Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностное взаимодействие






 

(выявление значения индивидуального восприятия, определение закономерностей, помогающих общению в группе)

 

" Броуновское движение"

Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза.

Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

Анализ упражнения - ответы на ряд вопросов.

Какие чувства возникают в первом и втором случае?

Что мешало движению?

Что помогло не сталкиваться?

Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие оказались " новыми"?

Наиболее частыми бывают такие ответы: а) " преобладает чувство тревоги, страха"; б) " возникают ощущения неловкости".

Следует сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации. Такое сравнение помогает понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Неудач больше у тех, кто концентрирует внимание в большей степени на себе, чем на окружающих.

 

Выявление соответствия индивидуального и общего мнения.

а) Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по своему.

(" Каждый видит по-своему.")

б) Предлагается одному из участников пересадить всех в соответствии с тембром голоса.

в) Далее проверяется еще один канал восприятия - прикосновение.

Предлагается расставить участников по " теплоте рук" (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных участников).

В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент.

 

Создание атмосферы доверия и открытости

Выполнение некоторых упражнений требует преодоления многих личностных барьеров, члены группы могут чувствовать себя уставшими и раздраженными. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих упражнений:

а) всем вместе вдохнуть и выдохнуть;

 

б) всем вместе (встав в круг) топнуть, одновременно " выбросив" в пол кулак со всей силой;

в) всем вместе крикнуть " А-а-а! " или " Все! ", или " Да" (можно по-английски).

 

Тренировка оттенков восприятия партнера

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикосновения в этом упражнении вызывали напряжение.

Упражнение можно анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.

 

Все участники встают плотно друг к другу, как бы образуя " заросли". Каждому из участников предлагается пробраться сквозь эти " заросли" (все стоят лицом к преодолевающему препятствие).

 

Все образуют плотное кольцо, а один участник пытается проникнуть в круг. Для перехода к последующей рефлексии полезно упражнение " Послушаем себя". Оно проводится в полном молчании в течение минуты.

 

Рефлексия. Можно использовать следующие формулы: (не настаивать на открытости)

а) мои ощущения и мысли, когда я был в роли преодолевающего препятствие;

б) что мне мешало, что помогало?

в) что удивляло, раздражало?

г) какие чувства вызывали окружающие?

д) почему произошло именно так?

 

" Зеркало"

 

Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, " передразнивает" его как можно точнее и передает дальше - своему соседу. " Гримаса" передается по кругу.

Анализ: каков механизм узнавания чувств? Какие мышцы задействованы?

 

Упражнение " Опора"

Все участники группы разбиваются на пары.

а) Двоим участникам надо встать спинами друг к другу. Один из участников должен спиной опереться на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть " опоре". Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет.

б) Оба партнера стоят, прижавшись спинами друг к другу. Они находят точку опоры для обоих, выбирая угол наклона. Запрещается поддерживать партнера, оба должны " отдать" друг другу всю тяжесть своего тела.

В этом положении они могут стоять столько, сколько захотят.

Анализ. В каком случае стоять было удобнее?

Когда стоять хотелось дольше?

Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга?

Что было легче делать: опираться или удерживать?

Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?

 

5. Дискуссия на тему: " Продолжительность общения зависит от степени доверия собеседников друг другу".

Вопросы: Какой смысл вкладывается в понятие " доверие"?

Способы проявления доверия?

Общее и индивидуальное восприятие проблемы доверия.

6. Ведущий предлагает вспомнить знакомого всем человека или героя произведения, фильма, которого можно назвать обаятельным, и выписать на листочке его индивидуальные особенности, придающие его образу обаяние.

Прочитать и выписать совпадающие характерные черты. Например, блеск глаз, живость или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т.д.

7. Участникам предлагается написать тайную записку каждому члену группы, в которой выделяются " черты обаятельности". Обязательно надо написать имя адресата. Записки складываются сначала вместе, а потом каждый ищет " послание для себя".

Анализ. Что нового вы о себе узнали?

Какие черты помогут вам в общении?

8. " Войди в круг"

Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задает вопрос: " Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение? "

Несколько добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.

Анализ. Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?

Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?

Какое поведение обладает эффектом " бумеранга"?

Что нового вы открыли в себе и окружающих?

Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?

9. Ведущий предлагает закрыть глаза и беспорядочно перемещаться по комнате. При встрече при помощи рук пытаться " узнать" встретившегося человека.

Какие возникают ощущения и чувства от прикосновений, какая появляется тактика поведения?

 

" Маятник (Восковая палочка)"

 

Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1-2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Анализ. Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Кто доверился участникам игры?

Оцените свое доверие по пятибалльной системе.

Оцените характер прикосновений.

Предлагается высказаться всем желающим.

 

ИГРЫ (Петрусинский)

игры-тесты (оценка всеми участниками по 5-балльной системе)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.