Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плакатное творчество в новых условиях






 

«Качество, экономия, бережливость»

 

В первые два года перестройки издательство бережливость» «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость». Выставки плака­тов прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Их главные итоги опубликованы в альбомах «Плакат перестройки» (М., 1988) и «Плакат в рабочем строю» (М, 1988).

Аналитики, комментировавшие плакатную продукцию этого пе­риода, отмечали определенный спад в развитии изобразительной публицистики. Опять шла речь о засилье трафаретных образов, отсутствии выраженного философско–символического и психологиче­ского наполнения в произведениях, ориентированных на позитив­ную интерпретацию текущего времени. Критики подчеркивали:

Сегодняшняя система социальных отношений намного услож­нилась и продолжает усложняться в ходе дальнейшей экономиче­ской перестройки. Неизбежная при этом перестройка психологии людей предполагает всесторонний учет нюансов человеческих от­ношений. Поэтому чрезмерная прямолинейность не годится даже в тенденциозном искусстве плаката. Художники знают: скрытая гар­мония сильнее явной.

 

Но, как известно, знание далеко не сразу претворяется в худо­жественное творчество. И новые установки времени натыкались на въевшиеся во внутренний мир многих художников стереотипы.

Положение изменялось, как только в поле творчества включа­лись критические и сатирические мотивы. Темы экономии и бе­режливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретиро­вали «от противного». Вот работа В. Гладиныпа. Массивный крюк подъемного крана занимает большую часть пространства листа. Что же он со всей своей мощью переносит с места на место? Вырази­тельно на темном фоне крюка выглядит прикрепленное к нему бе­лое пушистое перо. Текст краток: «Рационально используйте тех­нику!».

Некачественность изделий, необязательность договорных обе­щаний предлагают на общественное рассмотрение художники Н. Гуселетов и А. Кондуров. Первый изображает дом, сложенный из костяшек домино и будучи недостроенным, уже западающий на один бок. Текст «Так дом не построишь!» вносит полную ясность в показанную, типичную для строительствах тех лет, ситуацию.

На плакате А. Кондурова две добротные кожаные рукавицы скрестились в деловом рукопожатии. Действительно, из одной ру­кавицы рука виднеется, а вторая – пустая. Текст «Пустых обеща­ний не давай!» в сочетании с иллюстрацией выразительно фикси­руют укоренившийся порок в организации рабочих отношений кризисной поры.

Не слишком броской, но очень едкой сатиричностью отмечены плакаты Л. Шенберга и О. Зайвдва на тему забалтывания перестро­ечных процессов, противодейст­вия командно–бюрократической системы любому реформирова­нию. На плакате Л. Шенберга – бесхитростно изображены две обычные эмалированные кастрю­ли разного цвета. Небольшой ню­анс: крышки у них поменялись местами. Подпись к плакату со­стоит из одного слова: «Пере­стройка?». И этим все сказано.

Плакат О. Зайкова решен бо­лее традиционно и имеет вполне однозначную подпись «При­стройка к перестройке»: важный петух в элегантном костюме и галстуке прокукорекивает: «Я пе–ре–стро–ился!». Прямолинейность данного решения очевидна, осо­бенно по контрасту с остроумно показанными в предшествующей работе кастрюлями. Но ведь любое творчество состоит не только из удач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.