые зрители получают информацию со спутниковых каналов Н-ТВ, «Евроновости», Си-эн-эн и др.; стали заказывать больше передач независимым постановщикам, у которых много новых оригинальных идей. Иными словами, АРД и ЦДФ «самокоммерциализировались». Рекламе по-прежнему отводится по 20 минут в сутки (ЦДФ покрывает за счет рекламы 40 процентов своих расходов). Из казны общественно-правовое телевидение не взяло ни одной марки. Однако из-за того, что его аудитория сократилась (сейчас общественное и коммерческое ТВ ФРГ делят аудиторию примерно поровну), могут значительно упасть поступления от рекламы и придется поднимать абонентную плату. Фрагментация аудитории имеет и другую негативную сторону: различные слои общества теперь информируются по-разному, и это исчезновение «социального клея», считают некоторые специалисты, может обернуться непредсказуемыми последствиями.

В то время как общественное телевидение ФРГ искало способы размежевания с частными конкурентами, объединение Германии поставило вопрос о включении в систему ФРГ вещания ГДР, которое развивалось как государственная монополия под контролем Социалистической единой партии Германии. Главным партийным рупором были выпуски новостей «Актуальная камера», выполнявшие такие же функции, как программа «Время» в СССР. Не удивительно, что до 80 процентов населения ГДР смотрели передачи из ФРГ.

Восточногерманское вещание не укладывалось в конституцию ФРГ, действие которой было распространено на бывшую ГДР: его нельзя было считать ни земельным, ни центральным. Было решено сохранить его организацию до 31 декабря 1991 года, с тем чтобы врастание в новую реальность было менее болезненным, и постепенно децентрализовать его по пяти новым землям. На радио и телевидении ГДР работало 14 тыс. человек. В несколько раундов были проведены сокращения персонала, журналисты прошли переподготовку, чтобы начать работать в западных традициях. ТВ восточных земель ежегодно получало от правительства 600 млн. марок, теперь этот источник финансирования иссяк, и абонентную плату за пользование радиоприемниками и телевизорами постепенно повысили, чтобы она сравнялась с существующей на западе страны.

В восточных землях были сформированы органы, ведающие средствами массовой информации, и началось лицензирование радио- и телестанций. Общественно-правовые станции вошли в АРД. ЦДФ открыла в новых землях свои корпункты. Частные компании «Сат-1», «РТЛ-плюс» и другие изменили условия своих лицензий и получили право вслед за АРД и ЦДФ законно распространять передачи на бывшую ГДР.

«Государственный договор о радио и телевидении в объединенной Германии» от 31 августа 1991 года оформил все эти изменения. В качестве приложения в него вошли федеральные договоры по АРД и ЦДФ. Кроме того, в государственный договор были внесены основные статьи Европейского соглашения о телевидении без границ 1989 года, в частности правила, регулирующие рекламу, и положение о предпочтениях при показе европейской продукции.

1 апреля 1992 года официальное иновещание ФРГ «Немецкая волна» дополнило свои радиопередачи из Кельна ежедневной спутниковой телепрограммой того же названия, которая преследует ту же цель, что и радиовещание на зарубежные страны: «распространять информацию о Германии во всем мире». Этот телеканал стоит в том же ряду, что и «Уорлднет» США, Всемирная телеслужба Би-би-си и «Канал Франс интернасьональ». Пока что речь идет о двухчасовом блоке с последующими двумя повторами, выходящими в эфир непосредственно друг за другом, т. е. о часах суточного вещания. Первые полчаса в каждом блоке отводятся последним известиям, слегка обновляемым при повторах. Их сменяет тематический журнал: в разные дни недели это «Мнения», «16 земель», «Сделано в Германии», «Трио» (о культуре), «Паллада» (о науке и технике) и т. д. За ним следуют очерковая передача и получасовые новости на английском языке. Осенью 1992-го вышел получасовой обзор новостей на испанском языке. Для этого, помимо спутника «Евелсат», сигналы которого принимаются по всей Европе, от Канарских островов до Москвы, стали использовать спутник «Интелсат», вещающий на Азию и Америку. С 1995 года «Немецкая волна» ведет передачи круглосуточно.

Все программы «Немецкой волны» разрешается без какого-либо предварительного согласования с Кельном принимать непосредственно со спутника и ретранслировать на местном или региональном уровне с переводом на тот или иной язык.

В структуре станции существует редакция телепрограмм для Восточной Европы, выпускающая еженедельный журнал «Европейский калейдоскоп» (в русском варианте «Европа сегодня») с двумя сюжетами специально для немцев, проживающих в этом регионе. Передачу переводили на русский язык и языки стран Балтии и через посольства распространяли на видеокассетах для показа по местному телевидению. Передача регулярно демонстрировалась в Волгограде и нерегулярно – в десятках российских городов.

Франция. Кабельное ТВ было обещано Франции в начале 70-х президентом Жоржем Помпиду, но сменивший его Жискар д'Эстен запретил такое вещание по причине «избытка информации». В 1982 году правительство опубликовало амбициозный «План-кабель», согласно которому к 2000 году каждую французскую семью предполагалось подключить к общенациональной волоконно-оптической сети. План провалился: и по причине появления новых эфирных каналов, и по причине своей дороговизны. Финансированием строительства и эксплуатацией крупных кабельных систем занимается компания «Франс телеком», а выпуском передач – частные компании, с которых «Телеком» взимает почти половину абонентной платы.

В начале 90-х во Франции кабельными сетями пользовались только 0, 5 млн. семей. Темпы прироста составляли 18 тысяч семей в месяц, и, как указывали специалисты, Франции понадобится еще полвека, чтобы достичь хотя бы 50-процентного охвата аудитории. Для оживления кабельного ТВ правительство передало под контроль «Канала-плюс» несколько специализированных кабельных программ: документально-информационную «Планет», «Канал Ж» для детей от 2 до 14 лет, «Канал Джимми» («ностальгический» – для развлекательных повторов), «ТВ-спорт». Вещание «Планет» состоит из документальных лент (старых и новых), архивных фильмов, научно-популярных и видовых передач, фильмов о путешествиях. Это аналог американского «канала нехудожественных развлечений» «Дискавери», но в нем больше общественно-политических и информационных материалов. Примерно четверть передач «Планет» – импортные. Кроме четырех перечисленных, во Франции есть еще два относительно крупных кабельных тематических канала – «Пари премьер» и «Сине сине».
В Париже из 18 кабельных каналов примерно половина отдана под иностранные программы – Всемирной службы Би-би-си, Эм-ти-ви, «Скай оан», испанской РТВЭ. Французское кабельное ТВ пока убыточно и вынуждено обращаться к дотациям из казны. Столичная компания, занимающаяся прокладкой и эксплуатацией кабельных сетей, на треть принадлежит муниципалитету.

В целом же Франция отстает от лидеров европейского кабельного ТВ – Бельгии и Голландии – на пару десятилетий, хотя положение в ней лучше, чем в ряде других стран, например в Италии, где кабельного ТВ вообще нет.

В области спутникового ТВ достижения более впечатляющи. Французские ученые и бизнесмены активно участвовали в ряде европейских спутниковых проектов. Страна имеет свой космодром во Французской Гвинее (Южная Америка) и выводит на орбиту всевозможные спутники, в том числе коммуникационные, для собственных нужд и для других государств.

В 1984 году Париж сформировал межгосударственную франкоязычную спутниковую программу ТВ-5. Такое название она получила вследствие того, что ее владельцами стали три французские компании (ТФ-1, А-2 и ФР-3), а также государственные телеслужбы Бельгии и Швейцарии. Позднее к консорциуму присоединилась Канада, и программа стала выходить в трех вариантах: «ТВ-5 Европа», «ТВ-5 Квебек» и «ТВ-5 Африка» (для 14 франкоговорящих стран континента). Канал считает своей целью популяризацию французского языка и знакомство международной телеаудитории с культурой и образом жизни франкоязычных стран. Его передачи делятся на «легкие» – для начинающих изучать французский, «промежуточные» и «нормальные» – для тех, кто владеет языком свободно. Соответственно меняется темп речи, лексика, а в случае необходимости передачи снабжаются субтитрами. Дважды в день выходят уроки французского языка, по воскресеньям демонстрируется игра со словарем и т. д. Наибольшую аудиторию ТВ-5 собирает в Англии и Скандинавии, где университеты и школы используют ее сюжеты для улучшения лингвистических знаний студентов и школьников.

Наряду с ТВ-5 начиная с весны 1989 года функционирует спутниковый «Канал Франс интернасьональ» – телеэквивалент официального французского радиовещания на зарубежные страны. Он финансируется из государственного бюджета и координирует свою работу с министерством иностранных дел и министерством по делам содружества. Кроме оперативной информации канал предлагает кинофильмы, развлекательные, спортивные и культурно-просветительные передачи. К 1990 году приемное оборудование для передач КФИ было установлено в 24 странах, преимущественно африканских, которые ретранслируют его целыми блоками.

С марта 1993 года Париж – место пребывания редакции круглосуточного канала «Евроспорт», владельцами которого стали первая программа французского ТВ, «Канал-плюс», Европейский союз радиовещания и крупнейшая американская спортивная кабельно-спутниковая сеть И-эс-пи-эн. В том же 1993 году начал вещание мультилингвистический канал общеевропейской ориентации «Евроновости» со штаб-квартирой в Лионе. Его официальный владелец – Европейский союз радиовещания, канал содержит материалы, поставляемые странами–членами союза, и финансируется ими. Новости и другие информационные программы идут на английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках, планируются русский и арабские звуковые каналы. Особенностью здесь является отсутствие дикторов и ведущих, что связано с необходимостью давать разный аудиоряд при общем видеоряде. «Евроновости» конкурируют с американским каналом оперативной информации Си-эн-эн и Всемирной телеслужбой Би-би-си.

В 90-х годах государственное ТВ Франции находилось в полукризисном состоянии.
Абонентная плата, составлявшая в 1986-м, перед приватизацией ТФ-1, 541 франк за цветной приемник, к 2000 году поднялась до 751 франка. Однако собираемых средств постоянно не хватало, и руководство «Франс телевизьон», включающей в себя каналы «Франс-2» и «Франс-3», непрерывно расширяло продажу эфирного времени под рекламу. К концу десятилетия реклама стала покрывать половину бюджета государственного ТВ. Впрочем, и этих денег все равно оказывалось недостаточно, чтобы создавать столь же яркие и разнообразные зрелища, как на частном ТФ-1. Государственному сектору, постоянно пребывающему в состоянии организационного хаоса, пришлось пережить несколько забастовок: операторы требовали равного с журналистами статуса в освещении новостей, сотрудники «Франс-3» настаивали на повышении их зарплаты до уровня «Франс-2». В целях экономии были пересмотрены контракты с высокооплачиваемыми ведущими ток-шоу (по совместительству продюсерами собственных передач), но это привело лишь к закрытию ряда популярных рубрик и созданию ненужных бюрократических должностей. Руководители «Франс-2» обещали поднять рейтинг своих передач, обновить новости, выработать индивидуальный стиль канала – но смогли предложить лишь бледные копии боевиков ТФ-1. Не удивительно, что самые радикальные критики государственного вещания требовали попросту приватизировать второй канал.

В несколько лучшем положении оказалась третья программа, питаемая французской провинцией. Она выпускала интересные региональные новости «19/20», увеличила объем документалистики и вписалась в изменившийся телевизионный ландшафт, найдя в нем свою нишу. Как уже отмечалось, в 1992 году частная Пятая сеть была упразднена и создан франко-германский культурный канал «Артэ», распространением сигнала которого во Франции занимается сеть «Ла сет» (Седьмая). В 1994-м начала вещание еще одна государственная программа – «Санкьем», выходящая в эфир после 19.00 и в свободное время транслирующая «Артэ». Обе программы выполняют сходные функции, у них общий президент, и предполагается, что рано или поздно они сольются. Их совокупная аудитория не превышала в конце 90-х четырех процентов, в то время как ТФ-1 собирал 35, «Франс-1» – 23, «Франс-3» – 17, «Канал-плюс» – около 5 и М-6 – 12 процентов зрителей.

Однако передачи французских культурных каналов имеют и международную аудиторию – их показывает ТВ-5. С января 1999 года этот франкоязычный спутниковый канал предлагает пять версий своей программы – на каждый континент, причем его вещание на Африку по-прежнему дополняет государственный «Канал Франс интернасьональ» (по заведенной практике они имеют общего президента). Высший аудиовизуальный совет разрешил ТВ-5 показывать рекламу. Другим нововведением на канале стали ежечасовые новости. Судя по всему, ТВ-5 отходит от первоначальной концепции – быть пропагандистом французской культуры за рубежом, становясь обычным телевизионным иновещанием по типу «Немецкой волны» или Всемирной службы Би-би-си.

Осознавая низкую эффективность государственного аудиовизуального сектора, французское правительство в конце 90-х выступило с идеей пересмотра закона 1986 года. В частности, оно предложило снизить для государственных каналов объем допустимой рекламы с 12 до 5 минут в час. Для улучшения управления каналами было предложено объединить их в единый «холдинг с гарантией плюрализма». Поскольку разработка законопроекта в парламенте грозила затянуться на многие годы, правительственные рекомендации начали проводить поэтапно. Так, была принята серия поправок к старым законам, облегчающих внедрение цифрового вещания. Правительство получило право назначать руководителя «Франс телевизьон». Однако в Национальном собрании нет единства взглядов на сокращение рекламы в государственном секторе – многие опасаются, что перелив рекламных заказов в частное ТВ лишь укрепит позиции последнего при покупке дорогостоящих передач. Парламент до сих пор не ратифицировал общеевропейскую директиву 1989 года «Телевидение, без границ», предусматривающую меры по защите прав малолетних, прежде всего их защиту от сцен насилия и секса. Идея холдинга дала первую трещину, когда в начале 2000-го правительство решило оставить за его пределами канал «Артэ». Таким образом, объявленная социалистическим правительством Франции модернизация аудиовизуального сектора – и всех политических институтов страны – рискует надолго затянуться.

В частном секторе наиболее уверенно в 90-е годы развивался «Канал-плюс». В 1998-м его полностью поглотила «Компани женераль дез о». Компания занимается водоснабжением, обустройством территорий и транспортом, но теперь основной сферой ее деятельности стали коммуникации – телефон, телевидение, Интернет, реклама. К 2000 году «Канал-плюс» довел число своих телезрителей до 4, 6 млн., из которых одна половина принимает передачи по кабелю, а другая – через спутник. Ежемесячная подписка на канал составляет 175 франков. Половина эфирного времени «Канала-плюс» приходится на кинофильмы: по правилам, установленным Высшим аудиовизуальным советом, он тратит на их приобретение 25 процентов бюджета (эта сумма достигла 2 млрд. франков). Сегодня каждый пятый французский фильм выходит при финансовой поддержке «Канала-плюс». Помимо кинофильмов, репертуар канала примерно в равной пропорции состоит из документальных передач, спортивных репортажей и телесериалов. Так что «Канал-плюс» нельзя отнести ни к многожанровым, ни к узкотематическим каналам, представленным в кабельно-спутниковом телевидении Франции.
В 90-е годы основные французские телесети продолжали создавать свои спутниковые тематические ответвления. ТФ-1 выкупила у американской И-эс-пи-эн ее долю в «Евроспорте» и стала контролировать две трети его активов (к 2000 году «Евроспорт» транслировался на 17 языках в 47 странах). Под контролем ТФ-1 находятся также информационный канал ЛСО, документальный «Одиссей» и детский «Телетун». Государственные «Франс-2» и «Франс-3» выступают как организаторы каналов «Франс курс». «АБ сат», «Фестиваль», «Меццо», «Истуар» и «Регионы», а молодежный М-6 – каналов «Тева», «Сери клюб», «Фан Ти-Ви», «Пари премьер» и «М-6 мюзик». «Канал-плюс» предлагает целый «пакет» (во Франции используется слово «букет») из двух десятков каналов – комедийный, погодный, игр, путешествий, музыки и т. п. Наконец, компания ИП, принадлежащая люксембургскому ТВ и студии УФА, транслирует на Францию программы «РТЛ-9» и американские «Фокс кидс» и Эм-ти-ви. Если классифицировать эти каналы (французы именуют их «сетями») не по принадлежности, а по специализации, то накануне массовой дигитализации («оцифровки») французского эфира аудитория могла уже выбирать из 14 киноканалов, 9 музыкальных, 7 документальных, 7 спортивных, 5 молодежных и 10 «прочих» («Игры», «Путешествия», «Комедия», банковские услуги и т. п.). Услугами кабельно-спутникового ТВ стала пользоваться каждая десятая семья. По данным социометрической службы «Медиаметри», 17 процентов французов в конце десятилетия могли принимать не менее 15 программ. «Медиаметри» перешла на счетчик, позволяющий регистрировать пребывание у экрана каждого члена семьи, и увеличила выборку до 2750 семей, причем в 2000 году 280 из них были «цифровыми», т. е. имевшими декодеры для приема передач в цифровом формате.

Лидером внедрения цифровых технологий во Франции является объединение «Канал-сателлит», созданное «Каналом-плюс». Уплотнение сигнала позволило ему запустить новые сети, в том числе интерактивные. В 1999 году «Канал-сателлит» распространял в цифровом виде 60 теле- и свыше 40 радиопрограмм.

Необходимо, впрочем, отметить, что возрастание выбора не меняет радикально привычек и вкусов массовой французской аудитории. Она по-прежнему верна многожанровым «общим» эфирным программам и не спешит приобретать дорогостоящую аппаратуру для улучшения изображения и звука «в режиме кино». Тем не менее старые телекомпании вынуждены учитывать появление перспективных конкурентов и оставляют в своем репертуаре преимущественно рентабельные, популярные жанры. Служба «Медиаметри» отмечала в 1998 году, что в традиционном эфирном ТВ 27 процентов репертуара приходилось на всевозможные документальные журналы – они собирали до 15 процентов зрителей, второе место принадлежало «художественному ТВ», т. е. сериалам, – 22 процента от общего объема программ и 26 процентов аудитории. Далее шли теленовости – 5, 7 и 14, 4 процента соответственно, кинофильмы – 5, 5 и 8, 4, игры – 4, 6 процента эфира при 8, 2 процента аудитории. Как предложение, так и потребление телепродукции во Франции свидетельствует о том, что передачи по интересам для узкой аудитории оставляются малобюджетным «тематическим сетям».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.