Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора. Получив очередной заказ на художественную организацию ка-






Получив очередной заказ на художественную организацию ка-

кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня

Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива,

дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного

торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от-

крытие художественной выставки или торгового центра, профес-

сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не-

смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе-

нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное

состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида-

ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру-

гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ-

ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать

- что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен-

ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище.

Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто.

Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний,

ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере-

смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не-

известными людьми, которые за это время станут хорошими знако-

мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при-

дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро-

ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что-

бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо-

жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится

наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.

Опыт по организации театрализованных представлений и праз-

дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена-

рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход

всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина-

цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая

не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду-

щего действа, пространственное решение всего праздника, или от-

дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или

стиль сценического действия, который становится во главе всей

дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином

ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд-

ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение

церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы

активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или

анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото-

рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес-

тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав-

ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное

действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те-

атрализованного представления, выявлением проблемы, которая

будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с

кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра-

достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о

насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет

сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.

Творческий процесс работы над сценарием театрализованно-

го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу-

чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя

сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет

дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться

на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и

развиться природные способности человека, только труд (практи-

ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения,

раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).

Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что

«пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован,

дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда,

на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска-

зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не

нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна-

ния высшей математики не требуются: составил последовательность

номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до-

бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов.

Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шля-

пе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых

ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти.

Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга

такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно

наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре-

жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те-

атрализованного представления или любого другого театрализован-

ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот-

ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде-

лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.

А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ

на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает

необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол-

нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И

здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на-

пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том,

какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно

выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели-

чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это

должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад

или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп-

риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое

начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет-

ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть

организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте

сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов»,

которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего

творческого потенциала и профессиональных навыков».

Создание и проведение массового театрализованного действа,

которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет-

ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра-

диционной сценической площадки, - дело сложное.

Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре-

жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)?

Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным

человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны,

иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме-

лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели.

Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно-

сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно-

душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным,

близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес-

сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка-

чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко-

нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра-

жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего

пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот

мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может

быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого

ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю-

дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан-

ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться

и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра-

диционных церемониальных, игровых и других действах, не за-

бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де

Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц»

писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис-

сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою

аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за

его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.

Характер художественно-творческой деятельности будущих

выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред-

ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их

профессиональной подготовке — знаниям, умениям, навыкам, спо-

собностям, общему кругозору, уровню культуры.

Высококвалифицированный специалист должен уметь своим

творчеством воздействовать на решение важных проблем совре-

менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко

убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време-

нем, чувствуя его ритм и характер.

Исходным моментом творчества режиссёра является создание

сценария, все части которого должны быть подчинены закону

сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою

законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии

точного отбора и умелой организации разноименного сценарного

материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей-

ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.

Творческий процесс работы над сценарием предполагает не

только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу-

ет общего и профессионального развития личности студента, спо-

собного выразить свою гражданскую позицию.

Логическое и художественное мышление, чувства гармонии,

пропорциональности, целостности в восприятии произведений

искусств, окружающей действительности, гражданская позиция,

владение монтажным методом создания динамичной структуры

театрализованных действ — вот тот фундамент, на котором зиж-

дется мастерство сценариста.

В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё-

ров театрализованных представлений и праздников на особеннос-

ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных

праздничных программ и их основные характеристики, рассмат-

риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об-

щие и специфические особенности драматургии театрализован-

ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания

художественного замысла известных произведений литературы и

искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда-

нию сценариев театрализованных представлений.

Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест-

ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат-

ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных

представлений и праздников.

Так, основные характеристики сущности драматургии как ос-

новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле-

дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Заха-

вы Ь.5; ^ Ершова П.М., Митты А., Осовцева С.М., Поламишева

A.M., Поля^я м.Я., Товстоногова Г.А.

Значительную pi^ B осмыслении и раскрытии специфичес-

ких особенностей искусстве, -театрализованных представлений и

праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова

О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского

В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.

Проследить закономерности творческого процесса автору по-

могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С., Шклов-

ского Е.А., Шорохова Е.В.

Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над

созданием драматургии театрализованных представлений и праз-

дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова

Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.

Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды

доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан-

ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского

анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра-

лизованных представлений и праздников.

В изложении материала автору помог изученный и проанали-

зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес-

тных режиссёров театрализованных представлений и праздников,

педагогов, коллег.

Работая над пособием, автор опирался на собственный много-

летний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного

мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и

праздников», личную творческую практику по созданию сценари-

ев, организации и проведению различных театрализованных пред-

ставлений и праздников в институте, городе и области на различ-

ных сценических площадках.

В настоящем пособии автор систематизировал собранный и

изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной

форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и

особенные черты сценарной драматургии и последовательно про-

следить творческий процесс создания сценариев театрализован-

ных действ.

Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим

режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по-

стичь все сложности сценарного творчества, что является важной

составляющей их профессиональной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.