Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плакаты В.Маяковского






 

Основное внимание создателей агитационных плакатов переключалось на новые цели: разъяснение существа новой экономической политики, поддержку кооперативного движения, организацию помощи голо­дающим районам Поволжья, интенсификацию производительности труда. Большинство плакатов этого периода нарисованы В. Мая­ковским, ему же принадлежат сопроводительные надписи. Вот пла­кат, предупреждающий развитие эпидемии. В нем 12 сюжетных изображений, сменяющих друг друга по принципу комикса. Каж­дую картинку сопровождают следующие тексты:

Что делать, чтоб не заболеть холерой?

Только за собой смотреть – мало.

Вот что надо делать, чтобы холера пропала.

На дворе ль, на базаре ль, в вагонах, – ты смотри, чтоб все блестело от чистоты.

С базаров не спускай взор, смотри, чтоб за мухами имели надзор.

Присматривайся к колодцу и к водопроводу.

Берегись, чтоб грязь не попала в воду.

Соберитесь

и решите без колебаний: устроим общественные бани.

От сырой воды вред отчаянный,

устраивайте кипятильники и чайные.

Если холера близко,

скорей обязательной прививкой отгородись–ка!.

Если В. Маяковский доста­точно гибко осваивал новую агитпроблематику, для многих его соратников по революци­онным плакатам перестройка давалась с трудом. Очевидное затормаживание, казалось бы, близкой мировой социалисти­ческой революции увлекаю­щихся художников выбивало из колеи. В какой–то степени, отражая эти настроения, вид­ный художественный критик той поры Я. Тугендхольд пи­сал:

…Если пять лет тому назад не было ни одного издатель­ства, которое не выпускало бы сотни плакатов, то теперь плакаты, выпускаемые Главполитпросветом, Госиздатом, насчитываются десятками, но растет плакатная продукция хозорганов и особенно плакатное про­изводство киноорганизаций... Пережив в 1918–1923 годах свою ро­зовую романтическую пору, сыграв роль политического, социально­го и культурно–просветительного светоча революции, наш плакат почти выродился в орудие рекламы.

Так интерпретировался в период нэпа перевод значительного ко­личества плакатной продукции в сферу коммерции.

 

«Реклам–конструктор Маяковский – Родченко»

 

Однако и в коммерческой сфере лидер «Окон РОСТА» В. Маяковский проявил творческую незаурядность. В 1923 г. он вместе с художником–авангардистом А. Родченко создает дружеский альянс под названием «Реклам–конструктор Маяковский – Род­ченко». И концентрирует усилия вокруг разработки приемов совет­ской торговой рекламы. Параллельно он теоретически осмысливает эту деятельность в статье «Агитация и реклама»:

Реклама – промышленно–торговая агитация. Ни одно, даже са­мое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию... Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т.д.

Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»:

«Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...» «Уполномоченный доводит до сведения...»

«Правление «Беркомбинат» извещает» и т.д. и т.д. до бесконечности. Какая канцелярщина – извещает, доводит до сведения, объяв­ляет!

Кто ж на эти призывы пойдет?!

Надо звать, надо рекламиро­вать, чтоб калеки немедленно ис­целялись и бежали покупать, тор­говать, смотреть.

Свой незаурядный талант и яр­кий творческий темперамент в раз­гаре нэпа Маяковский посвятил разнообразной рекламной деятель­ности. Соратник и соавтор самых эффектных проявлений этой дея­тельности А. Родченко писал в сво­ей «Автобиографии»:

Первыми нашими работами бы­ли рекламы ГУМа и Моссельпрома. Маяковский писал тексты, а я делал им художественное оформление.

Вся Москва украсилась нашей продукцией – вывески Моссельп­рома, киоски, плакаты для Резинотреста, ГУМа, Мосполиграфа, Госиздата, Чаеуправления и др. Было сделано 50 плакатов, до сот­ни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных стол­бов, иллюстраций в журналах и газетах и т.д. Сюда же относятся и серии профсоюзных плакатов о культуре и охране труда.

Большинство этих произведений стало классикой рекламного творчества, вошло в число образцов, на которые ориентируются но­вые кадры профессионалов. Позна­комимся с некоторыми из них. Пер­вый заказчик – Моссельпром являл­ся одним из немногих крупных ус­пешно работавших заготовительно–потребительских кооперативов. Его центральная контора находилась в Москве недалеко от Арбатской пло­щади. Фирма перерабатывала сель­скохозяйственную продукцию и вы­пускала колбасы, сосиски, макаро­ны, печенье, конфеты, пиво, безал­когольные напитки и папиросы.

Именно папиросы марки «Ира» были первым заказом, который вы­полнил «реклам–контруктор». На фоне слегка стилизованной папи­росной пачки шли строки В. Мая­ковского:

Нами

оставляются

от старого мира

только

папиросы «ИРА»

По краям образца изображены два массивных восклицательных знака зеленого цвета. А далее шел слоган, завоевавший необычайную популярность: «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он соответство­вал истине, так как вследствие хорошо организованных заготовок и производству в этой фирме можно было купить более дешевые, чем в других местах, и качественные товары.

Автор же этого слогана убежденно утверждал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». За поэзию в целом ру­чаться трудно, но то, что этот слоган, переживший десятилетия и вошедший во всенародный оборот, – реклама самой высокой ква­лификации – с этим следует согласиться.

 

Популяризация книг и борьба с неграмотностью.

«Путь к коммунизму – книги и знание»

 

Классикой рекламного плаката стала знаменитая композиция А. Родченко, созданная для популяризации книг Ленинградского отделения Государственного издательства в 1924 г. В центре композиции – крупноплано­вая фотография работницы в косынке, которая прислонила к лицу ладонь для усиления звука. Мимика передает предельную громкость ее призыва, суть которого дана фигурным расположением рублено­го шрифта, как бы повторяющего общим контуром повернутый на бок восклицатель­ный знак: «Книги по всем отраслям зна­ния». Кроме этих пя­ти слов дважды по­вторено – над порт­ретом и под ним – слово ЛЕНГИЗ. Лако­ничность – предель­на. Выразительность – максимальна. Фото­моделью для образа работницы явилась известная вдохновительница поэзии В. Маяков­ского Лиля Брик.

Для Госиздата создавали рекламные плакаты В. Степанова, А. и Л. Лавинские, В. Левин. Под их пером и кистью коммерческий плакат плавно переходил в культурно–просветительский. Сквозной слоган В. Маяковского гласил: «Путь к коммунизму – книга и знание, в магазине Госиздата все новые издания». Или вариант:

Путь к коммунизму – книга и знание, Учебник в Госиздате купи заранее!

Параллельно с активной популяризацией продукции Госиздата не оставались без внимания «реклам–конструктора» и продвижение в народ образа книгоноши, и агитация за подписку на журналы «ЛЕФ», «Огонек», «Московский пролетарий», «Смена» и «Красный перец», и продук­ция других издательств, в ча­стности «Молодой гвардии».

Плакат А. Родченко, соз­данный по заказу этого изда­тельства, поразительно контра­стирует по композиции с пла­катом для Ленгиза, хотя вы­полнен в том же 1924 г. Если в последнем случае создан кон­центрированный образ, то здесь – глаза разбегаются и внимание рассеивается. На одном листе рекламируется и издательство, и одноименный книжный ма­газин. Кроме двух фотопортретов – рабочего паренька и мо­лодой работницы (но уже на основе другой фотомодели), здесь представлены изображе­ния обложек трех книг и трех молодежных журналов. Текст изложен без всяких изысков:

Все книги всех издательств. Подбор комсомольских, пионерских и партийных библиотек. Долгосрочный кредит и максимальная оптовая скидка.

Дробность композиции в данном произведении вряд ли позволяет включить его в число классических рекламных образов, дух времени оно передает превос­ходно.

Тема борьбы с неграмотно­стью постоянна в плакатном творчестве 20–х годов. Одним из наиболее ранних изображений данной проблематики стал очень выразительный плакат А. Радакова, созданный еще в 1920 г. – Крестьянин с завязанными гла­зами вытянул вперед руки и занес одну ногу над пропастью. Под­пись предупреждает: «Неграмот­ный – тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья».

Эту тему продолжает Е. Кругликова в плакате 1923 г., выполненном в технике монотипии. Здесь изображен интерьер дере­венской избы: кадка с водой, на столе – самовар, на русской печи – кринка (вероятно, с молоком). За столом молодая женщина с раскрытым учебни­ком в руках, а рядом – пожи­лая крестьянка. Слоган в верх­ней части плаката призывает: «Женщина! Учись грамоте!». Подпись же воспроизводит речь молодой собеседницы: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!». Призывы плакатов данной проблематики варьируются, но наиболее настойчивый среди них гласит: «Грамотный, при­веди в школу двух неграмот­ных!»

 

Производственный плакат и плакаты для деревни, лубочные традиции

 

Осваивают художники в 20–е годы и так на­зываемый производственный плакат. На юге страны, в Одессе, деятельно разрабатывал это направление художник Н. Соколов. Его произведения многофакторны и многословны. Автор стремится в пределах одного листа представить и положительных, и отрица­тельных героев времени в их противостоянии. Так, в плакате, по­священном росту производительности труда, умещаются две цитаты В.И. Ленина на эту тему, типовой образ злопыхательствующего ка­питалиста и группа прогрессивных рабочих, заменивших ремеслен­ные орудия труда (они тоже присутствуют в плакате) на прогрес­сивные станки.

Автор стремится сказать очень многое, но агитационно–рекламную цель такой материал вряд ли достигал, особенно в об­ществе, где грамотны были далеко не все.

Учитывая это обстоятельство, некоторые издательства побужда­ли художников не чураться лубочных методов изобразительности.

Этим в первую очередь отли­чались хозяйственно–производ­ственные плакаты, ориентиро­ванные на деревенскую ауди­торию. В Музее рекламы при фирме «Аврора» можно уви­деть типичный в этом отно­шении крупноформатный лист, призывающий крестьян уси­лить темпы государственных хлебозаготовок. Лист разбит на несколько секций, каждая из которых изображает раз­личные сюжеты, связанные со сбором и сдачей хлеба, выгод­ной расплатой за него и не­пременным для агитпубликаций тех лет карикатурным об­ликом «нэпмачей». Общая идея плаката: сдавайте хлеб госу­дарству, а не частнику.

В деревню отправляются плакаты, ратующие за прогрессив землепользование, рациональный корм скота, использование удоб­рений, противоэпидемические прививки и т.п. Лубочные традиции, склонные заменять агитационный натиск на аудиторию постепен­ной, детализирующей явления пропагандой, становятся типичными для многих плакатов второй половины 20–х годов. Вяч. Полонский характеризовал этот процесс следующим образом: «Лубок углублял разработку плаката, подходил к его темам как пропагандист, рас­толковывая, поясняя, сравнивая, доказывая. Плакат тороплив, лу­бок медлителен». С этим суждением перекликаются слова Н. Тара–Букина: «Социальная функция лубка быть «поучительной картин­кой» и «наглядным вразумлением».

Рекламно–плакатная продукция для деревни осуществлялась и продвигалась через агентство «Двигатель».

 

Зрелищные плакаты – динамичные и эффективные композиции

 

А в городе значительное число отведенных на рекламирование средств осваивало тематическое направление зрелищных плакатов. Признанными лидерами в этой области творчества были братья В. и Г. Стенберги.

Именно Стенберги преодолели образную недостаточность на­борного конструктивистского плаката, перейдя от подчеркнутой простоты конструктивистских афиш к остро выразительным, дина­мичным и эффектным композициям.

В начале деятельности в 1923 г. главное внимание они уделяли театральным афишам, позже – преимущественно киноплакатам. О своем творчестве они отзывались так:

Мы даем плакат броский, который мог бы, что называется, ого­рошить зрителя, остановил бы его внимание... Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом (что также вызыва­ется и размером плаката), не соблюдаем пропорции как между не­сколькими предметами и фигурами, так и между отдельными дета­лями их, переворачиваем фигуры и т.п. – словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего.

За пять лет интенсивной работы братья Стенберги создали не­сколько сотен плакатов.

Рассмотренная выше классика изобразительной рекламы 20–х годов уступает, на наш взгляд, экспрессии стенберговских кинопла­катов. Вот знаменитое рекламное сопровождение кинофильма «Броненосец «Потемкин». Основное пространство плаката 1925 г. издания занимают шесть перекрещенных между собой дул кора­бельных пушечных орудий. На оконечнике одного из них стоит восставший матрос, на втором плане – фигура офицера, сброшенного за борт, изображена в момент его падения. По дулам же идут тексты с названием картины и ее авторов. Цветовой колорит сосре­доточенно суров. Концентрация смысла картины предельна.

В процессе проката фильма «Броненосец «Потемкин» и другие художники создавали для него рекламное сопровождение. Энергич­но скомпонован выпущенный в 1926 г. плакат А. Лавинского. Пу­шечные орудия, направленные прямо на зрителя, формируют эмо­циональный центр изображения. Между двумя нацеленными на зрителями дулами крупноплановая фигура матроса, зовущего к вос­станию. Если сравнивать эти две работы классиков советского ки­ноплаката, то можно сказать, что Стенберги возвысились до симво­лизации, Лавинский же в данном случае остался на стадии иллюст­ративности.

Суммируя проведенный нами анализ плакатного творчества 20–х годов в его наиболее показательных проявлениях, надо сказать, что оно находилось на подъеме, что энтузиазм революционных лет еще продолжал вдохновлять первоклассных мастеров этого дела.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.