Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические возможности методики.






Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Диагностические возможности методики.

• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.

• Выявляет произвольность действий и сформированность эмо­ционально-волевой сферы.

• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем че­тырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - допол­нительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяю­щий дает предварительные объяснения.

Инструкция. Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратны­ми. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить ли­нию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведе­те - ждите пака я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вы­тяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (на­зывается какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помеще­нии). Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее проводите вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Эта я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отры­вая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно (снова называется реальный имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?

После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.

Э к с п е р и м е н т а т о р. Начинаем рисовать первый узор. По­ставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте ри­совать такой же узор сами.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы де­ти успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолже­ние узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисова­ния тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятель­но) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании следующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

Э к с п е р и м е н т а т о р. Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна Клетка вверх. Одна Клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.

Предоставляет детям 1, 5-2 минуты на самостоятельное про­должение узора.

Э к с п ер и м е н т а т о р. Все, этот узор дальше рисовать не на­до. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внима­ние! Три клетки вверх....

Через 1, 5-2 минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо...».

Все. рисуемые узоры приведены в рис. 1 и 2. По истечении вре­мени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, экспериментатор и ассистент собирают у детей листки. Общее проведение методики обычно составляет около 15 минут.

 

рис. 1

 

рис. 2

 

Оценка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В ка­ждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следую­щей шкале:

· точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

· воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

· воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

· воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных эле­ментов с диктовавшимся узором - 1 балл;

· отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех со­ставляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максималь­ной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итого­вая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ),. который может коле6'аться в пределах от 0 до 16 баллов.

Итоговые уровни: 0-5 баллов - низкий уровень;

6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.