Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы народовластия в Российской Федерации






Народный суверенитет - это народовластие. Он означает, что народ, ни с кем не деля власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо политических сил (самого государства, партий и т.д.). Народный суверенитет неделим и может иметь только одного субъекта - народ. Представление о народе как об исходном и конечном пункте легитимации политической власти является базо­вым в понимании демократии. Ст. 3 Конституции устанавливает, что в России никто не может присваивать или захватывать власть, и что подобные действия пре­следуются по Федеральному Закону. Это значит, что все органы вла­сти должны быть либо избраны (такие органы называются представи­тельными), либо быть назначенными избранными органами (назна­чаются исполнительные и судебные органы власти). Принцип суверенитета народа является основной характеристикой правового гос-ва.

 

11.Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Гарантии – условия и средства, обеспечивающие им реальную возможность пользоваться основными правами и свободами, неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности.Условия- это политико-правовой режим, в котором осущ основные права, свободы и обязанности.Средства- это механизм и материальные источники, обеспечивающие реальную возможность пользоваться основными правами и свободами, исполнять возложенные на них обязанности.
Система гарантий:
-экономические гарантии – следует понимать господствующую форму собственности и основанную на ее базе систему хозяйствования, которые признаны создать достойные условия жизни чел и граж и удовлетворить его разумные и духовные потребности. Реализует экономические гарантии государство, прежде всего, за счет налогов.
-политические гарантии- вся система органов государства, общественно-полит организ, которые создаются и действую таким образом, чтобы разумно оптимально привлечь граждан к управлению делами государства и общества.
-социально-нравственные гарантии – это социальная справедливость и совесть, благодаря которым граждане правильно понимают свои права и обязанности, правильно ими пользуются, неукоснительно исполняют возложенные на них обязанности. Соц справедливость- это эталон нравственности государства и общества. Совесть – это барометр нравственности человека.
-юридические гарантии- закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права, обеспечение их реализации органами государства и общественно-политическими организациями. Есть специальные органы, на которые возложены обязанность стоять на страже прав и свобод граждан и неукоснительного соблюдения гражданами возложенных на них обязанностей, это правоохранительные органы. Это правоохранительные органы, прокуратура суды.
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе.


12. Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются конституцией, охраняются и защищаются государством. Они устанавливают и регулируют наиболее важные и существенные отношения между личностью и государством, определяют юридические основы свободы личности.
Основные обязанности гражданина – это установленные и охраняемые государством, закреп конституцией требования к гражданам участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан.
Основные права и свободы обязанности можно разделить на:
- экономические (право на свободное занятие предпринимательское деятельности и иной экономич деятельность)
- политические (право на объединение, свобода слова, совести и т.д.)
- личные – (право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность и т.д.)
-социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение и т.д.)
Отличия прав чел от прав гражд:
-отлич своим происхождением, права чел являются естественными и принадлежат ему по рождению
-неотчуждаемы
- охран и защищаются не только гос-ом, но и мировым сообществом
-в случаи их нарушения к госуд могут примениться междунаро- правовые санкции (Пр.: экпорт и импорт облагается повышенными пошлинами; может быть установлена экономическая, политическая, блокада)
Названные отличия обязывают сформулировать определения понятий: «Права и свободы человека», «Обязанности человека».
Под правами и свободами человека следует понимать естественные неотчуждаемые, признаваемые, соблюдаемые, охраняемые и защищаемые государством и мировым сообществом его возможности свободно, осознано и ответственно избирать вид и меру своего поведения.
Обязанности человека – это вид и мера должного поведения, детерминированные правами и свободами человека.

13 Институт уполномоченного по правам человека в РФ.
Может быть назначен (гражданин РФ, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, имеющий опыт защиты прав и свобод человека и гражданина, сроком на пять лет)
Не имеет права: (быть депутатом ГД, быть членов СФ, быть депутатом законодательного органа, находиться на гос службе, заниматься другой оплач и неоплач деятельностью, кроме научной, преподавательской, заниматься политической деятельностью, быть членом полит партии).
Рассматривает вопросы: (Жалобы граждан РФ и находящихся на терр РФ иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) гос органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, гос служащих).
Не рассматривает: (Жалобы на решения палат ФС и законодательных органов гос власти субъектов РФ).
Обладает не прикосновенностью в течение всего срока своих полномочий, которое распр на: (жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, тел переговоры, связь, принадлежащие ему документы).
Без согласия гос думы не может быть: (привлечен к уголовной, админ ответственности, задержан, арестован, подвергнут личному досмотру, за исключением, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других)
Освобождается от должности: (нарушения требований о прекращении деятельности, несовместимый со статусом Уполномоченного, вступ в закон силу обвинительного приговора, неспособности по состоянию здоровья (в течение 4 мес подряд не испол свои обязанности) подачи заявления о сложении полномочий.

14. Понятие законодательного процесса и его стадии.
Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.
1. законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Согласно ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
2. предварительное рассмотрение законопроектов.Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
3. включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Государственной Думы. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются ее депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение.Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
4. принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
5. рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя определяют комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону.По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч. 4 ст. 105 Конституции).
6. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует
В соответствии с этим Федеральным законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в " Российской газете" или " Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные и федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ. Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.



15. понятие, принципы и конституционные основы гражданства в РФ.

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.
Принципы г-ва:
1. Гражданство РФ явл. единым, т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ.
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.
3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, выражается, во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.
4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
5. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.
6. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консуль
ские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.
7. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.
8. Отрицание автоматического изменения гражданства: заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства. изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим. расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.
9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.
Основание приобретение гражданства РФ: в результате признания гражданства; по рождению; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; по иным основаниям.
Основания прекращения гражданства РФ: вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории.
Выход из гражданства не допускается: если граж получил повестку на военную службу, граж привлечен в качестве обвиняемого, в отношении граж имеется вступивший в законную силу приговор суда; граж имеет невыполненные материально финансовые обязательства.
Гос органы, владеющие делами о гражданстве: президент РФ; комиссия по вопросам гражданства при президенте; министерство внутренних дел; министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

16. Конституционные принципы федеративного устройства РФ. Проблемы российского федерализма.
Федеративное государство – это союз государственных образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью.
Принципы:
1.Государственная целостность. (п. 3 ст. 5 К РФ) Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
2.едиснство системы государственной власти ((п. 3 ст. 5 К РФ)
3. равноправии народов в РФ (п. 3 ст. 5 К РФ)
4. самоопределении народов РФ (п. 3 ст. 5 К РФ)
5.национально-территориальный принцип (ст. 65 К РФ) В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения; автономная область; автономные округа.
6.територияальный принцип
7. разграничение предметов ведения и полномочий м/д органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ. (ст. 71-73) В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.


17. Субъект РФ: понятие, виды конституционный статус.
В составе РФ находятся субъекты РФ. Они являются равными участниками конституционно- правовых отношений. Закрепление в конституции всех субъектов федерации исключает возможность выхода любого субъекта из состава федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории и суверенитета. В РФ нет сецессии, т. е. права выхода из федерации. Легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии конституции, но конституция не исключает возможности расширение состава субъекта федерации.
Субъект федерации – это ограниченное правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеральное государство.
Субъекты РФ отвечают следующими характеристиками: (- не обладают суверенитетом; - не имеют право на отделение; - граждане любого субъекта имеют равные права и обязанности на тер всей федерации; - субъекты РФ равноправны.)
По объему компетенций субъекты фед можно разделить на 3 группы: (1. Республики в составе России могут применять свои конституции, устанавливать наряду с русским свой национальный язык и иметь свою государственную символику; 2. Края, области, города федерального значения принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и области; 3. Автономные округа и автономные области по их представлению может быть принят фед закон об автономной области или округа находящимся как бы втором подчинении у фед и у области, в составе которых они находятся.
См. главу 3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством. В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Однако субъекты не тождественны. Субъекты Федерации не являются суверенными от России они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Они не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом. Можно выделить три разновидности субъектов РФ: республики, имеющие статус государства (их 21); политико-территориальные образования: края (их 9), области (их 46), го-рода федерального значения (их два Москва и Санкт-Петербург); национально-территориальные образования: автономная область (одна) и автономные округа (их 4). Всего субъектов РФ 83.Статус субъекта РФ может быть изменена соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66).Под изменением статуса субъекта Федерации понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой в рамках перечня, предусмотренного ст. 5 Конституции РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему в соответствии со ст. 78 Конституции части своих полномочий Федерацией и пр.Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено под взаимному согласию.

18. Республики (государства), как субъекты РФ: понятие констит правовой статус.
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия (21 шт).
В соответствии с фед договором 1992 года выделяются в особую привилегированную категорию национальные республики в составе России. Ч. 2 ст. 5 К РФ оформила этот вид субъектов, как республики в составе России определят их как государство. Важнейшим атрибутов государства этих субъектов и их первой отличительной чертой является - право иметь свою конституцию.
Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам отнесенных к ведению республик. В республике конституция закрепляет основу конституционного стоя, основные права и свободы человека, организации и деятельность республик, органов гос власти и органов местного самоуправления. Устанавливает наряду с русским свой национальный язык и имеет свою государственную символику (герб, гимн, флаг, столицу). Государственная символика, наименование республики отражают национально исторические традиции и дух нации, проживающих на данной территории.
Граждане РФ постоянно проживающие на тер республики в составе федерации являются одновременно и гражданами республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики.
Правительства республик (являются исполнительными и распорядительными органами власти и в силу этого несут основную нагрузку по выполнению закона, пот непосредственной реализации социально экономических программ, бюджета и т.д.). Порядок формирования разный.
Президент республик (в одних республиках во главе исполнительных органов стоит президент (ПР.: Ингушетия) в других - председатель правительства (ПР.: Карелия).) Его избирают граждане сроком на 4-5 лет. Как глава госуд президент выступает: - гарантом суверенитета, и тер целостности, соблюд ее конституцию и законы; - осущ многие представительные функции; - обращается с послание к народу и парламенту; - обладает правом законодательной инициативы; - подписывает и обнародует законы.) Также участвует в формировании органов государства, принимает указа и распоряжения, которые обязательны на всей их территории
Во всех республиках в составе России избирают парламенты, кот имеют различные названия: Законодательное Собрание, Верховный Совет, Госуд Собрание(Башкортостан) и т.д.. Они являются составной частью парламентаризма, избир народами республик и выражают волю и интересы республик, их можно отнести к представительным органам. Избираются на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования сроком на 4 или 5 лет, в количестве от 27 (Ингушетия) до 250 (Татарстан). Являются законодательными органами.
19. Система личных прав и свобод чел и гражданина в РФ.
- Ст 20 1. Каждый имеет право на жизнь.2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
- Ст 21 Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
- Ст. 22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
- Ст 23 п.1 Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- ст. 23 п. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
- Ст 24 п. 2 право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
- Ст. 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
- Ст.26 п. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
- ст. 26 п. 2 Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Ст. 27 п. 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- ст 27 п. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
- Ст. 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
- Ст. 29 п. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- ст 29 п. 4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.


20 Система политических прав и свобод рос. граждан. политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Конституция отражает личные права каждому, политические - гражданам. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.
Важным правом является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).
Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

21. Экономические, соц и культ права и свободы чел и гражд в РФ. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34 - 44).
Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя РФ.
Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.
Выделим следующие:
1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;
4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.
Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РФ.
Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.
В конституции более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия.
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

22 Избирательный процесс в РФ: понятие, основные стадии. Практика проведения выборов в орг гос власти РФ.
«Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования».[
Совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права и представляет собой избирательное право.
Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют политико – правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательный процесс - совокупность процессуальных государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существенным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и общества, определяет смысл современного избирательного процесса
Наряду с общем логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Основными стадиями являются:
1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в соответствии со сроками установ конституцией, законами, уставами);
2) регистрация и составление списков избирателей (включаются все граждане РФ, обладающие избирательным правом);
3) образование избирательных округов, избирательных участков,
4) формирование избирательных комиссий;
5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
6) предвыборная агитация;
7) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование (голосование личное, тайное, итоги должны быть опублик в течение месяца.);
8) проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса.


23принципы избирательного права пробелы их реализации в РФ..
всеобщность;
равенство граждан России при выборах;
прямые выборы;
тайное голосование.
Принцип всеобщности означает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти.
Принцип равенства граждан РФ при выборах означает, что каждый избиратель имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов.Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня.
Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей.
Тайное голосование выражается в том, что на выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя и результаты голосования не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего.

24 гос власти субъектов РФ: сравнительная характеристика.
органы государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.
Органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.
В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.


25.Законодательные (представительные) органы гос власти субъектов РФ
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.


26. Понятие института Президентства. Место и роль презид РФ в системе фед органов гос власти.
Президент РФ- глава государства (ст. 80). Это принципиально новый для России государственный институт, который имеет существенное влияние на всю систему государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент избирается непосредственно народом. Президент самостоятелен в организационном отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Президент тесно взаимодействует с законодательным органом парламентом России, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей|Как глава государства он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.30. Положение Президента РФ в системе ГО. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч. 1 ст. 80) - определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. В России глава государства не является одновременно главой Правительства, но имеет право председательствовать на его заседаниях. См. ст. 80 К РФ - роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании недействительными актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции), если считает эти акты неконституционными.Президент может отменить акты Правительства, либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля над соблюдением Конституции.Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.Через послание Федеральному Собранию он может изложить свое видение проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни..Может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан.Средством влияния главы государства на деятельность ФС является и п. " е" ст. 84 Конституции. Правовая природа послания Президента парламенту четко законом не определена. С одной стороны, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, из чего можно сделать вывод об обязательном характере общих установок и конкретных поручений, содержащихся в послании. С другой стороны, послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, принимаемым федеральным собранием и каким-либо образом ограничивать правотворческую деятельность парламента.
Президент взаимодействует и с судебной ветвью власти. См. п. " е" ст. 83 Конституции.


27.Порядок избрания и вступления в должность президента РФ.
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81), сроком на шесть лет.
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. " д" ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.
Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.
Досрочные выборы в случае прекращения полномочий Президента до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. День голосования в таком случае - последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращаются на одну четверть.
Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Требования к кандидату:
- д.б. гражданином РФ.
- он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)
- нижний предел возрастного ценза - 35 лет.
- ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.
- одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.
Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов. При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).
Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации. Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.
Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.

 

28.Процедура отрешения президента РФ от должности.
Процесс отрешения президетна РФ от должности, закрепленный в К.РФ (ст. 93), проходит как бы в две, хотя и взаимосвязанные, однако относительно самост. стадии.
На 1 стадии ГД ФС РФ инициирует процесс об отрешении Пр. РФ от должности путем выдвижения против него обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. (инициатива не менее чем 1/3 депутатов ГД.), для этого она создать спец. комиссию., состоящую только из депутатов ГД, и получить от нее соотв. заключение. В К РФ не указывается, что должно содержаться в этом заключении. Представляется, что эта комиссия должна проверить: 1) соответствие К РФ факта инициирования не менее чем 1/3 депутатов ГД 2) дать предварительную оценку имеющихся мат-лов, которые явл. основанием выдвижения обвинения. Если заключение подтвердит конституционность инициирования депутатов, ГД только тогда сможет продолжить процесс. Затем ГД должна получить заключен. Верх. Суда РФ о наличии или отсутствии в действиях Пр. РФ состава преступления. В случае положительного заключения Верх. Суда РФ, процесс отрешения Пр. РФ от должности д.б. продолжен. Еще необходимо также заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Такое заключение К.Суд РФ должен представить в СФ по его запросу, т.е. после принятия ГД постановления о выдвижении обвинения Пр. РФ
2 стадия Вместе с принятым ГД постановлением о выдвижении обвинения в СФ передаются заключения Верховного Суда РФ и К. Суда РФ, и др. документы. СФ обязан не позднее чем в 3-х мес. срок после выдвижения обвинения ГД решить вопрос об отрешении его от должности 2/3 голосов. Если в указанный выше срок решение Совета
Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным

 


29. Порядок формирования и структура Фед Собрания РФ.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации 178. Численность ГосДумы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95).. Выборы в Госдуму осуществляются по смешанной избирательной системе, когда половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - на основе пропорциональной системы.В настоящее время выборы депутатов Госдумы проводятся на основе Федерального Закона " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 24 июня 1999 г. В соответствии с законом депутаты Госдумы избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Также выборы депутатов проводятся на основе Федерального Закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 24 июня 1999 г.Половина депутатов Госдумы (225) избираются по одномандатным и избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.Вторая половина Госдумы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.После регистрации в качестве кандидатов соответствующими избирательными комиссиями, они включаются избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральные списки кандидатов, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ. Сбор подписей и внесение залога для регистрации федерального списка кандидатов отменяются. Избирательное объединение, избирательный блок могут выдвигать дополнительный список кандидатов, в который включаются кандидаты в депутаты Государственной Думы, не участвующие в выборах по одномандатным избирательным округам, и который также регистрируется Центральной избирательной комиссией РФ.К распределению депутатских мандатов допускаются те избирательные объединения, избирательные блоки, чьи федеральные списки кандидатов получили 5% и более голосов от принявших участие в выборах и (или) кандидаты, включенные в них, победили в 12 и более одномандатных избирательных окру
гах. Внесены изменения в порядок распределения бесплатного эфира и печатной площади среди избирательных объединений, избирательных блоков зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Предлагается распределять бесплатный эфир и печатную площадь пропорционально количеству кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов. Избирательное объединение, избирательный блок могут передавать свое бесплатное эфирное время и печатную площадь кандидатам, выдвигающимся по одномандатным избирательным округам.Порядок формирования Совета Федерации РФ коренным образом отличается от порядка выборов депутатов Госдумы.Федеральный закон " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 5 августа 2000 г. развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ; членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет.Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов РФ.

30. Государственная Дума (ГД) ФС РФ: порядок образования, начало работы, внутренняя структура.
ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 " О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией.
Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, допущенных к участию в распределении депутатских мандатов.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Госуда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.