Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальная подготовка пловцов на суше






Скоростно-силовая подготовка планируется на базе общей физической подготовки и практически является ее специализированным продолжением (С.М.Вайцеховский, 1986). Спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Физическая подготовка – наиболее важный, стержневой раздел спортивной тренировки. Он направлен на оптимальное развитие двигательных способностей, на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной спортивной работоспособности (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Скоростно-силовые способности пловца – это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время с высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатного энергообеспечения (В.Н.Платонов, 1983; Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовых способностей направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений, обычно имитирующих гребковые движения. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Упражнения на суше должны подчиняться решению следующих двух главных задач:

1) развитие силы, гибкости и быстроты спортсмена применительно к улучшению техники основного способа плавания с учетом длины дистанции состязаний;

2) повышение специальной работоспособности организма пловца и воспитание его воли.

Специализация в любом способе предъявляет ряд специфических требований к развитию двигательных качеств пловца. Кролисту, например, необходимо иметь мощную и хорошо подготовленную мускулатуру рук и плечевого пояса, отличную подвижность в суставах ног и в плечевых суставах. Те же качества важны для дельфиниста, но он должен обладать большей гибкостью во всех суставах (особенно позвоночного столба). Несколько иначе обстоит дело с подготовкой современного брассиста: ему желательно развивать одинаково мощную мускулатуру, как плечевого пояса, так и ног, совершенствовать такую подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, которая, с одной стороны, обеспечивала бы возможно лучшую опору ног о воду, а с другой — позволяла бы производить ими эффективное, «жесткое» отталкивание. Определенные требования к специальному развитию двигательных качеств предъявляет и длина основной дистанции, избранной спортсменом в качестве своей узкой специализации. Так, большинство спринтеров отличается более развитой («тяжелой») мускулатурой, способностью производить в единицу времени значительно более мощную работу, но они менее выносливы, а иногда и менее гибки, чем пловцы на средние и длинные дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития мускулатуры рук и плечевого пояса кролистов, спинистов и дельфинистов в настоящее время широко используются специальные упражнения с гантелями, резиновыми и блочными амортизаторами, а также упражнения на различных приспособлениях. Движения в этих упражнениях по характеру и темпу похожи на движения во время проплывания на соревнованиях основной дистанции. Для этой цели в перечисленных упражнениях необходимо тщательно подбирать оптимальный вес применяемых отягощений (Н.Ж.Булгакова, 1996; В.Н.Платонов, 2000).

Чтобы совершенствовать специальную гибкость (т. е. гибкость, необходимую для формирования лучшего варианта техники основного способа плавания), систематически применяют соответствующие этой задаче упражнения, как в утренней гимнастике, так и в разминке в воде.

Для развития силы и гибкости ног брассистов планируют различные приседания, подскоки, прыжки, а также специальные упражнения с отягощениями. Немецкие тренеры, к примеру, разработали целую систему упражнений для брассистов, включающую разнообразные движения ногами, обутыми в ботинки со свинцовыми подошвами (вес которых можно изменять). Как показали наблюдения, эти упражнения укрепляют мускулатуру ног и увеличивают скорость проплывания различных отрезков. Упражнения на суше, используемые для повышения специальной работоспособности (той, которая необходима пловцу на основной дистанции), применяются в тренировке пловцов на короткие, средние и особенно длинные дистанции. Известно, что продолжительная по объему и интенсивности тренировка только в воде утомляет пловца, спортсмен теряет чувство «свежести», утрачивает желание посещать бассейн. Значительно легче переносятся те же нагрузки, если часть упражнений, направленных на повышение специальной работоспособности, будет выполняться на суше, а другая в воде. К числу таких упражнений на суше можно отнести бег, спортивную ходьбу, передвижение на лыжах и т. д. в различном темпе (от умеренного до предельного), в течение времени, равного планируемому результату на основной дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростно-силовой работы – анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ), длительность однократной работы не должна превышать 15-20 секунд, количество повторений в серии 10-16 при интервале отдыха 40-90 секунд. Считается, что большом количестве повторении активизируется гликолитический реситнтез АТФ (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития скоростно-силовых способностей при тренировке на суше используется всё многообразие средств силовой подготовки – штанги, блочные, фрикционные, пружинно-рычажные и изокинетические тренажёры. В отягощенных движениях, имитирующих гребковые движения, должны применятся такие отягощения, с которыми спортсмены способны выполнять движения с угловой скоростью 140-210 градусов в секунду (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка на наклонной скамье (тележке). В этом случае нагрузка дозируется в зависимости от количества движений и наклона скамьи. Если тренировка на скамье направлена на развитие выносливости, то выполняется, например, серия 10 раз по 50 движений (скамья имеет при этом довольно пологий наклон – 25 - 30º). Если же тренировка направлена на развитие силы, наклон скамьи больше, а серия составляет 10 – 20 раз по 20 движений. (И.М.Кошкин, 1986).

Тренировка на комплексное развитие выносливости и быстроты. Вначале выполняются серии на выносливость (5 раз по 3 мин, или 10 раз по 2 мин, или 3 раза по 5 мин). Затем следует работа на быстроту (10 раз по 30 секунд сопротивлением 90 – 95% от максимального и 10 раз по 20 секунд с увеличением сопротивления во второй серии). (Б.Д.Зенов, 1987).

Специальная тренировка на суше включается в программу не реже 3 раз в неделю. Ее продолжительность до 25 мин «чистого» времени.

Планируя тренировку на суше, мы стремимся к тому, чтобы разнообразить средства и методы работы в течение сезона. Это делается не только ради того, чтобы добиться всестороннего воздействия на организм спортсмена, но и для того, чтобы создать условия для психологического переключения. Дело в том, что современная практика пловца с ее большими и продолжительными нагрузками весьма монотонна и однообразна и нередко приводит к большим психическим перегрузкам. Возможность внести разнообразие лучше всего предоставляется во время занятий на суше. (С.М.Вайцеховский, 1987).

В результате объёмной и напряженной работы скоростно-силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень скоростно-силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возможностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей скоростно-силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в скоростно-силовой подготовке пловца выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.

Упражнения на суше предполагают более полное соответствие специфическим требованиям и условиям скоростного плавания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и т.д.), кроме величины отягощения, упражнения должны ещё максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.