Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Статистические таблицы






 

Статистические таблицы предназначены для того, чтобы в компактной форме передавать относительно большой объем информации. При этом следует иметь в виду, что традиционные статистические таблицы, о которых пойдет речь ниже, совсем не обязательны при машинной обработке информации с использованием специальных программ. Кроме того, под термином «статистические таблицы» в данной главе будут подразумеваться таблицы, предназначенные для сводки материала в виде абсолютных чисел. На основе этих таблиц могут рассчитываться различные показатели, которые можно, в свою очередь, тоже объединять в таблицы. Но это будут уже производные таблицы, а не сводные.

3.1. Общие требования и характеристики статистических таблиц.

Каждая таблица должна иметь название, из которого было бы ясно: что говорится и о чем, на какой территории, за какое время (при необходимости – в каких единицах измерения). Таким образом, таблица должна представлять собой законченный фрагмент текста, который был бы понятен читателю без обращения к предыдущему или последующему материалу.

Различают три основных вида статистических таблиц:

1. Простые.

2. Групповые.

3. Комбинационные.

 
Простые таблицы содержат распространение явления по градациям одного признака. Групповые – по градациям двух и более попарно связанных признаков, комбинационные – по градациям трех и более взаимосвязанных признаков.

В групповых и комбинационных таблицах выделяют статистическое подлежащее и статистическое сказуемое. Подлежащее – это главное, чему посвящена таблица. Подлежащее в таблице бывает одно, и в его качестве выступает результативный показатель.

Сказуемое – это характеристики подлежащего, воздействующие на него или обусловливающие его изменение признаки, т.е. это факторные признаки, которых может быть в таблице несколько. При этом ограничителем числа ФП в сказуемом должен служить уровень читабельности таблиц: если ввести много ФП в таблицу, то она превращается в мелкоячеистую сеть, почерпнуть информацию из которой трудно.

Обычно строки таблицы отводят под подлежащее, графы - под сказуемое. Но при необходимости их можно менять местами. Каждая строка и графа должны иметь подзаголовки, а нередко – и нумерацию, что особенно удобно при переносе таблицы со страницы на страницу. Кроме того, принято нумеровать все таблицы сквозной нумерацией или в соответствии с главами текста – для облегчения обращения к ним и ссылок.

3.2. Простые таблицы.

Как указывалось в разделе 3.1., эти таблицы содержат распределение явления по градациям одного признака. В качестве примеров рассмотрим макеты таблиц 3.2.1. – 3.2.3.

Таблица 3.2.1.

Распределение жителей населенного пункта N по полу за 2000 год

 

Пол Численность жителей
Мужской  
Женский  
Оба пола  

 

Таблица 3.2.2.

Распределение жителей населенного пункта N по возрасту за 2000 год

 

Возраст Численность жителей
14 и младше  
15 – 49  
50 и старше  
Итого  

 

 
Таблица 3.2.3.

Распределение жителей населенного пункта N по числу простудных заболеваний, перенесенных в 2000 году

 

Число простудных заболеваний Число жителей
   
1 – 3  
4 и более  
Итого  

 

В качестве примечаний к приведенным таблицам нужно отметить следующее.

Во-первых, в таблицах следует употреблять общепринятые градации признаков. Если брать произвольные градации, например, по возрасту, полученные результаты невозможно будет сравнить с данными других исследований, т.к. нельзя сопоставлять какие – то показатели у лиц в возрасте до 14 лет и 12-17 лет или 50 – 59 лет и 48 – 66 и т.д.

В таблице 3.2.2. использована демографическая классификация по возрасту, при которой выделяется группа 15 – 49 лет – детородный (фертильный) возраст женщин. В здравоохранении распространены многие варианты классификации по возрасту; например:

по пятилетиям - … 20 – 24 г., 25 – 29 л., 30 – 34 г. и т.д.

по десятилетиям – до 19 л., 20 – 29 л., 30 – 39 л., и т.д.

у детей - до 1 г., 1- 3 г., 4 – 6 л., 7 - 14 л.

Во-вторых, градации признаков должны быть не только общеприняты, но и обоснованы по смыслу. Так существует понятие «ЧДБ» - часто и длительно болеющие. При этом к часто болеющим относят лиц, имевших не более, чем за 12 месяцев, 4 и более случаев нетрудоспособности по этиологически однородным или 6 и более случаев по различным заболеваниям. Длительно болеющими считаются лица, имевшие за такой же период времени 40 и более дней нетрудоспособности по этиологически однородным или 60 и более дней по различным заболеваниям.

В-третьих, для построения таблиц 3.2.1. – 3.2.3. была использована информация о распределении жителей населенного пункта N по полу, возрасту, числу простудных заболеваний. При этом указанные таблицы не требуют больших усилий для построения и легко воспринимаются. Но если понадобится узнать, сколько было мужчин в возрасте 50 лет и более, или женщин 15 – 49 лет, ни разу не болевших или еще что–то подобное, то это окажется невозможным. Таким образом, использование простых таблиц ведет к определенной потере информации, с чем можно бороться путем использования более информативных групповых и комбинационных таблиц.

 
3.3. Алгоритм[1] построения групповых и комбинационных таблиц.

При построении групповых и комбинационных таблиц целесообразно придерживаться приводимого алгоритма, что позволит избежать многих ошибок.

1) Составление перечня признаков, включаемых в таблицу.

2) Определение подлежащего и сказуемого.

3) Обозначение градаций признаков.

4) Утверждение окончательного перечня признаков.

5) Определение порядка записи признаков в сказуемом (проводится по смыслу или по градациям признака с наименьшим числом градаций).

6) Построение левой части таблицы – подлежащего.

7) Построение правой части таблицы – сказуемого.

3.4. Групповые таблицы.

Проиллюстрируем подробно использование алгоритма на примере построения групповых таблиц, содержащих распределение явления по градациям двух и более попарно связанных признаков.

1)Составление перечня признаков, включаемых в таблицу.

Пусть требуется включить следующие признаки: пол, возраст, число простудных заболеваний, длительность нетрудоспособности, уровень санитарной культуры.

2) Определение подлежащего и сказуемого следует проводить, исходя из принадлежности каждого из перечисленных признаков к результативным или факторным. В перечне к РП относят два признака – число простудных заболеваний и длительность нетрудоспособности. Поскольку, как указывалось в пп. 3.1., подлежащее в таблице может быть лишь одно, необходимо оставить в перечне один РП (например, число простудных заболеваний), исключив из него второй. В последующем можно построить еще одну таблицу, в которой подлежащим будет исключенный РП – длительность нетрудоспособности.

3) Обозначение градаций у трех из оставшихся в перечне признаков уже проводилось (см. пп. 3.2.). Уровень санитарной культуры можно определять как " высокий – средний – низкий" или " удовлетворительный – неудовлетворительный" или еще каким-то образом. Но в любом случае возникает вопрос – что конкретно относить к той или иной градации? Мнений может быть много, причем несовместимых, и вместе с тем любая простая (не комплексная) оценка уровня культуры не может претендовать на роль единственно верной и соответствующей истине. Если при построении таблиц встречаются признаки, которые у разных людей могут вызвать разные толкования, эти признаки лучше исключить из перечня – чтобы не тратить время и усилия на решение спорных и непринципиальных вопросов.

 
4) В окончательном виде перечень включает в себя три признака: пол, возраст, число простудных заболеваний.

5) Порядок записи факторных признаков в сказуемом может быть произвольным. Если нет необходимости по смыслу исследуемого явления на первое место выносить какой-либо признак, то рекомендуется вначале проводить разбивку таблицы по градациям признака, имеющего меньшее число этих градаций. В данном примере у признака «пол» меньше градаций и нет каких-либо особых оснований выделять признак «возраст». Поэтому будем разбивать таблицу сначала по градациям, соответствующим полу, а затем – возрасту.

6) Левая часть таблицы будет выглядеть так, как это представлено в графе 1 таблицы 3.4.1.

7) Правя часть – графы 2 – 8 таблицы 3.4.1.

Таблица 3.4.1.

Распределение жителей населенного пункта N по полу, возрасту и числу простудных заболеваний, перенесенных в течение 2000 года

 

Число простудных заболеваний Пол Возраст Всего
м ж оба пола до 14 лет 15 - 49 50 и более
               
               
1 – 3              
4 и более              
Итого              

 

Следует помнить, что при разбивке таблицы, число граф должно быть всегда на одну больше, чем выделено градацией у соответствующего признака. Это необходимо для введения обязательных итоговых граф по каждому признаку. То же касается и числа строк, отводимых для записи градаций РП.

 

3.5. Комбинационные таблицы.

В таблице 3.4.1. каждый факторный признак связан попарно с результативным, что значительно повышает ее информативность по сравнению с таблицами 3.2.1. – 3.2.3.: можно узнать, сколько мужчин не болели ни разу за год или сколько женщин 15 – 49 лет болели часто и т.д. Однако информативность таблиц можно еще более повысить, если перейти к комбинационным таблицам, в которых все признаки взаимосвязаны и приведены все возможные сочетания градаций как РП с ФП, так и ФП между собой.

Алгоритм построения комбинационных таблиц тот же (см. пп. 3.3.), лишь изменяется содержание седьмого этапа – построения правой части (сказуемого). Макет комбинационной таблицы показан как таблица 3.5.1.

 

 

 
Таблица 3.5.1.

Распределение жителей населенного пункта N по полу, возрасту и числу простудных заболеваний, перенесенных в течение 2000 года

 

Число простудных заболеваний Муж. Всего Жен. Всего Оба пола Всего
до 14 лет 15 – 49 лет 50 и более до 14 лет 15 – 49 лет 50 и более до 14 лет 15 – 49 лет 50 и более
                         
                         
1 – 3                        
4 и более                        
Итого                        

 

Резюмируя сказанное в главе 3, можно отметить следующие важные моменты.

Во-первых, при построении таблиц следует придерживаться определенной последовательности действий, чтобы избежать ошибок.

Во-вторых, в большинстве случаев целесообразно строить высоко информативные комбинационные таблицы; простые таблицы бывают в ряде случаев необходимы, но чаще в процессе предварительного анализа явления; как способ передачи концентрированной информации они малоэффективны.

В-третьих, выделение градации каждого признака должно или четко обосновываться, или соответствовать принятым классификациям и стандартам, или иметь определенное смысловое значение.

В-четвертых, нецелесообразно включение в таблицу признаков, вызывающих неоднозначное толкование явления.

В-пятых, необходимо по каждому признаку иметь итоговую графу (строку).

В-шестых, число признаков в одной таблице не должно быть чрезмерным в целях сохранения их читабельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.