Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 7. 1. Теория трёх «классических единств»






1. Теория трёх «классических единств». Единство действия и его значение в произведении драматургии. Единство действия в сценарии театрализованного представления, праздника.

2. Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Различие понятий «эпизод» и «номер».

1. Теория «трех классических единств». Единство действия, его значение в произведении драматургии. Единство действия в сцена рии ТП и П.

Он был сформулирован в трудах итальянских и французских гуманистов XVI в. (Д.Триссино, Ю.Ц.Скалигер и др.), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневековым театром. Но только классицисты XVII в. (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Классицизм – это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Ведущий жанр – трагедия.

В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких часов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселенной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Небольшая сцена изображала и землю, и небо, и ад. Требование единства места и времени изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов показывать не все действие, а лишь его кульминацию, лишь саму катастрофу. Классицизм во Франции. Классицизм стал ведущим направление во французской литературе XVII века. Его основоположником считается Малерб, крупнейшими представителями — драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, теоретик искусства Буало, некоторые прозаики, среди которых — Паскаль, Ларошфуко, Лафайет. В основе франц. трагедии 17 в. лежит философия рационализма, от которой драматурги восприняли стремление к анализу внешних явлений и духовной жизни человека. У Ж. Расина принципы классицизма получают законченное и совершенное выражение. Их действие строится вокруг одного события и происходит в момент, когда противоречия достигают наивысшей остроты. Композиция трагедий Расина отличается тщательной согласованностью всех частей, строгой продуманностью эффектов, чёткостью построения действия.

Требование трех единств возникло из рационалистического положения о том, что зритель, проводящий в театре всего несколько часов, не поверит, если перед ним на подмостках пройдут события, длительность которых сильно отличается от реальной длительности театрального представления. Считалось, что прямое время действия, показываемого на сцене, совпадает с физическим временем зрительского восприятия. Ведь зритель в зале, полагали классицисты, имеет достаточно здравого смысла, чтобы отдавать себе отчет в том, что перед ним все время одна и та же сцена; и так как декорации в театре XVII века были во многом условными, действие полагалось протекающим в одном и том же месте, как правило, в вестибюле или портике королевского дворца, где с равной естественностью могли появляться его обитатели, сановники государства, вестники, необходимые для развития действия.

Третье требование — единства действияэто общее и обязательное условие для хорошей пьесы вообще; без единства действия зрителю трудно досмотреть пьесу до конца.

Действие в драматургическом произведении - не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно - одно событие после другого - а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда.

Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. время, место, действие (24 часа, одно место, одна линия сюжета).

Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). «единство действия» не допускало введения в ткань произведения никаких эпизодов и действующих лиц, непосредственно не связанных с развитием основного сюжета. Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий. Рационализм, почти математическая выверенность сценического произведения приводили к тому, что герой выражал лишь одну идею, одно чувство.

Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

С нормативностью классицизма борьбу вели романтики и реалисты.

Аристотель выдвигает самым категорическим образом требование единства действия. Единство действия Аристотель понимает в том смысле, что все случайное, второстепенное в развитии событий, отвлекающее действие в сторону от основной линии фабулы должно быть отброшено.

Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство, действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного. Но единство действия в драме – это не только его единство, стройность… это – шире – его концентрированность, напряжённость.

В пьесах, написанных в «закрытой форме» фабула образует «законченное целое», расчлененное на ограниченное количество последовательных эпизодов, которые ориентированы на основной конфликт. Любая тема, любое действие в пьесаx подчиняется общей схеме, пространственно-временной и причинно - следственной логике. Обязательным является закон триединства: места, времени, действия. Время в пьесах данного типа - однородно, оно не расчленяется и тем более не вносит в его течение иные временные уровни. Пространство может подвергаться незначительным изменениям, но в зависимости от содержания пьесы. Оно выполняет функцию местоосуществления действия, т.е. материализации среды. Действие развивается по прямой, т.е. от действия к противодействию (контрдействию) и разрешается основной конфликт в финале. В форме закрытой написано большинство пьес мирового репертуара: Мольер, Шекспир, Лермонтов, Гоголь, Островский.

Действие (драматическое) – поступки персонажей в их взаимосвязи,

составляющие важнейшую сторону драматургического сюжета. Единицы

действия – это высказывания, движения, жесты, мимические акты

персонажей, выражающие их эмоции, желания и намерения. Действие может

быть внешним, основанным на перипетиях (например, у В.Шекспира или Ж.-

Б.Мольера), и внутренним, при котором перемены совершаются в

умонастроениях персонажей при внешней бессобытийности (например, у

А.Чехова). Внешнее действие обнаруживает себя, как правило, в открытых

конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые

возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенных событий.

Внутреннее же действие отражает конфликты имманентные, устойчивые,

непреодолимые в рамках одного произведения. Поступки персонажей

взаимообусловлены, что и составляет единство действия, которое (начиная с

аристотелевой «Поэтики») до сих пор считается нормой драматического

сюжетосложения. Единство в драме, как заметил Белинский – следствие единства основной идеи призведения. Драма представляет картину развития основного конфликта, в итоге которого вырастает основной авторский вывод, главная идея призведения.

Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия.

«композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии. Первое условие - действие должно иметь «известный объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим начало, середину и конец.

Единство действия в театрализованном представлении и празднике такое же, как и в дрматургическом представлении (есть конфликт, герои, действ.лица, обстоятельства). Но есть особенности:

- сюжетное развитие действия не является основным понятием для театр.представл. и праздников. Развивается одна линия-это тема события, которому посвящен праздник (День Победы);

- во всех эпизодах действие развивается в одном направлении, героизм русского народа);

- конфликт не имеет прямого драматического развития.

Предлагаемые обстоятельства должны быть заданы режиссером праздника. В отдельных сценах может быть выражен конфликт в действии. А особенность – эпическая характеристика выражения конфликта.

2. Эпизод в сценарии ТП и П. Различие понятий «эпизод» и «номер».

ЭПИЗОД – (греч. «отдельное происшествие, событие» - это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящая по законам композиции.

В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Эпизод играет важную роль в архитектонике ТП: единство действия определяется кульминациями эпизодов. Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться раньше, чем начнется другой эпизод. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому. Эпизод в сценарии является художественным воплощением, отражением той или иной проблемы действа. Каждый эпизод содержит аспекты общего конфликта. Выразительные художественные средства, используемые в эпизоде, подчинены жанру и стилистике всего представления.

Стык между эпизодами может быть чисто монтажным, т.е. один эпизод – смысловое продолжение другого. Стыком может быть и поэтическая заставка, выраженная любыми средствами, и банальный конферанс. В идеале же связки вообще не нужны, нужно, чтобы последний номер был естественным продолжением другого. Сочетание номеров может быть любым, но обязательно монтажно-творческим.

Брехт говорил: «Необходимо отдельные события связывать между собой так, чтобы узлы были очевидны; события же должны следовать одно за другим неприметно; эпизод, как маленькая пьеса». Эпизодам дают название, заголовки должны содержать суть, определять стиль исполнения. Лаконичное, емкое название эпизода всегда свидетельствует об определенности темы, о конкретности его сверхзадачи, о роли и месте в архитектонике всего представления.
Иногда представления строятся сюитно, т.е. следующие друг за другом номера создают целостность образа и единство действия, нет четкой границы между ними. но большинству представлений свойственно членение на номера и эпизоды. В ТП образно-сценический, художественный материал соединяется, «склеивается» с фактом действительности, документальным материалом.

Как и сценарий в целом, каждый эпизод имеет свою действенную структуру, выражающуюся в ситуации. Главное – кульминационный момент эпизода, как интеграция (объединение) кульминаций всех номеров. Номера монтируются так, чтобы активизировать внимание зрителя, кажущаяся бессюжетность номеров внутри эпизодов действует на восприятие всего произведения как образно-художественная специфическая форма отражения важных противоречий действительности.

 

ЭПИЗОД В СЦЕНАРИИ ТП – это специфическая монтажно-организованная совокупность номеров (монтажных единиц), объединенных между собой тематически и действенно в единую относительно завершенную структуру.

ЭПИЗОД – (греч. «отдельное происшествие, событие») - это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящая по законам композиции.

Эпизод (Силин) - сплав, коллаж из разножанровых номеров, кинопроекций, докум.материала в результате чего рождается новое качество. Создается произведение совершенно нового, синтетического, комплексного жанра. Эпизод – законченная по мысли микроструктура, обладающ. своей завязкой конфликта, ее развитием и завершением. Т.е. триада Гегеля лежит в основе эпизода. В кульминационный момент берем самые яркие вырзит. художеств. произведения, которые будут воздействовать на зрителя.

Эпизод – мост - связующее звено между эпизодами. Они должны быть небольшими. Это логическая связка между основными эпизодами, звено между предшествующим и последующими эпизодами, без которого был бы непонятен переход от одного к другому.

 

Эпизод – штрих - для дополнительного раскрытия характера или ситуации. Придает дополнительный оттенок, украшает полутонами. Если его «вынуть» -ход действия не перестанет быть понятным.

Эпизод -это фрагмент, включающий в себя законченный момент содержания.

Эпизод- сложная микроструктура, облададающая завязкой конфликта, его развитием и завершением. Эпизод дожен обладать высоким художественным уровнем. Иметь документальноую основу. Иметь действенный сюжет, образное решение. Обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться раньше, чем начнется другой эпизод. Важно для режиссера найти способ подачи, т.е. найти режиссерский прием, через который он донесет до зрителя идею конкретного эпизода. Каждый эпизод содержит аспекты общего конфликта. Выразительные художественные средства, используемые в эпизоде, подчинены жанру и стилистике всего представления.

 

Двойственный характер: самостоятельная структурная единица и одновременно часть целого сценария.

Различают 3 типа эпизодов:

В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Эпизод играет важную роль в архитектонике ТП: единство действия определяется кульминациями эпизодов. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому. Эпизод в сценарии является художественным воплощением, отражением той или иной проблемы действа.

Эпизодам дают название, заголовки должны содержать суть, определять стиль исполнения. Лаконичное, емкое название эпизода всегда свидетельствует об определенности темы, о конкретности его сверхзадачи, о роли и месте в архитектонике всего представления.

ЭПИЗОД В СЦЕНАРИИ ТПэто специфическая монтажно-организованная совокупность номеров (монтажных единиц), объединенных между собой тематически и действенно в единую относительно завершенную структуру.

НОМЕР – это отдельно завершенное композиционно уравновешенное во всех частях сценическое произведение со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
ДЛЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА ХАРАКТЕРНО:
1). Четкая композиция: заманчивая завязка, острая кульминация, неожиданный финал.
2). Отточенная внешняя форма.
3). Лаконизм.
4). Зрелищность: требует использования специфических выразительных средств, особой сценографии, ярких костюмов, реквизита, четкого и стремительного ритма, изобразительных мизансцен.

ОСОБЕННОСТИ:

I. КРАТКОВРЕМЕННОСТЬ, т.к. концерт складывается из множества номеров, поэтому:
• Должны сразу завладеть вниманием зрителя, не должны иметь долгой завязки;
• Действие развивается стремительно;
• От исполнителей требуется максимальная концентрация действия, парадоксальность;
• Актер должен сразу завладеть вниманием публики;
• Характер героя должен быть сразу понятен;
• Номер должен быть рассчитан на мгновенную реакцию зала;

ИСПОЛНИТЕЛЬ – основа номера, конкретный человек со своей неповторимой индивидуальностью.
• Один и тот же номер в исполнении разных актеров приобретает собственное звучание;
• Номер – это творческое самовыражение актера;

В сценарии театр.представления номер-часть эпизода. Если в концерте номер включается в любом порядке, то в сценприи театр. представления номер –это часть сценария. Выбросить его нельзя. Поменять нельзя. Номер становиться неотъемлемой частью эпизода. Это уже не номер, а часть действия. Номер приобретает новое качествло. В эпизоде номер приходиться переделывать, сокращать. Перед исполнителями номера появляется новая актерская задача. Исполнитель номера становиться действующим лицом эпизода. Главное – кульминационный момент эпизода, как интеграция (объединение) кульминаций всех номеров. Номера монтируются так, чтобы активизировать внимание зрителя, кажущаяся бессюжетность номеров внутри эпизодов действует на восприятие всего произведения как образно-художественная специфическая форма отражения важных противоречий действительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.