Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины






Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского»

Физический факультет

Кафедра прикладной и медицинской физики

 

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________Т.Ю. Стукен

«____»______________2011 г.

 

Программа дисциплины

«История науки и техники»

цикл естественно-научный

(дисциплина по выбору)

предназначена для студентов всех специальностей и направлений,

обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

 

 

г. Омск – 2011

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Программа дисциплины «История науки и техники» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к.ф.-м.н., доцентом Матвеевым А.В.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры прикладной и медицинской физики (протокол №____ от «____» ________ 2011 г.)

 

 

Зав. кафедрой прикладной и медицинской физики ______________ Геринг Г.И.

 

Декан физического факультета __________________________ Потунданская М.Г.

 

 

Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Курс Семестр Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия Семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) Реферат Подготовка сообщений, докладов Другие виды СРС
                         

Общая трудоемкость дисциплины – 68 часов.

Форма итогового контроля – зачет.

 

Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина изучается студентами 2-5 курсов всех специальностей и направлений по выбору. Объем нагрузки: лекции - 34 часа, самостоятельная работа – 34 часа.

Учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки поставленном в Московском университете в 1903 г. В.И.Вернадским. Курс строится с учетом особенностей кризиса современной науки связанным, прежде всего, с исчерпанным потенциалом дисциплинарной культуры научного и учебного знания и изменения места и роли науки и техники в социокультурном развитии накануне ХХI века. Ориентация курса более социальная, чем когнитивная история науки и техники. Наука при этом понимается достаточно расширительно, включая помимо естествознания и гуманитарное знание (в достаточно обобщенной форме). Большое внимание уделяется рассмотрению исторически и культурно обусловленной подвижной границы между рациональным и иррациональным знанием. В науке (рациональном знании) преимущественное внимание уделяется процессуальной стороне, в противовес результативной. Эта же особенность характера и для учебного процесса истории науки и техники. Техника не рассматривается как нечто несовместимое с наукой. Скорее техника здесь одна из форм рационального познания и не может быть сведена к некоей вторичности по отношению к науке.

Концептуально-методологическая особенность курса и его программы вытекает из факта, что “История науки и техники” это уникальная комплексная дисциплина, позволяющая естественным образом устранять противоречия в понимании различий между естествознанием и техникой с одной стороны, естественно-научным и техническим знанием и знанием гуманитарным - с другой. Принадлежа “обеим культурам”, “история науки и техники” является формой единой культуры человечества. В этом своем качестве она одинаково важна как для гуманитарного, так и для естественно-научного и технического образования. В учебном процессе специфика курса требует представления знания различных видов в самых разнообразных формах. При этом изменяется понятие самой природы знания: оно выступает не только и не столько в форме общественного результата, сколько в форме бесконечного становления и развития единой системы знаний.

Предмет курса: совокупность информации и материальных носителей, свидетельствующих о деятельности познания человека начиная с древнейших времен до настоящего времени.

Цели курса:

  • структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества;
  • показать роль и место науки и техники в процессе познания;
  • показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей в деле построения гармоничного здорового демократического общества ХХI- го века.

Задачи курса: дать студенту знания по концепциям науки и техники.

Студент должен знать:

  • пути развития как отдельных научно-технических направлений так и в целом науки и техники;
  • области научной и технической мысли; важнейшие события, достижения человечества;
  • выдающихся персоналий мировой истории и их вклад в развитие цивилизации;
  • методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем.

Студент должен уметь:

  • проводить критическую оценку различных теорий, гипотез и т.д. базируясь на принципах теории строения и развития больших сложных систем;
  • воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей науки и техники.

 

 

Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс Семестр Дидактические единицы Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студентов Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
    1. Введение            
    2. Неолитическая революция           Сообщение Доклад
    3. Становление древних цивилизаций           Сообщение Доклад
    4. Научные представления древних цивилизаций           Сообщение Доклад
    5. Наука и техника в античном мире           Сообщение Доклад
    6. Византия и Восток в период Раннего Средневековья           Сообщение Доклад
    7. Европа в период Раннего Средневековья           Сообщение Доклад
    8. Европейское Возрождение           Сообщение Доклад
    9. Рождение современной науки           Сообщение Доклад
    10. Техника мануфактурного периода           Сообщение Доклад
    11. Промышленная революция           Сообщение Доклад
    12. Развитие науки в XIII-XIX веках           Сообщение Доклад
    13.Технические достижения конца XiX – начала XX веков           Сообщение Доклад
    14. Наука в конце XiX – начале XX веков           Сообщение Доклад
    15. Наука и техника между двумя войнами. Роль техники во Второй мировой войне           Сообщение Доклад
    16. Научно-техническая революция второй половины XX века           Сообщение Доклад
    Написание реферата           Реферат
    Всего часов по дисциплине           Зачет

Содержание дисциплины






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.