Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Япония. После войны первым делом пришлось восстанавливать радиовещательную корпорацию (Эн-эйч-кей) и увольнять тех ее сотрудников






После войны первым делом пришлось восстанавливать радиовещательную корпорацию (Эн-эйч-кей) и увольнять тех ее сотрудников, кто имел ярко выраженные милитаристские взгляды. Радиопередачи были возобновлены в ноябре 1945-го под контролем американских оккупационных властей. Началась разработка закона о вещании, который гарантировал бы свободу слова, не допускал милитаристской и шовинистической пропаганды и способствовал демократизации общественной жизни. Этот закон, принятый в 1950 году, предусматривал создание смешанной системы вещания – наличие и государственных, и частных радиостанций и телецентров. Был создан государственный орган для выдачи лицензий на частное вещание. Телепередачи обновленной государственной Эн-эйч-кей начались (по американским стандартам) 1 февраля 1953 года, а уже 28 августа в эфир вышла первая коммерческая сеть «Ниппон телевижн», принадлежащая газете «Иомиури». В 1955-м начались передачи «Токио бродкастинг систем» (Ти-би-эс), в 1959-м – сетей «Асахи» и «Фудзи». Все они принадлежат газетным издательствам, страховым и промышленным группировкам.

Эн-эйч-кей – самоуправляемая общественная компания, получившая право самостоятельно собирать абонентную плату на свои нужды. Она имеет автономный статус по образцу Би-би-си, что ограждает ее от мелочной опеки государства. Корпорацией управляет совет из 12 директоров, назначаемых премьер-министром из числа авторитетных граждан и утверждаемых обеими палатами парламента. В свою очередь совет директоров выбирает президента корпорации. Ее ежегодный бюджет принимается парламентом.

Когда в Японии начиналось регулярное телевещание, в стране насчитывалось всего 800 телевизоров, нередко они устанавливались в витринах магазинов и в ресторанах. Цена их равнялась средней зарплате за несколько месяцев. Тем не менее через пять лет число телесемей превысило один миллион. В 1960 году в связи со свадьбой наследного принца впервые была разрешена прямая передача из императорского дворца. Это заранее объявленное событие породило телебум в стране, где обожают императора и пышные зрелища, – в конце года число телевизоров превысило 4 миллиона. Через четверть века в стране было уже более чем по два телевизора на семью. Японцы – самые «запойные» телезрители в мире: среднестатистический житель страны проводит у экрана свыше четырех часов в сутки. Одни объясняют это сильной усталостью японцев от работы, а другие – высоким качеством передач.
В первое десятилетие вещания происходило размежевание функций между общественным и частным ТВ. В то время как Эн-эйч-кей занималась информацией и просвещением, а также экспериментировала с новой техникой, коммерческие телекомпании дополняли ее программы легкими развлекательными и спортивными передачами, сделанными на американский манер шоу, «домашними драмами» и самурайскими историческими сагами, постепенно уменьшая число образовательных передач, которые поначалу были вменены им в обязанность. Эн-эйч-кей, напротив, совершенствовала культурно-просветительное вещание, часто подкрепляя учебные телепередачи радиоуроками и специальными учебниками.

В 1959 году корпорация создает самостоятельный второй канал – Образовательный, в то время как первая программа, именуемая теперь Общей, ориентируется, на оперативное освещение текущих событий и общественно-политические передачи. Многовековая самобытная культура страны интенсивно вбирала в себя современную американскую технологию, но местные телекомпании покупали в США лишь лучшие кинофильмы и сериалы. Никаких квот и ограничений здесь не существует – просто японцы отдают предпочтение национальным передачам.

Эн-эйч-кей раньше других общественных телекомпаний мира нашла свою нишу. Несмотря на соперничество с сильным частным вещанием, она остается одной из самых мощных и авторитетных телеслужб. Подобно Би-би-си, она обходится без коммерческой рекламы. Ее доходы от абонентной платы и подписки на дополнительные каналы составляют сегодня 4, 5 млрд. долл., в то время как совокупный доход коммерческого ТВ превышает 16 млрд. долларов в год. Гибкая политика государства в области информации, направленная на сглаживание противоречий, ограждает общественное вещание от кризисов, характерных для государственных компаний большинства других стран. Эн-эйч-кей не страдает и от конкуренции спутникового и кабельного вещания, а также видео, поскольку сама ими занимается. Еще одна причина стабильного успеха Эн-эйч-кей – ее лидерство в разработках и внедрении новых телевизионных технологий.

Но так было не всегда. В 1964 году позором для японского телевидения стала токийская Олимпиада. Американцы и европейцы привезли на нее массу съемочного оборудования, у японцев же практически ничего не было. Рядом со стадионом, где проводились игры, зиял огромный котлован: здесь сооружали 23-этажную штаб-квартиру корпорации с двумя 8-этажными крыльями. Но Олимпиада заставила японских инженеров по-новому оценить значение электронной техники, дала толчок к созданию лучшей в мире аппаратуры. Сегодня японские предприятия занимают ведущее положение на мировом видеорынке. Все заводы в США, выпускающие телевизоры, принадлежат японским радиотехническим компаниям.

Еще в 1968 году японцы начали разработку телевидения высокой четкости (ТВЧ), а в1990-м, не дожидаясь принятия всемирного стандарта, запустили экспериментальную программу ТВЧ (стандарт развертки – 1125 строк при экране 3: 5). Эн-эйч-кей была единственной телеорганизацией мира, которая в 1988 году освещала Олимпиаду в Сеуле по системе ТВЧ. С июля 1987 года корпорация имеет две спутниковые программы НТВ, и к 1995-му в Японии насчитывалось около 12 миллионов спутниковых тарелок.

Для японцев, живущих вне страны, усилиями «Марубени», «Мицукоси» и других частных фирм начиная с 1990 года передачи ведет спутниковый канал «Джапан саттелайт телевижн». В его программе информационные и развлекательные передачи, фильмы, спортивные репортажи и сериалы на родном языке, уроки английского и немецкого, а также реклама. Сегодня лишь немногие страны могут позволить себе специальный спутниковый канал для соотечественников за рубежом.

СССР.

Работы по усовершенствованию телевизионной техники не прекращались даже во время войны. Так, в 1940 году был разработан телевизионный стандарт на 441 строку, годом позже достигнут американский (525 строк), а в 1944 — рекордный 625-строчный. В октябре следующего года правительство приняло постановление перевести на него МТЦ. Реконструкцию осуществляло закрытое КБ во Фрязине, а помогали ему немецкие специалисты, недостатка в которых СССР в 1945 году не испытывал. 3 сентября 1948 года состоялась первая передача в новом стандарте, и впоследствии его приняли все страны с частотой питания в сети 50 герц.

Примерно в то же время был выпущен первый советский массовый телевизор — легендарный КВН-49 (первый опытный телевизионный приемник ТК-1 создали на Ленинградском заводе имени Козицкого еще в 1934-м), который народ тут же расшифровал как “купил, включил, не работает”. На самом деле “ящик” с экраном 10х14 см и выносной пластиковой линзой, наполненной дистиллированной водой, работал: объемам продаж КВНа в послевоенные годы могли бы позавидовать многие западные производители.

В январе 1955 года передачи московского телецентра стали ежедневными. Тогда здесь работало около 80 человек, а в столице насчитывалось 15 тыс. телевизоров.

14 февраля 1956 года вышла в эфир вторая (московская) телепрограмма. (Третья – в помощь высшей и средней школе – открылась в 1965-м.) В середине 50-х начался массовый выпуск отечественных телевизоров. Можно точно назвать время вхождения телевизора в среднюю московскую семью – 1956-1957 годы, когда ТВ показывало невероятно популярный цикл лекций о зарубежном кино профессора ВГИКа Г.А. Авенариуса с привлечением никому не известных архивных лент, а затем – прямые трансляции с Международного фестиваля молодежи и студентов.

В 1958 СССР успешно осуществил запуск третьего искусственного спутника – первого профессионального спутника-шпиона, снабженного мощной оптикой и первой в мире, специально для него разработанной, матрицей ПЗС (матрицей с порядковой зарядовой связью). В отличие от передающей электронно-лучевой трубки, матрица ПЗС требует в сотни раз меньшего энергоснабжения и обладает значительно меньшими габаритами и весом. Практически вся современная телевизионная аппаратура строится на основе матрицы ПЗС. Но это случилось только после того, как японские инженеры заново изобрели и запатентовали в 1982 году матрицу ПЗС. Аналогичные истории случились так же с кинескопом типа «Тринитрон» и жидкокристаллическим монитором. Все дело в том, что все эти разработки производились для военно-космической отрасли и, следовательно, были засекречены, а посему не могли быть запатентованы. В результате наша страна до сих пор ежегодно теряет десятки миллиардов долларов на выплаты за то, что мы выпускает продукцию, изобретенную нашими же учеными.

Еще в предыдущем десятилетии открылись телецентры в Ленинграде и Киеве, позднее — в Риге, Харькове, Свердловске. В конце 50-х на территории СССР насчитывалось около 60 программных студий. В 1961 году первую московскую программу стали принимать в Ленинграде, и в том же году Европа впервые увидела прямую трансляцию из Москвы: репортаж о торжественной встрече первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее по каналам Евровидения распространялся на другие страны.

Советский Союз с его огромной территорией был одним из первых государств, наладивших использование спутников связи для телевизионного вещания. В 1965 году был запущен ИСЗ «Молния-1», а к 1967-му были введены в эксплуатацию первые 20 наземных станций спутниковой системы связи «Орбита». Система охватывала все 11 часовых поясов страны – от Калининграда до Камчатки. Позднее появились более экономичные системы «Экран» и «Москва».

К сожалению, по политическим мотивам советское ТВ выбрало тупиковую систему цветного вещания СЕКАМ. Этот выбор стал одной из причин упадка как французской, так и советской телевизионной промышленности. СССР отгородился ею от «большого телевизионного мира». Как бы то ни было, обкатка цветного телевидения началась в ноябре 1967 года, когда в эксплуатацию был сдан новый московский телевизионный центр в Останкине. Для оснащения этого центра было созвано специальное заседание Политбюро, на которое был вызван директор ВНИИТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения). Он долго отказывался, ссылаясь на то, институт завален военно-космическими заказами, но вынужден был уступить. В результате, все оборудование для Останкинского телецентра было разработано и собрано всего за шесть месяцев(!) и на тот момент оно было самым совершенным в мире. Этот телецентр имеет также самую высокую телебашню в Европе – 540 метров (выше ее только телебашня в канадском Торонто – 553 метра). В последнее десятилетие телебашня расширяла свои мощности за счет трансляции все новых и новых телеканалов, УКВ-радиостанций, пейджинговых, сотовых и других служб и была загружена до предела, когда в августе 2000 года в верхней ее части вспыхнул пожар, оставивший на три дня без передач 16 млн. зрителей Москвы и Подмосковья и причинивший ущерб на 80 млн. долларов.

На территории СССР была создана самая крупная в мире система телевизионного и радиовещания, включавшая 160 программных радиотелецентров, более 18 тыс. телевизионных и 1, 2 тыс. радиопередатчиков, 10 спутников и 500 тыс. километров наземных линий связи. Она обеспечивала почти полный охват населения на территории страны двумя телевизионными и тремя радиопрограммами из Москвы. В каждой из союзных республик (кроме России) существовала также программа, вещавшая на местном и русском языках. Накануне распада СССР в системе Гостелерадио СССР работало около 90 тыс. человек, из них 23 тыс. в Москве.

По объему телепросмотра советские зрители находились на среднеевропейском уровне, значительно уступая японцам и американцам. Согласно одному из подсчетов, в типичной семье «голубой экран» горел 2, 8 часа в будние дни и 3, 9 часа в субботу и воскресенье.
В Ленинграде в начале 80-х годов были проведены эксперименты со стереоскопическим ТВ – использовался принятый в США и ряде других стран простейший, так называемый «очковый», метод. Велись эксперименты и со стереозвуком, и телетекстом. Советское ТВ пыталось быть арбитром между американскими, японскими и западноевропейскими электротехническими компаниями в выборе общемирового стандарта для телевидения высокой четкости (ТВЧ).

Хотя многим с самого начала было ясно, что вещательное телевидение с механической разверткой не более чем интересный технический аттракцион, такие передачи велись в Москве почти десять лет и полностью прекратились только в апреле 1940 года. Однако научные и конструкторские наработки в области механического телевидения не пропали и пригодились через три десятилетия для аппаратуры специального телевидения, в частности, для исследования объектов дальнего космоса. Единственный в истории случай, когда советская телевизионная техника бесспорно на голову опередила американскую, относится к 1959-му году, когда с помощью механического метода удалось добиться сенсационного успеха: в СССР были получены высококачественные фотографии обратной стороны Луны, переданные с межпланетной станции «Луна-3». Снимки были сделаны на широкоформатную пленку во время пребывания станции на окололунной орбите, затем, во время движения станции обратно к Земле они были обработаны и переданы на читающую телевизионную аппаратуру. На станции были два комплекта такой аппаратуры: многострочный малокадровый электронный вариант и многострочный малокадровый механический. Главное внимание уделялось электронному, а механический поставили как дублирующий на тот случай, если всплеск космического излучение выведет из строя электронный, ведь станция из соображений грузоподъемности не могла нести мощную свинцовую броню. При приближении к земле станция стала передавать полученную информацию. Сеанс связи длился свыше восьми часов. В информации, переданной с электронного комплекса, оказались серьезные сбои, снимки же переданные с помощью механического телевидения оказались безукоризненными.

А в декабре 1966 года: советская космическая станция «Луна» мягко села на Луну и передала с высокой четкостью панорамные изображения лунной поверхности. Советские инженеры вспомнили про былые достижения механического телевидения и сделали для тех условий великолепную аппаратуру. Здесь не было проблем с инерцией механических деталей, хотя один кадр состоял из 1500 вертикальных строчек, передавался он целых полтора часа! Телевизионная техника для исследования дальнего космоса, когда один кадр изображения передается иногда несколько часов, и теперь строится на принципах механического телевидения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.