Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритеты плакатного творчества






 

Плакатное ответвление печатной графики в СССР традиционно находилось в фокусе внимания властей и общественности. И тра­диционно же торговый плакат в ряду иных жанровых форм находился на вторых–третьих ролях в общем массиве данной продукции. В начале 70–х такое положение изменяется. На открытой в 1973 г. в Вильнюсе IV Всесоюзной выставке плаката преобладающее место заняли разнообразные рекламные произведения. Речь идет не только о плакатном продвижении потребительских товаров, но и о популяризации театральных и цирковых постановок, оповещении о разнообразных выставках и кинофильмах. Именно зрелищный пла­кат по качеству исполнения выдвигается в этот период на передо­вые позиции. Не отступает от поисков художественной выразитель­ности и социальный плакат.

 

Создание издательства «Плакат» и поточное творчество

 

Что же касается собственно политического плаката, вывести его из состояния унылой повторяемости сюжетов, схем, привычных действующих лиц, – словом, приевшегося набора штампов не удавалось, не­смотря на регулярные «на­качки» вышестоящих ин­станций. Чтобы выправить положение, в 1974 г. было решено создать специализи­рованное издательство ЦК КПСС «Плакат». Его кол­лектив горячо взялся за де­ло. На ВДНХ стали регуляр­но проводиться выставки политического и социально­го плаката. Был разработан серьезный план плакатного производства к XXII Олим­пийским играм, намеченным Художник В. Чижиков и его Олимпийский мишка быть в Москве в 1980 г. Под девизом «Спорт – посол мира. Пусть победит дружба!» – было создано много изобразительной продукции.

Через год после успешно проведенной Олимпиады издательство «Плакат» возглавило организацию Международной выставки «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». В ней приняли уча­стие две тысячи авторов из 48 стран. На выставке демонстрировалось 3, 5 тыс. плакатов заявленной проблематики. Однако ярких творческих прорывов со стороны советских авторов отмечено не было.

Издательство взяло курс в первую очередь на количественные, а не качественные показатели. Им ежегодно создавалось восемь ком­плектов политических плакатов, рассылавшихся заказчикам. Кроме того, каждые две недели издательство выпускало оперативную фотоинформацию о важнейших событиях в стране и за рубежом. А также через неделю выходили специальные фотовыпуски о передо­вом опыте на промышленных предприятиях, стройках, транспорте и в сельском хозяйстве.

Для столь поточного творчества характерна и неизбежна опора на устоявшиеся штампы. И хотя время от времени в коллективе издательства и поднимался разговор о слабой эффективности его продукции, дело не менялось.

 

Зрелищный плакат – творческие прорывы

 

Творческие прорывы осуществлялись в сфере зрелищного плаката и, в первую очередь, в его цирковом ответвлении. В.Н. Ляхов пишет:

…Буквально за два–три года возник и завоевал настоящее при­знание новый советский рекламный цирковой плакат. Он совер­шенно не похож на тот, каким был раньше. В нем нет ни театрали­зованной эстетики, ни дешевой таинственности, ни лубочной пест­роты. Этот плакат во многих своих образцах демонстрирует высо­кую художественную культуру и не только пластического выраже­ния, но и культуру мышления, способность интеллигентно, в самом истинном смысле слова, оценить новую цирковую постановку, оригинальность эстрадного номера, артистизм исполнения. Можно привести в пример цирковой плакат М.Н. Федорова, исполненный в 1970 г. Под заголовком «Цирк «Иллюзион» «на ост­риях трех шпаг вольготно расположилась лежащая иллюзионистка в «магическом» одеянии. Плакат наполнен воздушностью, легкостью, изяществом, вдохновением изысканного зрелища.

Ярко и экзотично выглядит принадлежащая этому же автору реклама «Африканские ритмы» для Москонцерта, созданная в 1972 г. Почти все пространство листа занимает многоцветная маска, исполненная в характер­ной стилистике африканского национального искусства.

А вот концертная афиша Э. Дробицкого создает художест­венные зримые ассоциации на тему «Музыка Верди». На первом плане летящие разноцветные листья, а фон составляют льющие­ся, подобно водопаду, потоки света.

С новой степенью изобрета­тельности и художественного мастерства выполняются многие киноплакаты. Талантливые произведения в этом жанре создают художники Ю. Царев, М. Хейфиц, В. Островский. Таков, напри­мер, плакат Ю. Царева к кинокомедии «Женитьба Балъзаминова». Он основан на изобразительном опредмечивании высказывания «под супружеским каблучком»: ярко–красный каблук, выглядываю­щий из–под цветастой юбки, навис над цилиндром приплясываю­щего ухажера. Разномасштабность изобразительных элементов пла­ката усиливает впечатление от тяжелого нависшего каблука, спо­собного полностью раздавить небольшую фигурку сватающегося франта.

Выразительно–метафоричен плакат В. Островского к кино­фильму «Последняя ночь детства». Пространство плакатного листа занимает темный контур горящей керосиновой лампы. На ее фоне – белый мотылек с обожженным крылом. Сюжет кинокартины уже не требует других комментариев.

Метафоризм, иносказательность становятся ведущими изобра­зительными средствами зрелищных плакатов. Фантазия художников начинает преображать действительность до неузнаваемости – на рубеже 70–80–х советский плакат соприкасается с различными на­правлениями модернизма. «В плакате 1970–80 гг. находят отражение такие течения модернизма, как оп–арт и поп–арт, превращаясь в осовремененную интерпретацию взаимопроникновения искусства и производства». Здесь ощущаются веяния сюрреализма и абстрак­ционизма. Весьма экзотично решена афиша, созданная в 1977 г. Г. Корбутом для постановки «Недоросля» в Ленинградском театре драмы и комедии. Лидировали в этом отношении художники при­балтийских республик.

 

Рекламная кампания «Экономика должна быть экономной»

 

Направление социального плаката продолжает придерживаться реалистических установок. Здесь актив­но работает художник В. Решетников. Одно из наиболее запоми­нающихся его произведений – сюжет, призывающий бережно от­носиться к результатам труда – своего и чужого. Грузовик с надпи­сью «Уборочная» мчится по скошенному полю, а из кузова вытека­ет на дорогу струйка золотистого зерна, превращаясь в золотые мо­неты. Ими усыпан весь путь небрежно починенного грузовика. Текст здесь предельно лаконичен: «Не теряй!». Изданный в 1975 г., этот плакат удачно соответствовал повсеместно развернутой кампании «Экономика должны быть экономной».

Аналогичен плакат А. Дразниекса с электрической лампочкой и денежной купюрой внутри нее. Текст столь же лаконичен: «Не за­бывай!».

В начале 80–х в стране была проведена широкомасштабная рек­ламная кампания за экономию хлебопродуктов, против небрежного к ним отношения. Организующим и координирующим центром в том процессе была «Союзторгреклама». В рамках кампании было издано значительное число плакатов соответствующего содержания. Вот один из них, выполненный Б.А. Пармеевым в 1981 г. в лубоч­ном стиле: ребенок дошкольного возраста с хлебным калачом в ру­ках сопровождается текстом:

Не на деревьях булки растут, Помни, малыш, хлеб – это труд.

 

Торговый плакат: «… мы за улыбку продавца»

 

Стилистики собственно торговых плакатов почти не коснулись те творческие переме­ны, которые происходили в его зрелищном ответвлении. По–прежнему это натуралистическое предъявление зрителю рекламируемых объектов. Вот один из таких плакатов:

труженик на первом плане жестом указывает на громоздящиеся за ним коробки и упаковки. Текст гласит:

Работая все лучше, все дружней,

Дадим на благо нашего народа

Потоки замечательных вещей

Культурно–бытового обихода.

Несколько расширяется проблематика торгового плаката – она охватывает уже не только товары, но и методы обслуживания поку­пателей. Так, по традиционному принципу контраста показаны две продавщицы, а текст поясняете

Мы против хмурого лица,

Мы за улыбку продавца.

К концу 70–х гг. пользовавшийся большой популярностью среди профессионалов журнал «Реклама» стал в значительной мере зако­нодателем мод в отношении плакатного творчества. Его участники впоследствии вспоминали: «Сейчас журнал «Реклама» можно по–хорошему воспринимать как провокацию, встрепенувшую целое поколение дизайнеров и вообще творческих людей. Он разрушил массу стереотипов…». В первую очередь это относится к плакатно­го типа обложкам журнала, где одним из ведущих дизайнеров стал В. Чайка. Его работа была отмечена серебряной медалью на вы­ставке в Брно в 1986 г. Так с разных творческих участков пробива­лись импульсы, предвосхищавшие время перестройки.

 

6.2.7 Реклама периода перестройки (1985 – 1990гг.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.